г. Самара |
|
11 февраля 2013 г. |
А65-21043/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" - извещен, не явился;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2012 года по делу N А65-21043/2012 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению открытого акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (ОГРН 1031619001325, ИНН 1651035245), г. Нижнекамск Республики Татарстан,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан,
г.Нижнекамск Республики Татарстан,
о признании незаконным решение от 04.07.2012 N 013/301/521-2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (далее - заявитель, ОАО "ВК и ЭХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан (далее - ответчик, управление, орган Пенсионного фонда) о признании незаконным Решения N 013/301/521-2012 от 04.07.2012 г. УПФР в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске в части: взыскания страховых взносов за 2010 год на сумму единовременной выплаты при увольнении в связи с выходом сотрудника на пенсию в размере 31564,61 руб., сумму неуплаченных страховых взносов в размере 7 295 руб., в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 6314 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 348 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 633 руб.; начисления страховых взносов за 2011 год на сумму оплаты льготных дней родителей для ухода за детьми-инвалидами в размере 4 359,08 руб., сумму неуплаченных страховых взносов в размере 1355 руб., в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 1133 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 135 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 87 руб.; начисления страховых взносов за 2011 год на сумму оплаты работникам донорам за дни сдачи крови в размере 11588,88 руб., сумму неуплаченных страховых взносов в размере 3604 руб., в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 2846 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 167 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 359 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 232 руб.; взыскания страховых взносов за 2011 год на сумму единовременной выплаты при увольнении в связи с выходом сотрудника на пенсию в размере 45801,44 руб., сумму неуплаченных страховых взносов в размере 14244 руб., в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 11908 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1420 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 916 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом не дана оценка доводам Управления ПФР о том, что с 1 января 2010 г., с даты вступления в силу Федерального закона N 212-ФЗ, факт учета или неучета организацией-плательщиком расходов на выплаты работникам по трудовым договорам в целях налогообложения прибыли не имеет значения для решения вопроса о наличии либо отсутствии объекта обложения страховыми взносами.
Податель жалобы ссылается также на то, что компенсационные и стимулирующие выплаты в смысле положений, изложенных в статьях 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, являются элементами оплаты труда.
По мнению подателя жалобы, спорные выплаты, произведенные Обществом в пользу своих работников в 2010 году, предусмотренные коллективным договором, опосредованно отраженные в трудовых договорах, заключаемых с работниками, и не относящиеся к выплатам, перечисленным в статье 9 Закона N 212-ФЗ, являются объектом обложения страховыми взносами.
Податель жалобы указывает, что позиция Управления ПФР согласуется с позицией Минздравсоцразвития России.
Податель жалобы считает, что суд не учел доводы, приведенные Управлением по вопросу включения в базу для начисления страховых взносов сумму оплаты льготных дней родителей для ухода за детьми-инвалидами (Сафеева Г.Н.) в размере 4 359,08 руб. и сумму оплаты работникам донорам за дни сдачи крови в общей сумме 11 588,88 руб. в период с мая по декабрь 2011 г. и ссылается на то, что в письме Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2011 г. N 784-19 изложена позиция по вопросу включения в базу для начисления страховых взносов сумм среднего заработка, выплачиваемых организацией в соответствии с законодательством РФ, в том числе за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми инвалидами (ст. 262 ТК РФ) и работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ).
Поэтому, по мнению подателя жалобы, независимо от источника финансирования, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке, на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством РФ, в том числе за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидами (ст. 262 ТК РФ) и работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ).
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Открытое акционерное общество "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 28.01.2013 года по 04 февраля 2013 года.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В период с 14 мая 2012 года по 06 июня 2012 года в отношении ОАО "ВК и ЭХ", Пенсионным фондом проводилась выездная проверка относительно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Проверка полноты и правильности исчисления страховых взносов проводилась за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. (2010 г., 2011 г.).
По результатам данной проверки был составлен акт выездной проверки N 013/301/521-2012 от 08.06.2012 г., на основании которого 04 июля 2012 года ответчиком принято решение N 013/301/521-2012.
В соответствии с указанным решением заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 212-ФЗ), за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения в обжалуемой части незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В решении N 013/301/521-2012 указано, что в базу для начисления страховых взносов не включены: за 2010 год: сумма единовременной выплаты при увольнении в связи с выходом сотрудника на пенсию в общем размере 31 564,61 руб.; за 2011 год: сумма оплаты льготных дней родителей для ухода за детьми-инвалидами (Сафеева Г.Н.) в сумме 4 359,08 руб.; сумма оплаты работникам донорам за дни сдачи крови в общей сумме 11 588,88 руб. в период с мая по декабрь 2011 г.; сумма единовременной выплаты при увольнении в связи с выходом сотрудника на пенсию в размере 45 801,44 руб.
Обществом в 2010-2011г.г. были произведены выплаты увольняющимся сотрудникам в связи с достижением ими пенсионного возраста и выходом на пенсию, на общую сумму 77 366,05 руб. (31 564,61 руб. в 2010 г., 45 801,44 руб. в 2011 г.). Полагая, что данные выплаты являются объектом для начисления страховых взносов, Пенсионный фонд предложил уплатить с данных сумм страховые взносы.
Основанием доначисления оспариваемых заявителем сумм страховых взносов явились выводы пенсионного органа о том, что данные выплаты не входят в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленный статьей 9 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с п.п. "а" п.1 ч.1 ст. 5 ФЗ N 212 Общество является плательщиком страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов -организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
По смыслу данной нормы, выплаты (объект), подлежащие обложению страховыми взносами, должны быть произведены в рамках трудовых отношений за выполнение определенной работы (т.е. выполнение работы - это предмет данных отношений).
Судом верно отмечено в решении, что из анализа данной нормы следует, что если выплаты производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
В соответствии со ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации: конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор-соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статья 57 ТК РФ предусматривает возможность включения сторонами в трудовой договор дополнительных положений, в частности, об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Спорные выплаты при увольнении в связи с выходом сотрудника на пенсию в 2010 г. в сумме 31 564,61 руб., в 2011 г. в сумме 45 801,44 руб. произведены Обществом согласно Положению о выплате пособия неработающим пенсионерам ОАО "ВК и ЭХ", утвержденного генеральным директором Общества 01.03.2010 (л.д. 144-145), коллективному договору между руководством и трудовым коллективом ОАО "ВК и ЭХ" на 2010-2013 годы, утвержденному на конференции трудового коллектива 16.02.2010, зарегистрированному 01.04.2010 Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ ГБУ "Центр занятости населения г.Нижнекамска" (л.д.140-143), приказу об утверждении перечня выплат из заработной платы за счет собственных средств предприятия от 10.01.2011 N 4/01-02, 10.01.2012 N 3/01-05 (л.д.145-146), а также на основании заявлений работников.
В рамках трудовых отношений, предметом которых является выполнение работ, одной из выплат, подлежащих обложению страховыми взносами, будет являться заработная плата.
Помимо самой заработной платы, в соответствии со ст.129 ТК РФ работнику за труд полагаются также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся oт нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами в соответствии с ч.1, ст.7 ФЗ N 212 будут являться такие выплаты как:
1. непосредственно заработная плата (оплата за фактический труд);
2. компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (надбавки к оплате за труд (к зарплате)).
Выплаты, являющиеся предметом рассмотрения по настоящему делу, произведенные Обществом работникам, увольняющимся в связи с достижением ими пенсионного возраста и выходом на пенсию, не обладают признаками объекта обложения страховыми взносами по статьям 7,8 ФЗ N 212.
Данные выплаты производились Обществом бывшим сотрудникам не как вознаграждение за какой-либо их трудовой результат. При назначении данных выплат это обстоятельство не имело значения, то есть для данных выплат характерна безвозмездность.
Данные выплаты пенсионерам не являются обязательными для Общества. ОАО "ВК и ЭХ" выплачивает денежные средства при наличии финансовой возможности из чистой прибыли, а также заявления ("просьбы") увольняющегося сотрудника.
Спорные выплаты не имеют признака систематичности (не носят систематический характер), выплачиваются единоразово, и только в течение первых трех месяцев со дня увольнения, без повторного трудоустройства бывшего сотрудника.
Данные выплаты не зависят от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, так как выплачиваются не за работу и не связаны с работой, не предусмотрены системой оплаты труда.
Таким образом, выплаты, производимые Обществом сотрудникам, увольняемым в связи с достижением ими пенсионного возраста и выходом на пенсию, не обладают ни одним из признаков, присущих объекту обложения страховыми взносами по статье 7 ФЗ N 212.
Судом верно отмечено, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между организацией и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, представляют собой оплату их труда.
Судом также верно указано на то, что Управление в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказало, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, что влечет удовлетворение требований заявителя в данной части.
Довод подателя жалобы о том, что поскольку спорные выплаты производятся Обществом на основании коллективного договора, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами, является неосновательным.
В статье 40 ТК РФ определено, что коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В рассматриваемом деле выплаты пенсионерам производились в соответствии с коллективным договором общества, на основании раздела 6 "Гарантии в области защиты социально-экономических интересов трудящихся". Данные выплаты отнесены к выплатам социального характера и выплачивались за счет прибыли предприятия.
Также, данные выплаты не зависят от трудового вклада работника, его трудовой функции, т.e. носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника. Выплаты увольняющимся сотрудникам производятся по усмотрению предприятия, так как в трудовом законодательстве отсутствует ограничение работодателей на выплату работникам вознаграждений, не связанных с трудовой деятельностью.
Локальными нормативными актами общества - Положениями об оплате и премировании труда данные спорные выплаты не регулируются и не предусмотрены, то есть не входят в систему оплаты труда.
Статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ подлежит применению в совокупности с положениями статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ и нормами трудового законодательства. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги). Данный трудовой результат является предметом отношений, в рамках которых производятся выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами (часть 1 статьи 7 ФЗ N212). Следовательно, статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлены исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
В рассматриваемом случае единовременная выплата, произведенная Обществом в пользу физических лиц (своих работников, пенсионеров), как уже отмечалось ранее, не связана с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон, выплачивалась в независимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, не является компенсационной или стимулирующей выплатой.
Спорная выплата характеризуется разовым характером и социальной направленностью. Она выдается бывшему сотруднику предприятия для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время.
Спорные выплаты осуществлены за счет нераспределенной прибыли, оставшейся у Общества после налогообложения. Целевое назначение спорных выплат - не оплата труда, а обеспечение социальных нужд, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения его за труд.
Таким образом, рассматриваемые выплаты не предусмотрены частью 1 статьи Федерального закона N 212-ФЗ, поэтому статья 9 того же закона к данным отношениям применению не подлежит.
Ссылки подателя жалобы на письма Минздравсоцразвития N 647-19 от 23.03.2010 г., N1239-19 от 19.05.2010 г. N1343-10 от 26.05.2010 г. также являются несостоятельными и не подлежащими применению в рассматриваемом деле, так как данные письма и разъяснения не являются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, поскольку не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, обязательную для нормативных правовых актов, имеют лишь рекомендательный характер.
Основанием для принятия Фондом решения о привлечении страхователя к ответственности за неуплату страховых взносов, послужили также выводы о занижении Истцом за 2011 год облагаемой базы для начисления страховых взносов в отношении выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидами, и в отношении выплат работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта.
С 01.01.2011 г. в статью 7 Закона N 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
В связи с внесением указанных изменений в Закон N 212-ФЗ Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития в письме N 784-19 от 15.03.2011 г. изложил свою позицию по применению статьи 7 Закона N 212-ФЗ, согласно которой с 01.01.2011 г. облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношении, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми инвалидами в соответствии со статьёй 262 Трудового кодекса Российской Федерации и работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с ним дни отдыха в соответствии со статьёй 186 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поименованные выше выплаты работодатель производит в силу закона, в частности Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации oт 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов". Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику выплачивается заработная плата.
Как заключает Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития, данные компенсационные выплаты не поименованы в статье 9 Закона N 212-ФЗ и, следовательно, на основании части 1 статьи 7 данною Закона подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Приведенная позиция Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития и послужила основанием для вывода Пенсионного фонда о том, что данные выплаты являются базой, с которой необходимо отчислять страховые взносы в общеустановленном порядке, а также основанием для привлечения Общества к ответственности. Считаю, что данная позиция не может быть признана обоснованной в силу следующего.
В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашении между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 1798/10 выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 -ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Следовательно, оплата за дополнительные выходные дни одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, что влечет удовлетворение требований заявителя в данной части.
Данная правовая позиция суда согласуется с Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.09.2012 по делу N А57-19322/2011.
Ссылка управления на письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19 правомерно отклонена судом, поскольку согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2011 N ВАС-10887/11 в указанном письме содержится мнение Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России, представляющее собой толкование правовой нормы, содержащейся в статье 7 Закона о страховых взносах, и это письмо не создает новой правовой нормы. Арбитражные суды и суды общей юрисдикции, рассматривающие споры соответствующей категории, не связаны положениями оспариваемого письма, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ и частью 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Основанием для вынесения органом Пенсионного фонда оспариваемого решения послужило также не начисление страхователем взносов на суммы оплаты работникам донорам за дни сдачи крови в общей сумме 11 588,88 руб. в период с мая по декабрь 2011 г.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума N 4922/11 от 13.09.2012 названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Также, по мнению Фонда, доначисление Обществу спорных сумм страховых взносов произведено правомерно, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339 - ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Понятие объекта обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, содержится в части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ. Таким объектом для ОАО "ВК и ЭХ", как плательщика страховых взносов, указанного в подпункте "а" пункта первого части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона см 08.12.2010 N 339-ФЗ), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутренней трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьёй 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Таким образом, трудовые отношения являются отношениями по выполнению работником трудовой функции.
Выплаты донорам и выплаты для ухода за детьми-инвалидами не связаны с выполнением работником его трудовой функции, следовательно, находятся вне собственно трудовых отношений.
Сохранение за работником среднего заработка за указанные дни - обязанность страхователя (Общества), предусмотренная трудовым законодательством Российской Федерации, но только лишь это обстоятельство не означает, что отношения, возникающие при исполнении этой обязанности заявителем, трудовые.
Право работника на получение среднего заработка не дает оснований для отождествления его с заработной платой работника, следовательно, отсутствуют основания и для вывода о том, что его выплата связана с обеспечением страхователем условий труда застрахованного лица.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан в оспариваемой части не соответствует вышеперечисленным нормативным правовым актам, нарушает права и законные интересы заявителя, что влечет удовлетворение требований заявителя.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2012 года по делу N А65-21043/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21043/2012
Истец: ОАО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство",г.Нижнекамск
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 104/14
13.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-104/14
24.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-104/14
14.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-104/14
03.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3708/13
11.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16701/12
08.11.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21043/12