Заключение Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 сентября 2008 г. N 3.2/25-2
"По проекту федерального закона N 450983-4 "О внесении изменений в статью 229 Трудового кодекса Российской Федерации" (внесен депутатам Государственной Думы 4-го созыва P.M. Бадаловым) (о порядке расследования несчастных случаев на производстве)"
Законопроектом предусматривается дополнить статью 229 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) положением о том, что при крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.
Как отмечается в пояснительной записке к рассматриваемому проекту федерального закона, он подготовлен в целях обеспечения всестороннего, объективного, независимого расследования причин произошедших на производстве крупных аварий.
Необходимость изменения действующих законодательных норм, по мнению автора, обусловлена резким ухудшением состояния охраны труда и производственной безопасности в промышленности, а также необходимостью обеспечения эффективного государственного и общественного контроля в этих вопросах.
Требование формирования комиссии по расследованию крупных аварий с числом погибших 15 человек и более Правительством Российской Федерации ранее было заложено в статье 229 Трудового кодекса Российской Федерации. Однако Федеральным законом N 90-ФЗ от 30 июня 2006 г. были внесены изменения, в результате которых положение по формированию такой комиссии было исключено.
Поэтому законопроектом предусматривается создание на федеральном уровне государственной комиссии по расследованию несчастных случаев при массовой гибели людей на производстве, в ситуациях, когда существовала бы потенциальная угроза этого, а также в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 12 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (116-ФЗ от 21.07.1997 г.)
При этом в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование выбора в качестве критерия для создания правительственной комиссии указанного числа погибших.
В настоящее время частью четырнадцатой статьи 229 ТК РФ установлен иной порядок формирования комиссии при групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более. В этом случае в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.
Предусмотренный таким образом состав комиссии позволяет обеспечивать независимость расследования причин несчастных случаев, приведших к гибели людей.
Более того, пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.
Из этого следует, что, в случае необходимости Правительство Российской Федерации вправе принять решение о создании комиссии по расследованию группового несчастного случая при крупной аварии независимо от числа пострадавших и назначить председателя указанной комиссии, в связи с чем дополнительного правового регулирования по данному вопросу не требуется.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10.09.2007 г. (протокол N 262, пункт N 75) законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы, в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для подготовки отзывов, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
На законопроект поступили: отзыв от Комитета Совета Федерации по социальной политике, официальный отзыв Правительства Российской Федерации, протокол рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отзывы органов законодательной власти и высших исполнительных органов государственной власти 56 субъектов Российской Федерации, а также заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает законопроект.
Правительство РФ в официальном отзыве от 19.05.2008 г. (N 2189п-П12) подробно рассматривает существующий правовой механизм, отмечает, что действующее законодательство позволяет обеспечить независимость расследования причин несчастных случаев, приведших к гибели людей, в связи с чем дополнительного правового регулирования по данному вопросу не требуется и на этом основании законопроект не поддерживает.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечены юридико-технические погрешности и предлагается уточнить название законопроекта.
Решением рабочей группы по регулированию социально-трудовых отношений по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 13.03.2008 г. (N 2) принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 229 Трудового кодекса Российской Федерации" в представленной редакции признано нецелесообразным.
В 8 согласованных отзывах законопроект поддерживается обоими высшими органами государственной власти СРФ (Владимирская, Вологодская, Калининградская, Костромская, Липецкая, Оренбургская, Томская области и Ханты-Мансийский автономный округ).
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике не поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.