г. Москва |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А41-22706/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.08.2012 по делу N А41-22706/12, принятое судьей Козловой М.В., по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по г. Москве и Московской области к индивидуальному предпринимателю Абрашиной Надежде Леонидовне (ОГРН: 305500508800024, ИНН: 500500005699) о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по г. Москве и Московской области (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Абрашиной Надежды Леонидовны (далее - предприниматель, ИП Абрашина Н.Л.) штрафа в размере 397 руб. 80 коп. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.08.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Абрашина Н.Л. зарегистрирована в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 22 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за номером 060-004-06679.
ИП Абрашина Н.Л. 31.10.2011 представила в пенсионный фонд индивидуальные сведения о застрахованном у нее лице (Абрашин Вячеслав Николаевич) за второй квартал 2011 года по формам АДВ-6-2, СЗВ-4-2, что подтверждается распиской в приеме документов от страхователя, подписанной предпринимателем и пенсионным фондом (л.д. 5).
По данному факту должностным лицом пенсионного фонда составлен акт от 31.10.2011 N 1547 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому пенсионным фондом выявлено нарушение предпринимателем срока предоставления индивидуальных сведений за второй квартал 2011 года (л.д. 6).
Названный акт, содержащий сведения о том, что его рассмотрение состоится 23.11.2011 в 15.00, получен предпринимателем в день его составления (31.10.2011), о чем свидетельствует подпись ИП Абрашиной Н.Л. в соответствующей графе.
На основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) управлением вынесено решение от 23.11.2011 N 1547 о привлечении ИП Абрашиной Н.Л. к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в виде наложения штрафа размере 397 руб. 80 коп. (л.д. 7).
На основании указанного решения предпринимателю выставлено требование от 16.12.2011 N 1547 об уплате штрафа в срок до 11.01.2012 (л.д. 10). Указанное требование получено предпринимателем 24.12.2011 (л.д. 11).
Поскольку в установленный срок сумма штрафа предпринимателем уплачена не была, управление обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением о ее взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным фондом существенно нарушена процедура привлечения предпринимателя к ответственности.
Обжалуя решение суда первой инстанции, управление указывает, что материалами дела подтверждается факт предоставления ИП Абрашиной Н.Л. в пенсионный фонд сведений с нарушением срока. По мнению управления, права предпринимателя нарушены не были, поскольку возражения на акт не поступали, и решение обжаловано не было.
В судебное заседание апелляционного суда участвующие в деле лица своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно абзацу 8 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 названного Федерального закона установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 01.02.2011.
С 2011 года - ежеквартально до 1-ого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", вступившие в силу с 01.12.2011, в соответствии с которыми сведения о застрахованных лицах необходимо представить не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что сведения, отраженные в акте и решении не содержат квалификацию и описание совершенного правонарушения.
Между тем согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из материалов дела усматривается, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за второй квартал 2011 года представлены предпринимателем в пенсионный фонд несвоевременно: 31.10.2011, тогда как следовало представить не позднее 15.08.2011. Указанное обстоятельство подтверждается распиской в приеме документов от страхователя, подписанной предпринимателем и пенсионным фондом (л.д. 5)
Таким образом, материалами дела подтверждено нарушение предпринимателем сроков представления индивидуальных сведений в отношении застрахованного у него лица, которое влечет наступление ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 38 названного Федерального закона в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 названного Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Пунктом 9 статьи 39 названного Федерального закона установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений.
В силу пункта 6 названной статьи в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
В рассматриваемом случае в соответствии с указанными нормами в тексте акта проверки от 31.10.2011 N 1547 отражены обстоятельства выявленного нарушения, а именно: указано на нарушение предпринимателем законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования, выразившееся в представлении сведений за второй квартал 2011 года за пределами установленного срока.
Также в акте проверки и в тексте решения от 23.11.2011 N 1547 отражено, что предприниматель подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, именно за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, в материалы дела представлена расписка в приеме документов от страхователя, подписанная предпринимателем и пенсионным фондом (л.д. 5), и сами сведения о застрахованном у предпринимателя лице (Абрашин Вячеслав Николаевич) за второй квартал 2011 года по формам АДВ-6-2, СЗВ-4-2, из которых следует, что сумма страховых взносов за указанное лицо составляет 3978 рублей.
Таким образом, из материалов дела возможно достоверно установить, какое именно правонарушение совершено предпринимателем, когда фактически представлены сведения о застрахованном лице, на какую сумму исчислены штрафные санкции.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 20.10.2011 N 7729/11, исходя из положений части 4 статьи 200 АПК РФ о незаконности решения пенсионного фонда (что препятствовало бы взысканию санкций в судебном порядке) может свидетельствовать лишь существенное несоблюдение пенсионным фондом установленного порядка проведения проверки и вынесения решения.
Несвоевременное представление ИП Абрашиной Н.Л. индивидуальных сведений о застрахованном у нее лице подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что вывод суда о наличии существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки противоречит установленным по делу обстоятельствам, поскольку акт с указанием на существо совершенного правонарушения и дату рассмотрения материалов проверки был получен предпринимателем заблаговременно до рассмотрения материалов проверки; обстоятельство совершенного правонарушения (непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о застрахованном лице за второй квартал 2011 года) отражено как в акте проверки от 31.10.2011 N 1547, так и в решении от 23.11.2011 N 1547. Расчет и размер финансовой санкции апелляционным судом проверен и признан обоснованным.
Предприниматель возражений по существу заявленных требований не представлял, доказательств того, что при рассмотрении материалов проверки были нарушены его права, не представлено.
Так как в рассматриваемом случае при проведении проверки и вынесении решения не было допущено существенных нарушений требований законодательства, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных пенсионным фондом требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.08.2012 по делу N А41-22706/12 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Абрашиной Надежды Леонидовны (ОГРН: 305500508800024, ИНН: 500500005699) штраф в размере 397 руб. 80 коп. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: УФК по Московской области (администратор ГУ - ОПФР по г. Москве и Московской области), ИНН: 7703363868, КПП: 770301001; номер счета получателя платежа: 40101810600000010102; наименование банка: отделение 1 МГТУ Банка России г. Москва 705; БИК: 044583001; КБК: 39211620010060000140;
ОКАТО: 46000000000.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22706/2012
Истец: ГУ-Управление ПФ РФ N 22 по г. Москве и МО, ГУ-УПФ РФ N 22 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ИП Абрашина Надежда Леонидовна, ИП-Работодатель Абрашина Надежда Леонидовна