г. Вологда |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А44-5436/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И., Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от общества директора Храпач И.О. на основании приказа от 11.04.2012 N 1, Юнусова М.А. по доверенности от 09.07.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЧАТС" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 сентября 2012 года по делу N А44-5436/2012 (судья Куропова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЧАТС" (ОГРН 1125336000240; далее - общество, ООО "ЧАТС") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Уварова В.В. (далее - административный орган) от 02.07.2012 N 43 о привлечении к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей.
Решением от 26 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что поскольку оно пользуется имуществом автомобильной заправочной станцией (далее - АЗС) на основании договора аренды, ответственность за пожарную безопасность на данном объекте несет арендатор. Полагает, что ответственность за установленные нарушения пожарной безопасности несет генеральный директор общества в силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Административный орган о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в рамках прокурорского надзора 25.05.2012 проведена проверка ООО "ЧАТС" по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности АЗС, расположенной по адресу: г. Чудово Новгородской области, Грузинское шоссе, д.164.
В ходе проверки установлено нарушение обществом требований пожарной безопасности, установленных пунктами 1, 15, 698, 752, 753, 758 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, статьей 64 Федерального закона 22.07.2008 от N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктами 31, 34, 43, 45, 47, 49, 50, 53 раздела III и IV Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ N 645).
По указанным фактам прокурором Чудовского района 07.06.2012 в присутствии директора общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д. 87-89).
Проверкой также установлено нарушение обществом требований пунктов 70, 455, 475, 476, 478 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (далее - Правила N 390), пунктов 15-17, 757, 769 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, (далее - ППБ 01 - 03), пункта 94 Норм пожарной безопасности "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. НПБ 111-98*", утвержденных приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.03.1998 N 25 (далее - НПБ 111-98*).
По данным нарушениям прокурором 07.06.2012 в присутствии директора общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д.93-96).
По результатам рассмотрения административных материалов заместителем главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Уваровым В.В. принято постановление от 02.07.2012 N 43 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей (л.д.11-13).
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 названной статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В данном случае административном органом в ходе проверки установлены нарушения Обществом обязательных требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии жесткой буксировочной штанги длиной не менее 3 м для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС; в отсутствии на въезде на территорию АЗС схемы организации движения въезжающего и выезжающего транспорта; в отсутствии табличек во всех помещениях и у наружных сооружениях с указанием категории по взрывоопасности и пожароопасности, работника, ответственного за пожарную безопасность, инструкции о мерах ПБ, номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственного за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций; в отсутствии знаков пожарной безопасности, дорожных знаков "Ограничение максимальной скорости для движения", табличек "Остановка мототранспорта за 15 м"; в отсутствии документации, необходимой для осуществления контроля за выполнением пожарной безопасности; в отсутствии данных об обучении работников организации пожарно - техническому минимуму, порядка и сроков прохождения занятий по пожарно-техническому минимуму; в отсутствии декларации пожарной безопасности; в отсутствии песка для удаления пролитых на землю нефтепродуктов и металлических ящиков с плотнозакрывающимися крыщками для промасленных обтирочных материалов; в отсутствии на объекте первичных средств пожаротушения; в отсутствии наружного пожаротушения от двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов; в не осуществлении проверки молниезащиты.
Разделом XIV ППБ 01-03 установлены определенные требования к АЗС. В соответствии с пунктом 698 ППБ 01-03 для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться документация по перечню указанному в этом пункте, необходимая для контроля.
Перед въездом на территорию АЗК (АЗС) должна быть вывешена схема организации движения по его территории, маршруты движения въезжающего и выезжающего транспорта не должны пересекаться (пункт 752).
Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений, на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием:
- категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности;
- класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ;
- работника, ответственного за пожарную безопасность;
- инструкции о мерах пожарной безопасности;
- номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации (пункт 753).
Проверка и ремонт устройств молниезащиты осуществляются в соответствии со специально разработанным для этой цели регламентом (пункт 757).
АЗС должны быть оснащены жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 м, для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗК (АЗС) (пункт 758).
АЗС должны быть обеспечены знаками пожарной безопасности; дорожными знаками "Ограничение максимальной скорости" для движения заправляемого транспорта по территории АЗК (АЗС) со скоростью не более 20 км/ч; табличками "Остановка мототранспорта за 15 м для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК.
При въезде на территорию АЗС должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию (АЗС) (пункт 759.)
Согласно пункту 450 Правил противопожарного режима (раздел XVII Автозаправочные станции) при заправке транспортных средств топливом должны соблюдаются определенные требования, в том числе:
пролитые на землю нефтепродукты засыпают песком или удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами, а пропитанный песок, адсорбенты и промасленные обтирочные материалы собираются в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывозятся с территории автозаправочной станции.
В соответствии с пунктом 94 "НПБ 111-98* наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов).
Представление декларации о пожарной безопасности предусмотрено статьей 64 Закона N 123-ФЗ.
Факт нарушения обществом обязательных требований пожарной безопасности, установленных указанными нормами, подтверждается материалами административного дела и не отрицается обществом.
При этом суд первой инстанции правомерно посчитал недоказанными вменяемые заявителю в оспариваемом постановлении нарушения правил пожарной безопасности в виде отсутствия наземного покрытия, выполненного из материалов, не распространяющих по своей поверхности пламя или вспаханной полосы земли шириной не менее 5 м и несоблюдении минимальных расстояний между зданиями и сооружениями, поскольку данные нарушения в соответствии с постановлениями прокурора о возбуждении административного дела при проверке выявлены не были.
Также суд первой инстанции обоснованно посчитал недоказанным факт нарушения обществом требований пожарной безопасности по содержанию первичных средств пожаротушения.
Приложение N 3 ППБ 01-03 с таблицами 1-4 определяет вид, количество первичных средств пожаротушения в зависимости от объекта, категории пожароопасности, площади помещения. В качестве первичных средств пожаротушения указанны огнетушителя ручные и передвижные, пожарные щиты, бочки с водой и т.п.
Соответственно в зависимости от вида первичных средств пожаротушения установлены требования их содержания, комплектации.
В данном случае в оспариваемом постановлении административным органом не указано, какие именно средства пожаротушения должны быть на АЗС и какие именно средства отсутствуют, и соответственно каким-образом обществом нарушено требование по содержанию первичных средств пожаротушения.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что нарушения в виде не обучения работников организации пожарно-техническому минимуму и в отсутствие установленного порядка и сроков прохождения занятий по пожарно-техническому минимуму неправомерно вменены обществу, поскольку в соответствии с пунктами 34, 43, 50 НПБ N 645 обязанность по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно сделан вывод о нарушении обществом установленных правил и норм пожарной безопасности, и соответственно о наличии в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, и у него отсутствовала возможность для соблюдения данных требований.
Административным органом соблюден при принятии оспариваемых постановлений установленный порядок привлечения общества к административной ответственности.
Размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 20.4 КоАП РФ с учетом положений статьи 4.4 настоящего Кодекса, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что поскольку он является арендатором, то не может нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Как указано выше в соответствии с положениями статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В данном случае общество является лицом владеющим, пользующимся и распоряжающимся АЗС и соответственно несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на данном объекте.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что за нарушение правил пожарной безопасности должен нести ответственность руководитель организации.
Как указано выше, согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством должностные лица несут в пределах их компетенции.
В данном случае указанными выше нормами не определено, что ответственность за нарушение установленных в ходе проверки правил пожарной безопасности несет руководитель организации.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 сентября 2012 года по делу N А44-5436/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЧАТС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5436/2012
Истец: ООО "ЧАТС"
Ответчик: Заместитель главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Уваров В. В., Управление надзорной деятельности ГУ МЧС по Новгородской области