г. Вологда |
|
06 февраля 2013 г. |
Дело N А44-5918/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области Курикова И.А. по доверенности от 11.01.2013, от Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области Петрова В.Д. по доверенности от 15.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 декабря 2012 года по делу N А44-5918/2012 (судья Ларина И.Г.),
установил:
Комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области (далее - комитет, заказчик, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - управление, УФАС) о признании незаконным и об отмене решения и предписания УФАС от 26.07.2012 об аннулировании результатов торгов. К участию в деле привлечены третьи лица: Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области (далее - КУГИ), общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "ЭТС" (далее - ООО СК "ЭТС"), оператор электронной площадки - закрытое акционерное общество "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - опрератор электронной площадки), общество с ограниченной ответственностью "Стиль" (далее - ООО "Стиль"), государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Новгородской области" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 05 декабря 2012 года требования комитета удовлетворены, решение и предписание УФАС от 26.07.2012 признаны незаконными.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие в документации об аукционе параметров, по которым возможно подобрать эквивалентные строительные материалы, на неверно установленные в документации об аукционе требования к содержанию первых частей заявок, касающиеся согласия участника аукциона только на выполнение работ, в то время как предмет аукциона предполагает также поставку товаров, а также не возможность объединения в составе одного лота (предмета аукциона) строительно-монтажных работ и поставки оборудования, которое технологически и функционально не связано с данными работами.
Комитет, КУГИ, а также учреждение в отзывах просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заказчика и УФАС, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, заказчиком и КУГИ (уполномоченный орган) 28.06.2012 на официальном сайте госзакупок размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме. Предмет аукциона - выполнение работ по строительству "под ключ" объекта "Спортивный комплекс с универсальным игровым залом и плавательным бассейном в г. Валдай Новгородской области". Дата окончания срока рассмотрения заявок - 24.07.2012, дата проведения аукциона - 27.07.2012.
В УФАС 19.07.2012 поступила жалоба от участника размещения заказа - ООО СК "ЭТС" на действия государственного заказчика.
По результатам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 26.07.2012, которым жалоба участника признана обоснованной, в действиях государственного заказчика признано наличие нарушений частей 3, 3.1 статьи 34, части 1, пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6 и подпункта "а" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Государственному заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной торговой площадки выдано предписание об отмене всех совершенных действий и принятии решения по размещению государственного заказа.
Поскольку в соответствии с частью 6 статьи 41.5 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган вправе отказаться от проведения открытого аукциона в электронной форме не позднее чем за десять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, 27.07.2012 аукцион был проведен, победителем аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "ЭлинАльфа", с которым 16.08.2012 заключен государственный контракт.
Итоговый протокол оформлен 02.08.2012, из трех участников второго этапа аукциона, помимо ООО СК "ЭТС", которое от дальнейшего участия отказалось, победителем признано общество с ограниченной ответственностью "ЭлинАльфа" (т.1, л.100).
Не согласившись с решением и предписанием управления, заказчик обжаловал их в суд в порядке статьи 198 АПК РФ.
Судом первой инстанции требования комитета удовлетворены.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, порядок проведения которого регулируется нормами главы 3.1 настоящего Закона.
Частью 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми частью 2 настоящей статьи.
В части 2 статьи 34 Закона N 94-ФЗ указано, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика.
По материалам дела, вопреки доводам апелляционной жалобы и решению антимонопольного органа (абзац третий решения УФАС стр. 6), параметры товаров, по которым может быть определена эквивалентность товаров иных марок, предлагаемых участниками, указаны либо непосредственно в разделе IV аукционной документации (например: минераловатные плиты "Rockwool" ЛАЙТ БАТТС, толщ. 50 мм; потолки подвесные "Armstrong" - металлические, реечные, тип - П-161, т.е. влагостойкие), либо в проектной документации, в том числе в пояснительной записке к проекту, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе и размещенной на сайте. Данные параметры не могут изменяться, поскольку установлены проектом, прошедшим государственную экспертизу, поэтому государственный заказчик не вправе был указывать минимальные и максимальные значения таких показателей.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о соответствии положений аукционной документации требованиям части 3 статьи 34 Закона N 94-ФЗ, а также об отсутствии в действиях комитета нарушений части 1 и пункта 1 части 4 статьи 46.1 настоящего Закона.
Доводы подателя жалобы в этой части подлежат отклонению.
В апелляционной жалобе так же, как и в суде первой инстанции, УФАС ссылается на нарушение государственным заказчиком требований пункта 1 части 3 статьи 46.1 и подпункта "а" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 46.1 указанного Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Часть 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ содержит обязательные для участников требования к содержанию первой части заявки.
Пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что первая часть заявки должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Это требование содержится в разделе 3 документации об аукционе (т.1, л.77).
Вместе с тем в подпункте "а" пункта 3 части 4 указанной статьи содержится дополнительное условие о том, что при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, необходимо представить согласие на использование товара соответствующего товарного знака или согласие на использование иного товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности.
Однако это требование к первой части заявки в аукционной документации предусмотрено не было.
Часть 4 статья 41.8 Закона N 94-ФЗ содержит обязательные для участников требования к содержанию именно первой части заявки.
В соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Из анализа этих норм следует, что участники размещения заказа были вправе представить в составе первой части заявки, кроме согласия на выполнение работ, также и согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, содержащее указание на иной товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности.
Доводы управления и ООО "СК "ЭТС" о том, что указанное требование аукционной документации фактически лишало участников возможности предоставить согласие с условием использования эквивалентных строительных материалов, противоречат установленным по делу обстоятельствам, так как по результатам рассмотрения первой части заявок ни одна из них не была отклонена в связи с наличием согласия выполнить работы с использованием товара, товарные знаки которого указаны в аукционной документации, или с использованием эквивалентного товара. Все четыре поступившие заявки, в том числе заявка ООО "СК "ЭТС", были допущены к участию в аукционе.
При таких обстоятельствах данное нарушение является формальным и не может служить основанием для аннулирования результатов состоявшегося аукциона.
Апелляционная коллегия также считает необоснованным довод заявителя о том, что объединение в один предмет аукциона выполнения строительно-монтажных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с этими работами, нарушает требования закона.
Судом первой инстанции верно отмечено, что предметом аукциона является строительство спортивного комплекса "под ключ" (код ОКДП 4520080 "Строительство зданий и сооружений под ключ, включая ремонт и реконструкцию").
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно пункту 2 приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ" в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Такое правовое регулирование в сфере строительства позволяет объединить в одном предмете аукциона строительно-монтажные работы и закупку мебели и инвентаря, необходимого для эксплуатации готового объекта.
Кроме того, как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Надлежащим образом исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов.
Объединение работ по строительству и поставке необходимого оборудования, инвентаря и мебели позволит в рассматриваемом случае обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства.
Кроме того, стоимость музыкального центра, кофемашины и другого оборудования входит в стоимость строительства объекта согласно типовому проекту, то есть оснований для финансирования приобретения этого оборудования отдельно у заказчика не имелось.
На основании части 6 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет независимо от доводов, содержащихся в жалобе, не нарушены ли судом первой инстанции при вынесении решения нормы процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ одним из безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судом первой инстанции к участию в деле не были привлечены иные участники аукциона, кроме ООО "СК "ЭТС". Однако, с учетом того обстоятельства, что обжалуемым решением суда их права, связанные с участием в аукционе, не затронуты, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, как соответствующее нормам материального и процессуального права.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы управлению отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 декабря 2012 года по делу N А44-5918/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5918/2012
Истец: Комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
Третье лицо: Государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Новгородской области", Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области, ООО "Стиль", ООО Строительная компания "ЭТС", Оператор электронной площадки- Закрытое акционерное общество "Сбербанк-автоматизированное система торгов"
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1708/13
06.02.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-91/13
13.12.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9144/12
05.12.2012 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-5918/12
04.10.2012 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-5918/12
03.08.2012 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-5918/12