г. Вологда |
|
06 февраля 2013 г. |
Дело N А13-7737/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Череповецлес" Чиж С.А. по доверенности от 07.08.2012 N 248-7.2.2-ЗЮ, от Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области Погожева М.А. по доверенности от 04.10.2012 N 7600-16-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по г. Вологда Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 ноября 2012 года по делу N А13-7737/2012 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Лесопромышленная холдинговая компания "Череповецлес" (ОГРН 1023501238860; далее - Общество, ОАО "ЛХК "Череповецлес") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 28.03.2012 N 102\3\6-12.
Решением суда требования удовлетворены.
Отдел надзорной деятельности по г. Вологда Управления в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывают, что ОАО "ЛХК "Череповецлес" является объектом надзора за выполнением требований в области гражданской обороны.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, должностным лицом ответчика на основании распоряжения от 11.03.2012 N 325 проведена внеплановая выездная проверка ОАО "ЛХК "Череповецлес" по контролю за соблюдением требований по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; за выполнением предписания от 11.03.2011 N 102\3\6-12, по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Ленина, д. 80.
В ходе проверки выявлено нарушение заявителем требований в области гражданской обороны, а именно: Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств), Положения о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1994 N 330-15с, Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение организации обеспечения населения СИЗ); Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях), которые зафиксированы в акте проверки от 28.03.2012 N 325.
Предписанием от 28.03.2012 N 102\3\6-12 заявителю предложено в срок до 01.03.2013 устранить нарушения установленных требований в области гражданской обороны, в том числе: создать объектовый запас материальных ресурсов в целях ГО; обеспечить средствами индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД); противогазами фильтрующими, типа ГП-7 либо ГП-9 из расчета 105% от общей численности сотрудников (с учетом подгонки по размерам и замены неисправных противогазов); дополнительными патронами ДПГ-1 (3) к противогазам ГП-5,7 - 40% от количества противогазов; разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации; создать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке; запасы дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов для санитарной обработки работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
Не согласившись с названным предписанием, ОАО "ЛХК "Череповецлес" обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
На основании статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пунктов 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение N 305), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Согласно пункту 4 Положения N 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В силу пункта 6 данного Положения должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право: а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны; г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны; д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (далее - Административный регламент N 381).
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента N 381 объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Согласно пункту 5 Административного регламента N 381 предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте N 381. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяется.
Оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность по обеспечению запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.
Исходя из положений Закона N 28-ФЗ, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, Положения об организации обеспечения населения СИЗ, Положение об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях обязанность по обеспечению запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны возлагается на органы власти различного уровня, а также на организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, определяют планы гражданской обороны.
Обеспечение запасами ГО производится в соответствии с табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. Спасательные службы создаются органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.
Судом первой инстанции установлено и не опровергается ответчиком, что ОАО ЛХК "Череповецлес" не располагает объектами или имуществом гражданской обороны, в том числе специализированными складскими помещениями для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочными пунктами, станциями обеззараживания одежды и специальной обработки техники. Мобилизационного задания Общество не имеет, что подтверждается письмом от 26.12.2011 и Управлением не оспаривается.
Таким образом, ОАО "ЛХК "Череповецлес" не подпадает под перечень объектов надзора, содержащийся в пункте 4 названного выше Административного регламента.
При этом сам по себе факт нахождения Общества в г.Череповце, отнесенном к первой группе по гражданской обороне, не является обстоятельством, в связи с которым на Общество могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.
Постановлением Мэрии г.Череповца от 27.11.2009 N 4236 утвержден Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Череповце.
Согласно пункту 2.4 названного Порядка на территории города Череповца осуществляется разработка годового и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Череповца. План основных мероприятий города на год (далее - План) разрабатывается муниципальным учреждением "Центр по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (далее - МУ "ЦЗНТЧС"), согласовывается с Главным управлением МЧС России по Вологодской области и утверждается постановлением мэрии города.
Пунктом 5.2 указанного Порядка предусмотрено, что нормативное правовое регулирование по вопросам проведения мероприятий по гражданской обороне, разработке и реализации Плана гражданской обороны и защиты населения города Череповца в пределах установленных полномочий для мэрии включает определение перечня организаций (филиалов организаций) различных форм собственности для выполнения задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности и наделение их соответствующими полномочиями; определение перечня организаций различных форм собственности, привлекаемых на договорной основе для выполнения работ (предоставления услуг) в целях выполнения задач и (или) мероприятий гражданской обороны на территории города.
Доказательств включения ОАО ЛХК "Череповецлес" в обозначенные перечни не представлено.
Ссылка ответчика на письма Правительства Вологодской области, согласно которым ОАО ЛХК "Череповецлес" не входит в перечень объектов, прекращающих свою деятельность в особый период, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Соответствующий перечень суду не представлен. Законодательством предусмотрено формирование перечня организаций, отнесенных к группам по гражданской обороне, продолжающих работу в военное время. Доказательств включения Общества в такой перечень суду не представлено.
Не привел ответчик и доказательства, подтверждающие необходимость функционирования заявителя в военное время.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения ОАО ЛХК "Череповецлес" к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, продолжающих свою работу в военное время, включения его в единую государственную систему гражданской обороны.
Следует также отметить, что в пунктах 1 и 4 оспариваемого предписания нарушения выражены абстрактными формулировками, носят обобщенный характер, в них отсутствуют указания на конкретные мероприятия, которые Общество должно осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания.
В апелляционной жалобе административным органом не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного предписание от 28.03.2012 N 102\3\6-12 правомерно признано судом недействительным.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 ноября 2012 года по делу N А13-7737/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по г. Вологда Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7737/2012
Истец: ОАО "Лесопромышленная холдинговая компания "Череповецлес"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Вологодской области
Третье лицо: Отдел надзорной деятельности по г. Череповцу УНД ГУ МЧС России по ВО, Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Управление надзорной деятельности