В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается сократить срок с трех лет до одного года, по истечении которого может быть принудительно прекращено право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, аренда земельного участка в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях, а также принудительно изъят у собственника земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением.
В настоящее время правовой основой регулирования отношений, затрагиваемых законопроектом, являются Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в том числе с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 3 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Кодекса).
Предлагаемые законопроектом изменения в земельное законодательство также противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации в части сокращения срока неиспользования земельных участков в указанных целях.
В соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Сокращение сроков, по истечении которых допускается изъятие неиспользуемых для сельскохозяйственного производства и строительства земельных участков, обосновывается в пояснительной записке к законопроекту тем, что это будет способствовать обеспечению "агропромышленного комплекса надлежащими производственными ресурсами" и развитию "жилищной инфраструктуры".
При этом не учитывается, что в земельном законодательстве предоставление земельных участков для сельскохозяйственного производства и строительства не ограничивается нуждами агропромышленного производства и жилищного строительства.
Например, из статей 78 и 81 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что указанные в законопроекте земельные участки предоставляются гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
При этом, следует учитывать, что рациональное землепользование в сельскохозяйственном производстве, например, при выращивании растениеводческой продукции, предусматривает применение научно-обоснованной системы севооборотов, в соответствии с которой пахотные земли после размещения на них пропашных культур могут находиться под незасеянными парами в течение двухлетнего периода времени.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 июля 2008 г. N 3307п-П11 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 31679-5 "О внесении изменений в статьи 45 и 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.С. Ивановым"
Текст письма официально опубликован не был