г. Саратов |
|
15 февраля 2013 г. |
Дело N А12-25624/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу с использованием систем видеоконференц-связи инспекции Федеральной налоговой службы Росси по г. Волжскому Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г.Волжский, пр-кт Ленина, д.46, ОГРН 1043400122226, ИНН 3435111400)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "10" декабря 2012 года
по делу N А12-25624/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Шапошникова Сергея Валериевича (Волгоградская обл., г.Волжский)
к инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Волжскому Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г.Волжский, пр-кт Ленина, д.46, ОГРН 1043400122226, ИНН 3435111400)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от инспекции Федеральной налоговой службы Росси по г. Волжскому Волгоградской области - Гуровских Л.И. по доверенности от 07.02.2012, Ируров Д.А.,
от индивидуального предпринимателя Шапошникова Сергея Валериевича - Галицкий М.В. по доверенности N 561 от 06.11.2012,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шапошников Сергей Валериевич (далее - предприниматель, заявитель, Шапошников С.В.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области (далее - Инспекция, административный орган) от 10.10.2012 N 17-78/000008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от "10" декабря 2012 года признано незаконным и отменено постановление инспекции от 10.10.2012 N 17-78/000008 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, в заявленных предпринимателем требованиях отказать.
Шапошников С.В. представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения инспекции от 06.09.2012 N 136 в отношении Шапошникова С.В. проведена проверка по осуществлению контроля за полнотой учета выручки денежных средств и порядка работы с денежной наличностью, в ходе которой установлено, что в период с 06.06.2012 по 05.09.2012 выручка, полученная от платежей физических лиц, сдавалась предпринимателем в обслуживающую кредитную организацию на специальный банковский счет не в полном объеме. Часть наличных денежных средств, полученных от платежей физических лиц, согласно кассовой книге, приходным и расходным ордерам хранилась в кассе предпринимателя.
По результат проверки составлен акт проверки от 03.10.2012 года N 000122.
Административным органом за совершение предпринимателем правонарушения, выразившегося в накоплении в кассе наличных денежных средств, полученных от деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, сверх установленного лимита остатка кассы, 03.10.2012 в присутствии предпринимателя составлен протокол N 17-78/000008 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекцией принято постановление от 10.10.2012 года N 17-78/000008, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, указал, что администратвиным органом не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Положению ЦБ РФ от 12.10.2011 N373-П юридическое лицо обязано хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с п. 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства).
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом не допускается.
Шапошников С.В. совершил нарушение, выразившееся в накоплении наличных денег, полученных от деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, сверх установленного лимита остатка кассы. Расчет лимита остатка кассы на второй и третий кварталы 2012 года произведен с учетом наличных денежных средств, получаемых от деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами с применением платежных терминалов, в результате чего нарушен пункт 1.3 Положения от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации", утвержденного Центральным банком Российской Федерации.
Так, в проверяемом периоде с 06.06.2012 по 05.09.2012 выручка, полученная от платежей физических лиц, сдавалась предпринимателем в обслуживающую кредитную организацию на специальный банковский счет не в полном объеме. В августе 2012 года вкладной лист кассовой книги N 60 от 16.08.2012 строка "Остаток на конец дня" на сумму 4440,00 рублей, вкладной лист кассовой книги N 64 от 21.08.2012 строка "Остаток на конец дня" на сумму 5520,00 рублей, вкладной лист кассовой книги N 74 от 31.08.2012 строка "Остаток на конец дня" на сумму 6690,00 рублей.
Статья 1 Федерального закона от 03.06.2009 N103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N103-ФЗ платежный агент - индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Пунктом 15 статьи 4 Закона N103-ФЗ установлено, что платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
При этом судом первой инстанции правомерно указано, что положения Закона N103-ФЗ не устанавливают срока сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет.
Не содержит сроков сдачи в банк денежной наличности и Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N373-П (далее - Положение). Отсутствуют в указанном положении и нормы, предписывающие сдавать в банк денежную наличность, полученную платежным агентом, непосредственно в день ее инкассации.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что инкассация платежного терминала заявителем производилась не ежедневно, а раз в несколько дней, в дни инкассации наличные денежные средства сдавались в банк. До момента инкассации денежные средства непосредственно хранились в платежном терминале.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что допущенное предпринимателем нарушение, выразившееся в зачислении наличных денежных средств, полученных от платежей физических лиц, на специальный банковский счет не в полном объеме, не образуют состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, судебные инстанции пришли к выводу, что инспекцией не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Апелляционная инстанция, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2012 года по делу N А12-25624/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25624/2012
Истец: ИП Шапошников С. В.
Ответчик: ИФНС России по г. Волжскому