г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2013 г. |
Дело N А21-7422/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25194/2012) ФГБУ "Запбалтрыбвод" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2012 по делу N А21-7422/2012 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ФГБУ "Запбалтрыбвод"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
о признании недействительным предписания
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (236000, г.Калининград, ул. Коммунальная, 6, ОГРН 1023900593034, далее - ФГБУ "Запбалтрыбвод", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании предписания N 01-76/2-3/2012 от 11 мая 2012 года об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (236000, Калининградская обл., г.Калининград, Офицерская ул., 6, ОГРН 1043900834658, далее - Управление, административный орган) в отношении заявителя, недействительным.
Решением от 29.10.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2012 по делу N А21-7422/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что учреждение не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, в связи с чем действие статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) на Учреждение не распространяется.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению Управления, поскольку на территории Учреждения накапливаются отходы до их вывоза специализированными организациями, следовательно, Учреждение осуществляет деятельность в области обращения с отходами и обязано соблюдать требования статьи 26 Закона N 89-ФЗ в части осуществления производственного контроля, согласованного в установленном порядке.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что Управлением на основании приказа от 26.03.2012 N 108-П "О проведении выездной проверки ФГБУ "Запбалтрыбвод" руководителя Управления Цыбина Ю. А. проведена плановая выездная проверка Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов", которой установлено, что ФГБУ "Запбалтрыбвод" в процессе своей деятельности при обращении с отходами производства и потребления нарушены требования статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 14, части 1 статьи 15, статьи 18, статьи 19, статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части необходимости юридическими лицами ведения в установленном порядке учета и отчетности образовавшихся, использованных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, обязательного наличия профессиональной подготовки у лица, допущенного к обращению с отходами 1-IV класса опасности, обязательного наличия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Указанные факты нарушения требований природоохранного законодательства отражены в Акте проверки от 27.04.2012 N 76 (л.д.19) и протоколе от 27.04.2012 N01-76/2-1/2012 об административном правонарушении (л.д.35).
По результатам проведенной проверки в целях устранения выявленных нарушений ФГБУ "Запбалтрыбвод" выдано предписание от 11.05.2012 N 01-76/2-3/2012 (л.д. 38) об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в части разработки и согласования в установленном порядке Порядка (программы) производственного экологического контроля за опасными отходами и местами их размещения, со сроком исполнения 11.09.2012.
ФГБУ "Запбалтрыбвод", не согласившись с данным предписанием, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Учреждения, исходил из того, что учреждение осуществляет деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления, а поэтому в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ обязано организовывать и осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами и разработать порядок осуществления такого контроля, который согласовать с управлением Росприроднадзора.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признал жалобу Учреждения подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием Учреждению предложено устранить нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно статьи 26 Закона об отходах, и в срок до 11.09.2012 разработать и согласовать в установленном порядке Порядок (программу) производственного контроля за опасными отходами и местами их размещения.
Вывод о том, что учреждение осуществляет деятельность по обращению с отходами в виде их накопления, сделан судом на том основании, что учреждением в ходе проверки представлен паспорт опасного отхода, договоры на вывоз отходов, заключенных учреждением со специализированными организациями, а также счета по данным договорам.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции закона N 309-ФЗ от 30.12.2008, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Деятельность по сбору отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Деятельность по накоплению отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Деятельность по размещению отходов - хранение и захоронение отходов (хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах).
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, специализированными организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию).
Исходя из изложенного, требование Управления о разработке программы производственного контроля за опасными отходами и местами их размещения не основано на материалах проверки, поскольку в акте проверки отсутствуют выводы о том, что Учреждение осуществляет деятельность по размещению опасных отходов.
Из материалов дела видно, что в процессе деятельности Учреждения происходит накопление твердых бытовых отходов до момента их передачи специализированным организациям. Такой вид деятельности как накопление опасных отходов в целях в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (пункт 1 Закона N 89-ФЗ) Управлением не выявлено и не доказано, что Учреждение занималось накоплением и размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
Следовательно, Учреждение не может быть признано субъектом деятельности по накоплению и размещению отходов.
Согласно статье 26 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Поскольку Учреждение не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, указанное предписание не соответствует требованиям закона и нарушает права Учреждения, не являющегося лицом, обязанным исполнять требования статьи 26 Закона N 89-ФЗ.
Таким образом, выводы суда о соответствии оспариваемого предписания требованиям закона и об отсутствии нарушения прав и законных интересов Учреждения не могут быть признаны обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а заявление Учреждения - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29 октября 2012 года по делу N А21-7422/2012 отменить.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области N 01-76/2-3/2012 от 11.05.2012 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов".
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (236000, Калининградская обл., Калининград г, Офицерская ул, 6, ОГРН 1043900834658) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Балтийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (236000, Калининград Город, Коммунальная Улица, 6, ОГРН 1023900593034) 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7422/2012
Истец: ФГБУ "Запбалтрыбвод"
Ответчик: Управление Росприроднадзора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области