г. Киров |
|
08 февраля 2013 г. |
Дело N А28-7540/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калининым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Аптека "Здоровье"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2012 по делу N А28-7540/2012, принятое судом в составе судьи Кулдышева О.Л.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Аптека "Здоровье" (ИНН: 4317006087, ОГРН: 1074307001120)
к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920),
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Аптека "Здоровье" (далее - ООО Аптека "Здоровье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Фонд) от 31.07.2012 N 183965 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2012 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО Аптека "Здоровье" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество считает, что им правомерно применялись пониженные тарифы при исчислении страховых взносов, установленные пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным Законом N 61 - ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
ООО Аптека "Здоровье" указывает, что фармацевтическую деятельность осуществляет Общество, а не его отдельные работники, лицензия на занятие указанным видом деятельности выдана аптечной организации.
Кроме того, Общество считает, что письма Минздравсоцразвития России от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288 и Фонда социального страхования РФ от 25.04.2012 N 15-03-18/08-4703 не обладают признаками нормативного документа, поскольку сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации данных документов, отсутствуют. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд социального страхования указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось (определение суда от 11.01.2013).
ООО Аптека "Здоровье" заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Фонд социального страхования, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена камеральная проверка расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года, представленного ООО Аптека "Здоровье" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, а также права применения пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе проверки Фонд социального страхования пришел к выводу о необоснованном применении Обществом пониженного тарифа страховых взносов по работникам, не имеющим сертификата специалиста на занятие фармацевтической деятельностью (Асмадьяров Ф.Г. - руководитель организации, Габдрахманова Л.Х. - провизор).
Результаты проверки отражены в акте от 21.06.2012 N 183965 (л.д. 42-44).
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений страхователя исполняющим обязанности управляющего Фонда социального страхования принято решение от 31.07.2012 N 183965 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в связи с занижением базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 214 рублей 60 копеек. Указанным решением Обществу предложено уплатить пени в сумме 4 рубля 40 копеек и недоимку по страховым взносам в сумме 1 073 рубля (л.д. 51-53).
Общество не согласилось с решением Фонда социального страхования и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Кировской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что аптечные организации, применяющие налоговый режим в виде уплаты единого налога на вмененный доход, применяют пониженные тарифы страховых взносов, только в отношении выплат и вознаграждений производимых в пользу работников, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющих сертификат специалиста в соответствии с Федеральным Законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Общество в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закон N 212-ФЗ, является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В статье 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В соответствии с частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение 2012 - 2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе, в 2012 году в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов; в Федеральный фонд социального страхования - 0,0 процента; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,0 процента.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ осуществляется, в том числе, аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями.
Согласно пункту 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Таким образом, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО Аптека "Здоровье" является розничная торговля фармацевтическими товарами (л.д. 57-62), осуществляемая на основании лицензии от 20.12.2007 N 43-02-000034 (л.д. 13).
В связи с осуществлением указанной выше деятельности Общество уплачивает единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Поскольку Общество имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии, в связи с чем, относиться к категории плательщиков, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае для Общества, а не для конкретных работников, работающих у страхователя. Поскольку именно Общество осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, следовательно, имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности Общества.
Довод Фонда социального страхования о том, что пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный пунктом 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении работников Общества, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста, не применим, отклоняется апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Согласно пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу пункта 2 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 52 вышеуказанного закона можно сделать вывод о том, что работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность; согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ такую деятельность осуществляет аптечная организация.
Следовательно, является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что пониженные тарифы применяются только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющих сертификат специалиста.
Необходимо также принять во внимание, что Письмо Минздравсоцразвития России от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288 не обладает признаками нормативного документа, поскольку сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации данного документа, отсутствуют, а поэтому не может применяться при рассмотрении настоящего спора.
Кроме того, по результатам правовой экспертизы разъяснений Минздравсоцразвития России, содержащихся в письме от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288, Министерством юстиции Российской Федерации предложено отозвать указанные разъяснения. Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.12.2012 N 15-03-11/05-16023 указанные разъяснения, содержащиеся в письме Минздравсоцразвития России от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288, отозваны.
Таким образом, учитывая, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае юридического лица, которым выступает аптечная организация, Общество является плательщиком единого налога на вмененный доход и осуществляет фармацевтическую деятельность, суд апелляционной инстанции считает, что Общество вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в деятельности Общества, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что с доходов работников не имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и не имеющих сертификат специалиста, аптека должна уплачивать страховые взносы, применяя общий, а не льготный тариф основан на неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт подлежит отмене, как принятый при неправильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
С Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации следует взыскать в пользу ООО Аптека "Здоровье" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2 000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.
При обращении с апелляционной жалобой Обществом уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по платежному поручению от 02.11.2012 N 479. Из положений подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по делам о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа составляет 1 000 рублей. Таким образом, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату Обществу, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Аптека "Здоровье" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2012 по делу N А28-7540/2012 об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 31.07.2012 N 183965 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах отменить и принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 31.07.2012 N 183965 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Взыскать с Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью Аптека "Здоровье" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2 000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Аптека "Здоровье" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 02.11.2012 N 479 государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7540/2012
Истец: ООО Аптека "Здоровье"
Ответчик: ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Иванов Владимир Владимирович