г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А56-58352/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фокина Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Мазилкиной С.Ю. по доверенности от 03.12.2012.
от ответчика: Ивановой А.А. по доверенности от 10.01.2013 N 01-07-6/13-0.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25768/2012) ЗАО "Маяк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 ноября 2012 года по делу N А56-58352/2012 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Маяк"
к Департаменту государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "Маяк" (196084, Санкт-Петербург, пр. Московский, д. 91, ОГРН 1037821023481, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области (191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, далее - Департамент, административный орган) о назначении административного наказания от 18.09.2012.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, решением от 27.11.2012 отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Маяк" направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просило решение от 27.11.2012 отменить. Податель жалобы считает, что основания для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) отсутствуют, поскольку здание, расположенное по адресу: Выборг, ул. Островная, д. 2, отнесено к памятнику местного значения под названием "Аннинские укрепления, комплекс жилых домов, 1890 года постройки". В обоснование своей позиции заявитель ссылается на судебные акты по делу N А56-15189/2008.
Административный орган представил письменный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке и по основаниям, установленными статьями 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 96-р от 10.09.2012 года Департаментом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ЗАО "Маяк" обязательных требований действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия федерального значения в отношении объекта "Дом жилой обер-офицерский, 1890, 19в.", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Островная, д. 2.
Основанием для проведения проверки послужило обращение главы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области А.П. Лысова от 27.07.2012 года N 1963 о ненадлежащем содержании данного объекта культурного наследия федерального значения и о существовании потенциальной угрозы жизни и здоровью жителей города в связи с возможным обрушением части фасадов здания.
В ходе проверки, результаты которой оформлены актом N 12 от 14.09.2012, выявлены нарушения требований, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в том числе: ненадлежащее содержание здания, отсутствие его эксплуатации, аварийное состояние крыши, повреждения металлического и кровельного покрытия, значительные трещины на наружных стенах, повреждение штукатурного и красочного слоя фасадов, захламленность помещений, территории.
14 сентября 2012 Департамент составил протокол об административном правонарушении N Д/25/12 и 18.09.2012 вынес постановление, которым ЗАО "Маяк" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в виде 20 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном привлечении ЗАО "Маяк" к административной ответственности и отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Пунктом 1 статьи 40 данного Закона предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия в целях указанного Федерального закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Ремонт памятника - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (статья 42 Закона).
Статьей 48 Закона N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (пункт 1).
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований этого Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (пункт 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ).
Аналогичные требования закреплены в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что ЗАО "Маяк" является собственником здания, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Островная, д.2, лит.А.
Таким образом, именно на обществе лежит обязанность по сохранению, использованию и охране объекта культурного наследия и именно данное лицо несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.
Представленными в материалы дела доказательствами (актом проверки N 12 от 14.09.2012, протоколом N Д/25/12 от 14.09.2012) подтверждается, что спорное здание находится в неудовлетворительном состоянии, капитальный, текущий ремонт памятника, консервация здания не производится, что приводит к ухудшению состояния здания, угрозе его обрушения. Данный факт заявитель не отрицает.
Вместе с тем, ЗАО "Маяк" считает, что основания для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ отсутствуют, поскольку спорный объект является памятником местного значения под названием "Аннинские укрепления".
Данный довод оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Как следует из паспорта памятника "Крепость Корона Санкт-Анна" от 10.12.2001, утвержденного Министерством культуры РФ 22.05.2002, и выкопировки из данного паспорта (л.д. 116), спорное строение ("Дом жилой обер-офицерский, 1809, 19в.") находится на территории функционально-исторического комплекса "Кронверк". В состав крепости входит комплекс жилых офицерских домов 19 века, в том числе "Дом жилой обер-офицерский, 1809, 1999-е г.
Таким образом, апелляционный суд считает, что спорное здание, расположенное на территории объекта культурного наследия федерального значения "Крепость Корона Санкт-Анна", также относится к объекту федерального значения.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты по делу А56-15189/2008 апелляционным судом не принимается, поскольку в силу статьи 69 АПК РФ условием преюдициальности выступает наличие в решении суда по ранее рассмотренному делу фактов имеющих то или иное отношение к лицам, участвующим в деле. Однако в деле А56-15189/2008 Департамент не участвовал.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что здание, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Островная, д.2, лит.А. относится к объекту культурного наследия федерального значения.
Кроме того, представитель Департамента правомерно отметил, что объекты культурного наследия местного (муниципального) значения подлежат включению в реестр.
Доказательств отнесения спорного здания к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения и включения здания в реестр подателем жалобы не представлено.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение заявителем обязательных требований законодательства в сфере объектов культурного наследия федерального значения, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности постановления Департамента о привлечении ЗАО "Маяк" к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ и отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 ноября 2012 года по делу N А56-58352/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Маяк" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58352/2012
Истец: ЗАО "Маяк"
Ответчик: Комитет по культуре Ленинградской области / Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия