г. Москва |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А40-115053/12-154-1081 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Оркла Брэндс Россия" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2012 по делу N А40-115053/12-154-1081, принятое судьей Полукаровым А.В.,
по заявлению ОАО "Оркла Брэндс Россия" (ОГРН 1027809173446, 191119, г.Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, д.21)
к Федеральной антимонопольной службе,
третье лицо: ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь",
о признании незаконным решения и предписания от 06.07.2012,
при участии:
от заявителя: Хабаров Д.И., Довгалюк А.И. по доверенности от 09.07.2012;
от ответчика: Кононова Н.В. по доверенности от 25.12.2012 N ИА/44260/12;
от третьего лица: Шайхутдинова П.А. по доверенности от 21.12.2012; Бостан О.Н. по доверенности от 02.07.2012;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Оркла Брэндс Россия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы России (далее - антимонопольный орган) от 06.07.2012 по делу N 1 14/44-12.
Решением от 14.11.2012 арбитражный суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявления.
Представители антимонопольного органа, ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь" (третье лицо) поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения исходя из следующего.
Решением от 06.07.2012 по делу N 1 14/44-12 антимонопольный орган признал общество нарушившим положение п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Нарушение, по мнению антимонопольного органа, заключается в совершении обществом действий, связанных с использованием комбинированного обозначения (этикет шоколада "Крупская Аленка" в дизайне 2009) сходного до степени смешения с комбинированным товарным знаком по свидетельству N 184515 и с общеизвестным товарным знаком по свидетельству N 80 на товарном рынке плиточного шоколада Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь" (третье лицо) с августа месяца 1965 разработало рецептуру и осуществляет производство шоколада "Аленка".
Этикет шоколада "Аленка", выпускаемый ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь", представляет собой комбинированное обозначение. В верхней части обозначения по центральной оси расположено изображение лица девочки в головном платке, из-под которого выглядывает челка. Изображение лица девочки отличается большими глазами, пухлыми губами и щечками. Изображение лица девочки стилизовано, но близко к натуралистическому. Под изображением лица девочки расположен словесный элемент "Алёнка", выполненный оригинальным шрифтом, имитирующим написание "от руки", в кириллице с заглавной буквы.
Данное обозначение было зарегистрировано в качестве комбинированного товарного знака по свидетельству N 184515 с датой приоритета 21.09.1999.
С 2009 обозначение приобрело статус общеизвестного товарного знака по свидетельству N 80.
Ленинградская кондитерская фабрика имени Н.К.Крупской (правопредшественник общества) разработала рецептуру и стала выпускать шоколад "Аленка" с октября месяца 1965. С этой даты шоколад "Аленка" выпускается в различных исторических этикетках.
В 2009 Ленинградская кондитерская фабрика имени Н.К.Крупской начала выпуск шоколада "Крупская Алёнка".
Дизайн этикета шоколада "Крупская Алёнка" представляет собой комбинированным обозначение, состоящее из изобразительных и словесных элементов. Изобразительные элементы представлены частичным изображением девочки. На голове девочки повязан платок, из-под платка выбиваются хвостики и челка. Изображение лица девочки отличается пухлыми, румяными щеками, пухлыми губами, большими глазами. Изображение девочки размещено на белом фоне. Справа от головы девочки расположено стилизованное изображение стрекозы, в правой нижней части изображение букета цветов. Словесные элементы "Крупская Алёнка" расположены под изображением девочки и слева от него. Слова "Крупская" и "Алёнка" выполнены разным как по стилю, так и по размеру шрифтом, с акцентом на слово "Алёнка".
В письменной консультации Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 10.05.2011 N 08/17-3342/41 сказано, что комбинированное обозначение этикет шоколада "Крупская Алёнка" в дизайне 2009 может быть признано сходным до степени смешения с комбинированным товарным знаком по свидетельству N 184515, и с общеизвестным товарным знаком по свидетельству N 80 в силу семантического тождества словесных элементов Аленка, Alionka, а также сходства изобразительных элементов девочки в платке.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности сообщила, что по заявке N 2009734203, воспроизводящей этикет шоколада "Крупская Алёнка", службой вынесено уведомление об отказе в регистрации обозначения в качестве товарного знака.
Сходство до степени смешения сравниваемых обозначений подтверждается также социологическим опросом ОАО "ВЦИОМ" "Изучение мнения целевой группы о сходстве/различии в оформлении упаковок шоколада "Алёнка" и "Крупская Алёнка".
По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы: у большинства респондентов (74,5%) слово "Алёнка" ассоциируется именно с шоколадом "Алёнка". Шоколад "Алёнка" знают 93,2% потребителей от общего числа опрошенных, шоколад "Крупская Алёнка" знают 14,6% потребителей; 51,7% участников опроса назвали производителем шоколада "Алёнка" ОАО "Красный Октябрь"; 23,5% участников опроса в целом считают, что шоколад "Крупская Алёнка" имеет отношение к ОАО "Красный Октябрь", при этом 35,0% из них предполагают, что шоколад "Крупская Алёнка" это новый продукт ОАО "Красный Октябрь"; 55,2% потребителей отметили фонетическое сходство названий шоколада "Алёнка" и "Крупская Алёнка"; 59,8% потребителей отметили, что названия шоколада "Алёнка" и "Крупская Алёнка" близки по смыслу; 27,4% потребителей отметили наличие визуального сходства в этикете шоколада "Алёнка" и "Крупская Алёнка"; 59,9% потребителей считают, что дизайн упаковки шоколада "Крупская Алёнка" разрабатывался с учетом дизайна упаковки "Алёнка"; 43,1% потребителей считают упаковки шоколада "Алёнка" и "Крупская Алёнка" в целом схожими; 35,5% потребителей, желая приобрести шоколад "Алёнка", могли бы, при его отсутствии, приобрести шоколад "Крупская Алёнка"; 23,2% респондентов полагают, что вероятность перепутать шоколад "Алёнка" с шоколадом "Крупская "Алёнка" в той или иной степени существует.
Из содержания социологического опроса следует, что респондентам был задан открытый вопрос без предварительных вариантов ответа: "Какие из элементов упаковки шоколада "Алёнка" являются доминирующими?".
Ответы распределились следующим образом: 40,7% участников опроса назвали доминирующим элементом упаковки шоколада "Алёнка" "Образ девочки, ребенок".
Именно на это респонденты обращают внимание в первую очередь при выборе шоколада в плитках; в целом, 79,2% ответов респондентов были связаны с изображением ребенка на упаковке.
Аналогичный вопрос был задан относительно упаковки шоколада "Крупская Алёнка".
Ответы распределились следующим образом: 43,7% участников опроса доминирующим элементом упаковки шоколада "Крупская Алёнка" назвали - "Образ девочки, ребенок".
С учетом изложенного, антимонопольный орган и суд первой инстанции, основываясь на фактических обстоятельствах дела, пришли к правомерному выводу о сходстве этикета шоколада "Крупская Алёнка" с товарными знаками по свидетельствам N 184515, N 80, принадлежащим ОАО "Красный Октябрь".
Согласно п.3 ст.1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, антимонопольным органом доказано нарушение обществом положения п.4 ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции.
Представленные обществом доказательства ни по отдельности, ни в совокупности, не опровергают выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2012 по делу N А40-115053/12-154-1081 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Оркла Брэндс Россия" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей, как излишне уплаченную
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115053/2012
Истец: ОАО "Оркла Брэндс Россия"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь", Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ (РОСПАТЕНТ)