г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А56-50429/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Д.Абакумовой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Афонин Д.С. - доверенность N 140-09/12 от 20.09.2012
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25512/2012) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2012 по делу N А56-50429/2012 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ПИТЕРАВТО"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.2012 N 07-53-01/291
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" (ОГРН 1037841003298) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 08.08.2012 по административному делу N 07-53-01/291, которым общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.11.2012 заявленное обществом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 21.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество правомерно привлечено к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания Управления об устранении выявленных нарушений от 23.01.2012 N 07-44-01/9, так как обществом не разработаны и не утверждены до 08.06.2012 планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
В судебном заседании представитель ООО "ПИТЕРАВТО" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 21.11.2012 без изменения.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 15.06.2012 N 455-р Управлением проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля исполнения предписания Управления об устранении выявленных нарушений от 23.01.2012 N 07-44-01/9 (акт проверки от 09.07.2012 N 07-46-01/361).
В ходе проверки выявлено, что обществом не исполнен пункт 1 предписания Управления об устранении выявленных нарушений от 23.01.2012 N 07-44-01/9, которым ООО "ПИТЕРАВТО" предписывалось в срок до 08.06.2012 разработать и утвердить планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ООО "ПИТЕРАВТО"; документы, подтверждающие устранение нарушения представить в Управление в срок до 11.06.2012.
По факту выявленного правонарушения Управлением 24.07.2012 составлен в отношении общества протокол N 07-45-01/263 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 08.08.2012 по делу об административном правонарушении N 07-53-06/291 ООО "ПИТЕРАВТО" привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 35000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу части 2 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5); транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу статьи 8 Закона N 16-ФЗ и пункта 4 Требований они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
В соответствии с пунктом 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
В силу пункта 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Как установлено судом первой инстанции, приказом Федерального дорожного агентства от 29.08.2011 N 234 "О присвоении категорий транспортным средствам" транспортным средствам ООО "ПИТЕРАВТО" присвоены категории и они внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта (л.д.108). Уведомление Федерального дорожного агентства от 21.09.2011 N 10-29/12767 получено заявителем 06.10.2011 (акт сдачи-приемки оказанных услуг от 06.10.2011, л.д.109).
Таким образом, в соответствии с пунктами 5.7 и 5.8 Требований, общество обязано было обеспечить проведение оценки уязвимости категорированных транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в срок до 06.01.2012, и в срок до 06.04.2012 разработать и утвердить план транспортной безопасности.
Частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания N 07-44-01/9 от 23.01.2012, вынесенного по результатам проведенной в период с 29.12.2011 по 23.01.2012 проверки на основании распоряжения N 402-р от 27.12.2011. Как указано в предписании N 07-44-01/9 от 23.01.2012, в ходе данной проверки было установлено нарушение обществом требований статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, на момент проведения указанной проверки и выдачи предписания N 07-44-01/9 от 23.01.2012 установленный пунктом 5.8 Требований срок для разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности транспортных средств не истек. Доказательства присвоения категории и включения в реестр принадлежащих обществу объектов транспортной инфраструктуры в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание приведенные положения закона и обстоятельства дела, у Управления по состоянию на 23.01.2012 отсутствовали правовые основания указывать на неисполнение обществом требований статьи 9 Закона N 16-ФЗ в части неразработки плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ООО "ПИТЕРАВТО", поскольку сроки реализации обществом требований статьи 9 Закона N 16-ФЗ на тот момент еще не истекли.
Из вышеизложенного следует, что спорное нарушение на момент проверки отсутствовало и, как следствие, у Управления не было оснований для выдачи обществу предписания N 07-44-01/9 от 23.01.2012 об устранении такого нарушения и соответственно привлечения общества к административной ответственности за неисполнение указанного предписания.
Кроме того, для установления наличия вины в совершении правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, необходимо установить, являлся ли предоставленный Управлением срок исполнения предписания (четыре с половиной месяца) достаточным для устранения допущенного нарушения, и имело ли общество в указанный в предписании срок реальную возможность выполнить предписанные требования.
Как следует из материалов дела (указано в оспариваемом постановлении), в реестр категорированных транспортных средств общества внесены 2155 транспортных средства (реестровые номера АТП 0000039-АТП 0002193). На момент выдачи обществу предписания N 07-44-01/9 от 23.01.2012 обществом не была проведена оценка уязвимости категорированных транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки.
Отсутствие утвержденных результатов оценки уязвимости объекта является препятствием для дальнейшей разработки субъектом транспортной инфраструктуры планов обеспечения транспортной безопасности объекта.
При этом, для исполнения предписания N 07-44-01/9 от 23.01.2012 обществу необходимо было провести не только оценку уязвимости, но и получить решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости, а затем разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности в отношении всех категорированных транспортных средств общества. На все эти действия, как было указано выше, законодателем предоставлен срок - 6 месяцев (пункты 5.7 и 5.8 Требований). В связи с этим очевидно, что общество не смогло бы в установленный в предписании N 07-44-01/9 от 23.01.2012 срок, составляющий менее шести месяцев, исполнить данное предписание Управления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Управления от 08.08.2012 о назначении административного наказания по делу N 07-53-01/291 за неисполнение предписания от 23.01.2012 года N 07-44-01/9.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 21.11.2012 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 ноября 2012 года по делу N А56-50429/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50429/2012
Истец: ООО "ПИТЕРАВТО"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта