г. Ессентуки |
|
1 марта 2010 г. |
Дело N А18-759/2005 |
Резолютивная часть постановления оглашена.
25 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено.
01 марта 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Афанасьевой Л.В., Баканова А.П. | |
при ведении протокола с/з |
секретарем Симоненко Е.А. |
С участием в заседании представителей:
от Прокурора РИ: |
не явились, извещены; |
|
от ответчиков: Правительство РИ: Минстроительства РИ: Минфина РИ: ОАО "РАО "Роснефтегазстрой": |
не явились, извещены; не явились, извещены; не явились, извещены; Муразбеков А.О., Измайлов А.О. - представители по доверенности (копии в деле); |
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции
дело |
N А18-759/2005 |
|
по иску |
Прокурора Республики Ингушетия |
|
к |
Правительству Республики Ингушетия, Министерству строительства Республики Ингушетия, Министерству финансов Республики Ингушетия, открытому акционерному обществу "РАО "Роснефтегазстрой" |
|
о |
применении последствий ничтожности сделки от 04.12.2000 N 45, признании несоответствующими действующему законодательству актов приемки работ, справок стоимости работ и взыскании 2.857.000 рублей, |
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Ингушетия (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Правительству Республики Ингушетия, Министерству строительства Республики Ингушетия, Министерству финансов Республики Ингушетия, ОАО "РАО "Роснефтегазтсрой" (далее - общество) о применении последствий ничтожности сделки от 04.12.2000, заключенной между отделом капитального строительства аппарата Правительства Республики Ингушетия и ОАО "РАО "Роснефтегазтсрой"; признании несоответствующими действующему законодательству актов приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, справок стоимости работ и взыскании 2.857.000 рублей.
Исковые требования основаны на статьях 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован тем, что контракт от 04.12.2000 N 45, является ничтожной сделкой, поскольку заключен без проведения конкурса на размещение заказа на выполнение работ для государственных нужд. Справки о стоимости выполненных работ, а также акты приемки в эксплуатацию не соответствуют постановлению Госкомстата России N 100 от 11.11.1999. В результате сверки актов формы N 2 и сметной документации Контрольно-ревизионное управление Минфина России в Республике Ингушетия установило завышение стоимости выполненных работ на общую сумму 6.992.060 рублей, о чем составлен акт от 29.03.2004. С учетом того, что за выполненные работы оплачено 34.311.000 руб., сумма переплаты по ничтожному контракту составила 2.857.000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27.09.2005 производство по делу в части признания недействительными актов приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченных строительством объектов от 23.06.2002 и 05.11.2001, справок стоимости выполненных работ за март 2001-2002 г.г. прекращено в связи с неподведомственностью спора в данной части арбитражному суду. В остальной части иска отказано.
Суд пришел к выводу, что из акта от 13.02.2003, составленного в одностороннем порядке министерством спустя год после ввода объектов в эксплуатацию и представленного в обоснование исковых требований, не следует, что стоимость принятых работ в целом или по объектам не соответствует утвержденной сметной стоимости. Суд отклонил довод прокурора о завышении стоимости работ, указанных в актах форме N 2 со ссылкой на акт Контрольно-ревизионного управления Минфина России в Республике Ингушетия от 29.03.2004, поскольку из его содержания не усмотрел несоответствие стоимости выполненных работ стоимости, предусмотренной в утвержденной проектно-сметной документации.
Не согласившись с решением суда, прокурор и Министерство Строительства Республики Ингушетия обжаловали его в апелляционном порядке в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Определением апелляционной инстанции от 29.11.2007 на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по настоящему делу приостанавливалось до разрешения спора по делу N А18-672/2006.
Определением от 09.11.2009 суд апелляционной инстанции возобновил производство по делу в связи с устранением обстоятельств, послуживших причиной для приостановления. Руководствуясь Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 8 "О начале деятельности Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда" направил дело для рассмотрения по существу в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением от 24.12.2009 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд на основании части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Прокурор Республики Ингушетия, Министерство строительства Республики Ингушетия, Министерство финансов Республики Ингушетия о времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в суд полномочных представителей не направили. До начала судебного разбирательства от прокурора и Правительства Республики Ингушетия поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. При таких обстоятельствах судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводится в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители общества возражали об удовлетворении исковых требований прокурора, поясняя, что контрактом предварительная стоимость работ определена в размере 44.227 тыс. рублей. Заказчик подписал акты выполненных работ и справки формы N КС-3 на 39.211.713 рублей. Работы приняты государственной комиссией, объекты введены в эксплуатацию. Согласно результатам приемки подрядчик выполнил работы качественно и в полном объеме. Корректировка стоимости работ, проведенная Министерством строительства РИ в одностороннем порядке спустя год после приемки работ, не служит основанием для изменения условий договора.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949 ст. ст. 266 -271 Арбитражного процессуального кодекса РФ#S, заслушав пояснения представителей общества, изучив доводы искового заявления и отзывов на него, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, отдел капитального строительства аппарата Правительства Республики Ингушетия (правопредшественник учреждения, заказчик) и ОАО "РАО РНГС-Холдинг" (правопредшественник общества, подрядчик) заключили контракт от 04.12.2000 N 45, согласно которому подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить работы по строительству и реконструкции объектов водоснабжения, названных в приложении N 1 к контракту, а заказчик - принять результат работ и оплатить его. Контракт утвержден председателем Правительства Республики Ингушетия. Предварительная стоимость работ составляет 44227 тыс. рублей (пункты 2.1 и 2.2). В соответствии с пунктом 2.2 контракта окончательная стоимость работ определяется по проектно-сметной документации, представляемой подрядчиком. Заказчик производит оплату выполненных работ поэтапно согласно технологии и графику производства строительных работ в течение 30 банковских дней со дня подписания актов (пункты 3.1, 3.2, 8.2). В обязанности заказчика входит осуществление технического надзора за ходом строительства и финансирование работ (пункты 5.1 и 5.2). Подрядчик обязан разработать проектно-сметную документацию на строительство объектов согласно приложению N 1 к контракту, провести вневедомственную экспертизу, а также согласовать ее со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами.
Суд первой инстанции правильно определил правовую природу спорного контракта, признав его государственным контрактом на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
В силу статей 763 и 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на день заключения контракта, по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Материалами дела установлено и не оспаривается прокурором, что подрядчик выполнил полный объем работ, предусмотренный контрактом. Заказчик принял результат работы по актам формы N 2 и подписал справки формы N КС-3. Согласно последней справке общая стоимость выполненных работ составляет 39.211.713 рублей. Из актов приемки в эксплуатацию следует, что государственной приемочной комиссии предъявлены проектно-сметная документация, строительно-монтажные работы выполнены в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечают требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Прокурор, ссылаясь на ничтожность государственного контракта N 45 от 04.12.2000, а также на акт Контрольно-ревизионного управления Минфина России в Республике Ингушетия от 29.03.2004, просит суд взыскать с общества переплату в размере 2.883.372 руб.
В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов. При этом государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами представительных органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение государственных контрактов иными способами должно производиться в исключительных случаях, в строгом соответствии с нормативно определенным регламентом.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки для государственных нужд" (далее - Указ Президента) заказы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305, предусмотрено, что заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом, если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена.
Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исходя из преамбулы Федерального закона от 13.12.94 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" действовавшее в 2000 году законодательство устанавливало порядок размещения государственных заказов через размещение государственных контрактов.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для размещения государственного заказа у единственного заказчика. Таким образом оспариваемая сделка - государственный контракт N 45 от 04.12.2000 является недействительной сделкой по признаку ничтожности.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Возврат выполненных работ и использованных при их исполнении материалов невозможен. Кроме того признание договора недействительным не служит безусловным основанием для отказа от оплаты работ.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (статьи 711 и 746 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Суд первой инстанции установил, что подрядчик выполнил работы на сумму 39.211.713 рублей, а заказчик принял результат этих работ. Данный факт подтверждается актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат, подписанных заказчиком без замечаний.
Подписание актов заказчиком свидетельствует о потребительской ценности для него этих работ и желании ими воспользоваться.
Прокурор не представил доказательств, подтверждающих завышение стоимости принятых от подрядчика работ, по сравнению со стоимостью работ, предусмотренной в утвержденной Правительством Республики Ингушетия проектно-сметной документации.
Из акта от 13.02.2003, составленного в одностороннем порядке министерством спустя год после ввода объектов в эксплуатацию и представленного в обоснование исковых требований, не следует, что стоимость принятых работ в целом или по объектам не соответствует утвержденной сметной стоимости, не указано, в чем заключается несоответствие, не представлены доказательства, подтверждающие выводы о завышении стоимости.
Довод прокурора о завышении стоимости работ, указанных в актах форме N 2 со ссылкой на акт Контрольно-ревизионного управления Минфина России в Республике Ингушетия от 29.03.2004, составленный после принятия решения и постановления, подлежит отклонению, поскольку из его содержания не усматривается несоответствие стоимости выполненных работ стоимости, предусмотренной в утвержденной проектно-сметной документации (не указаны сметная стоимость по объектам, в чем заключается завышение стоимости, доказательства завышения).
Поскольку материалами дела не подтверждается факт завышения подрядчиком стоимости выполненных и предъявленных к оплате на основании актов формы N 2 и справок формы N КС-3 работ утвержденной сметной стоимости, требование прокурора о взыскании с общества 2. 883.372 руб. подлежит отклонению, как необоснованное.
Рассматривая требования прокурора о признании недействительными актов приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов и справок о стоимости выполненных работ, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по данным требованиям в порядке, установленном п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как данные документы не обладают признаками ненормативного правовых актов, установленными действующим законодательством, и следовательно не могут быть обжалованы в судебном порядке.
Учитывая допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальной нормы права при принятии решения, принимая во внимание разъяснения данные в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27.09.2005 применительно к пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Госпошлина по иску и апелляционным жалобам в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на Прокурора РИ и Министерство строительства РИ, но взысканию не подлежит, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации они освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 150, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27.09.2005 года по делу N А18-759/2005 отменить.
Производство по делу в части требований о признании недействительными актов приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов и справок о стоимости выполненных работ, прекратить.
В удовлетворении требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскании с ОАО "РАО "Роснефтегазстрой" 2.857.000 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Луговая Ю.Б. |
Судьи |
Афанасьева Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-759/2005
Истец: Прокурор Республики Ингушетия
Ответчик: Министерство строительства Республики Ингушетия, Министерство Финансов Республики Ингушетия, Министерство Финансов Республики Ингушетия Единая комиссия РИ по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, ОАО РАО "Роснефтегазстрой", РАО "Роснефтегазстрой"