город Москва |
|
8 февраля 2013 г. |
Дело N А40-106835/12-139-1020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола помощником судьи Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Фирма "ЗАР" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2012 г. по делу N А40-106835/12-139-1020, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ООО Фирма "ЗАР" (ОГРН 1027739045509,105122,Москва, Советская ул., 80)
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (ОГРН 1027739900836, 125047, Москва, Триумфальная пл., д.1)
третье лицо: Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507, 125032, Москва, Тверская ул., 13)
о признании недействительными приказа N 809 от 04.05.2012, градостроительного плана земельного участка
при участии:
от заявителя: |
Аббасов К.Р. - генеральный директор, протокол N от 13.10.2009; |
от ответчика: |
Валяев О.И. по доверенности от 03.02.2012 N 001-03-118/12; |
от третьего лица: |
Валяев О.И. по доверенности от 10.07.2012 N 4-14-584/2; |
УСТАНОВИЛ:
ООО Фирма "ЗАР" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - ответчик, Москомархитектуры) о признании недействительными приказа N 809 от 04.05.2012, градостроительного плана земельного участка.
Решением от 11.12.2012 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду его необоснованности и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Москомархитектуры отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Правительство Москвы отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства поддержал свою правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, заявил ходатайство о запросе в Москомархитектуры и Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы (далее - ГЗК) проекта ГПЗУ, протокола заседаний ГЗК от 19.04.2012, список членов ГЗК и итоги голосования членов ГЗК. В удовлетворении ходатайства отказано.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании неправильного применения норм материального права (ч. 2 ст. 270 АПК РФ), исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО Фирма "ЗАР" владеет и пользуется земельным участком 0,8 га на правах аренды сроком на 49 лет по адресу: Москва, Сиреневый бульвар, вл. 2 Г, договор аренды N М-03-004470 от 23.12.1996 г. Разрешенное целевое использование земельного участка; строительство и последующая эксплуатация бизнес центра, что зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 21.12.2004.
ООО Фирма "ЗАР" разработало проект строительства прошедшего госэкспертизу. Проект строительства зарегистрирован в Государственном градостроительном кадастре города Москвы 27.06.2006, свидетельство - серия МГ04 N 00299.
Постановлением Правительства г.Москвы от 13.11.2007 N 976 ПП утверждено строительство ООО Фирма "ЗАР" многофункционального административно-делового и торгового центра в площадях и объемах утвержденною проекта строительства.
В связи с изменением градостроительного законодательства и для решения начала строительства ООО Фирма "ЗАР" в соответствии со ст. 44 ГрК РФ обратилась в Москомархитектуру 07.02.2012 N 001-ГПЗУ-221/2-0-6 об оформлении градостроительного плана земельного участка.
07.02.2012 Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы принял заявку ООО Фирма "ЗАР" на разработку Градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) по адресу: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 2-Г.
Подготовка вышеуказанного ГПЗУ осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков", постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции, исходил из следующего.
Согласно ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Частью 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.1. Положения о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы", проект оспариваемого ГПЗУ был направлен на рассмотрение Рабочей группы по вопросам градостроительной деятельности Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, о чем Комитет уведомил Заявителя письмом от 26.03.2012, и в дальнейшем был рассмотрен Градостроительно-земельной комиссией.
В соответствии с протоколом Градостроительно-земельной комиссии от 19.04.2012 N 14 п.42 было принято решение согласиться с оформлением Градостроительного плана земельного участка (77:03:0005001:0010) для благоустройства и озеленения территории, предусмотрев: основные виды разрешенного использования земельного участка: благоустройство и озеленение; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0%; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений - 0 м; предельную плотность застройки земельного участка - 0 тыс.кв.м/га; Москомархитектуре в срок до 04.06.2012 оформить и выдать градостроительный план земельного участка правообладателю.
В соответствии со ст. 23 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы, может создавать постоянные и временные комиссии, советы и другие рабочие органы, занимающиеся изучением различных вопросов и их внесением в Правительство Москвы. Положение о рабочем органе утверждается Правительством Москвы.
В целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП создана Градостроительно-земельная комиссия города Москвы и утверждено Положение о данной комиссии.
Согласно Положению о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, Комиссия рассматривает вопросы, связанные с реализацией инвестиционных проектов и оформлением актов реализации инвестиционных контрактов (договоров), предметом которых является строительство, реконструкция объектов капитального строительства, реставрация недвижимых объектов культурного наследия; вопросы о применении мер ответственности за невыполнение условий договоров аренды земельных участков и инвестиционных контрактов (договоров), о признании утратившими силу правовых актов города Москвы по вопросам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реставрации недвижимых объектов культурного наследия и прекращении (ограничении) градостроительной и хозяйственной деятельности на соответствующих земельных участках (территориях) в случаях, когда такая деятельность нарушает законодательство Российской Федерации и города Москвы, о реализации отдельных градостроительных проектов на территории города Москвы; вопросы по разработке градостроительных планов земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территории общего пользования, об одобрении проектов градостроительных планов земельных участков, подготавливаемых по заявлениям физических и юридических лиц, до введения в действие Правил землепользования и застройки города Москвы, за исключением проектов градостроительных планов земельных участков, одобренных единогласным решением соответствующей Рабочей группы Комиссии, рассматривает вопросы области земельных отношений при строительстве (реконструкции, реставрации), а также эксплуатации объектов на территории города Москвы и др.
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы согласно п. 1 и п. 2.1. постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" не уполномочен выпускать Градостроительный план земельного участка без одобрения проекта ГПЗУ Градостроительно-земельной комиссией, а решения ГЗК являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти города Москвы.
17.05.2012 Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, выполнив обязательства по предоставлению государственной услуги, выдал представителю ООО Фирма "ЗАР" Градостроительный план земельного участка N RU77-135000-005423, утвержденный Приказом Москомархитектуры N 809 от 04.05.2012, предусмотрев следующие показатели: основные виды разрешенного использования земельного участка: благоустройство и озеленение, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0%, предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений -0 м, предельную плотность застройки земельного участка - 0 тыс.кв.м/га.
При вынесении решения по настоящему делу суд первой инстанции сослался на то, что действующим законодательством Российской Федерации, в частности Градостроительным Кодексом, не предусмотрено заполнение Градостроительного плана земельного участка на основании договора аренды земельного участка или на основании проекта строительства, прошедшего государственную экспертизу, на которые ссылается заявитель. В соответствии с п.8 ст. 78 Градостроительного кодекса города Москвы, параметры и сведения, указанные в договоре аренды земельного участка, заключенном до 1 января 2012 года, не являются обязательными для учета при подготовке градостроительного плана земельного участка.
Между тем судом при принятии решения не учтено следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в градостроительном плане, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
В силу этого ГПЗУ по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
В свою очередь, соответствующие разрешения и ограничения устанавливаются уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законом.
Согласно кадастровой выписке от 31.01.2012 N 77/501/12-4644 земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:10 имеет вид разрешенного использования - строительство и последующая эксплуатация бизнес-центра.
Сведений о внесении в установленном порядке изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении вида разрешенного использования данного земельного участка Москомархитектурой и Правительством Москвы не представлено.
Таким образом, указанное в оспариваемом ГПЗУ разрешенное использование - благоустройство и озеленение не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости.
Доводы ответчика и выводы суда о том, что внесенные в ГПЗУ изменения вида разрешенного использования земельного участка соответствуют требованиям законодательства являются ошибочными, исходя из следующего.
Согласно разделу 1 Положения о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП) Градостроительно-земельная комиссия города Москвы создана для оперативного решения вопросов в области градостроительства, инвестиционной деятельности, земельных отношений, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реставрации недвижимых объектов культурного наследия.
При этом решения Комиссии, по существу, представляют собой проекты правовых актов, издаваемых уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к компетенции ГЗК г. Москвы, которые распределяют обязанности между структурными подразделениями Правительства Москвы по исполнению ими конкретных организационных мероприятий.
На основании ст. 4 Закона о введении в действие ГрК РФ вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2012, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса в части соответствующих требований.
Таким образом, до установления специального порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые градостроительные регламенты не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение вида разрешенного использования земельного участка может осуществляться до 31.12.2012 на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Применительно к настоящему случаю, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка должно принять Правительство Москвы по результатам проведения публичных слушаний.
Доказательства соблюдения указанной процедуры в материалы дела не представлены, в связи с чем, решение ГЗК г. Москвы, на которое ссылается ответчик, может служить основанием (поручением) для проведения соответствующей процедуры, но не заменять ее.
Утверждение Москомархитектурой ГПЗУ с измененным видом разрешенного использования земельного участка без соответствующего решения Правительства Москвы, вынесенного в установленном порядке, не соответствует указанным выше нормам ГрК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя на получение ГПЗУ, соответствующего требованиям действующего законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что указанный в оспариваемом ГПЗУ вид разрешенного использования земельного участка - благоустройство и озеленение не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости. Указанная правовая позиция отражена в постановлении ФАС МО от 18.07.2012 по делу N А40-121028/11-92-1051.
Вывод суда о том, что Градостроительным Кодексом не предусмотрено заполнение ГПЗУ на основании договора аренды земельного участка или на основании проекта строительства, прошедшего государственную экспертизу, поскольку, в частности, согласно пункту 8 статьи 78 Градостроительного кодекса города Москвы, параметры и сведения, указанные в договоре аренды земельного участка, заключенном до 1 января 2012 года, не являются обязательными для учета при подготовке градостроительного плана земельного участка, сделан без учета положений части 4 статьи 3 Закона города Москвы от 11 апреля 2012 года N 12 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и статью 8 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", согласно которой действие части 8 статьи 78 Закона города Москвы "Градостроительный кодекс города Москвы" (в редакции настоящего Закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 26 сентября 2008 года.
Поскольку спорные правоотношения возникли в 1996, 2006-2007 г.г. (договор аренды от 23.12.1996, регистрация проекта строительства в Градостроительном кадастре г. Москвы - 27.06.2006, постановление Правительства г. Москвы от 13.11.2007 N 976 ПП об утверждении строительства бизнес-центра), постольку действие части 8 статьи 78 Закона города Москвы "Градостроительный кодекс города Москвы" на указанные правоотношения не распространяется.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконным и отмене приказа Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы N 809 от 04.05.2012, градостроительного плана земельного участка N RU77-135000-005423 и сведений указанных в нем.
В соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ следует обязать Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы издать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:0010 в соответствии с заявленными и представленными, утвержденными документами.
Судебные расходы в силу положений ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2012 г. по делу N А40-106835/12-139-1020 отменить, требования ООО Фирма "ЗАР" удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить приказ Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы N 809 от 04.05.2012, градостроительный план земельного участка N RU77-135000-005423 и сведения указанные в нем.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы издать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:0010 в соответствии с заявленными и представленными, утвержденными документами.
Взыскать с Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в пользу ООО Фирма "ЗАР" судебные расходы по заявлению в сумме 2000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106835/2012
Истец: ООО "ЗАР", ООО фирма "ЗАР"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Москомархитектура
Третье лицо: Правительство Москвы