г. Москва |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А40-61725/12-161-565 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: М.Ф. Сабировой,
Судей: В.Я. Гончарова, Б.С. Веклича,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Шалаевым,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стиль"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2012 г.
по делу N А40-61725/12-161-565 принятое судьей Н.Г. Симоновой
по иску Муниципального Казенного Учреждения "Комитет по физической культуре, спорту и туризму" МУ "Администрация МО "Ягодинский муниципальный район"
к ООО "Стиль" (ИНН 7811370020, ОГРН 1077847203521)
о взыскании задолженности, расторжении муниципального контракта N 2К-2010 от 30.06.2010 г.
При участии в судебном заседании:
От истцов: не явился, извещен;
От ответчика: Кочетыгов Ю.П., по доверенности от 01.06.2012;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное Казенное Учреждение "Комитет по физической культуре, спорту и туризму" МУ "Администрация МО "Ягодинский муниципальный район" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО "Стиль" о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту N 2К-2010 от 30.06.2010 в размере 435 575 руб., расторжении муниципального контракта N 2К-2010 от 30.06.2010 г.
ООО "Стиль" обратилось со встречным иском к Муниципальному Казенному Учреждению "Комитет по физической культуре, спорту и туризму" МУ "Администрация МО "Ягодинский муниципальный район" о взыскании задолженности по контракту в размере 2500000 руб.
Решением Арбитражного суда первой инстанции от 19.11.2012 г. в удовлетворении исковых требований, встречных исковых требований отказано.
ООО "Стиль", не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении встречного иска, обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, встречный иск удовлетворить.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, МУ "Администрация МО "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" 06 мая 2010 года объявлен открытый конкурс на право разработки проектно-сметной документации по строительству объекта "Крытый каток с искусственным льдом в п. Ягодное". Извещение о конкурсе опубликовано в газете "Северная правда" N 19 от 07 мая 2010 г. и размещено на официальном сайте www.gz-magadan.ru 06 мая 2010 г.
Согласно извещениям о внесении изменений в конкурсную документацию, размещенным уполномоченным органом на официальном сайте www.gz-magadan.ru 14 мая 2010 г. и 21 мая 2010 года, в соответствии с которыми в документацию конкурса: "Право на разработку проектно-сметной документации по строительству объекта: "Крытый каток с искусственным льдом в п. Ягодное" внесены следующие изменения: конкурсная документация дополнена разделом "Информация для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки" (извещение о внесении изменений от 14 мая 2010 года); техническое задание заменено в полном объеме; проект муниципального контракта заменен в полном объеме; срок подачи заявок продлен до 10-00 11 июня 2010 года; дата и время вскрытия конвертов с заявками 11 июня 2010 года, 10-00 (извещение о внесении изменений от 21 мая 2010 года).
Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N 1-2К-2010 от 11 июня 2010 г., до окончания указанного в извещении о проведении конкурса срока подачи заявок на участие в конкурсе представлен один запечатанный конверт от ООО "Стиль".
В результате рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе (протокол рассмотрения заявок N 2-2К-2010 от 11 июня 2010 г.) конкурс на право разработки проектно-сметной документации по строительству объекта "Крытый каток с искусственным льдом в п. Ягодное" признан несостоявшимся, заказчику рекомендовано заключить муниципальный контракт с единственным участником размещения заказа, который признан участником конкурса - ООО "Стиль", на сумму 2 500 000 рублей.
Между МУ "Комитет по физической культуре, спорту и туризму" МУ "Администрация МО "Ягоднинский муниципальный район" (муниципальный заказчик) и ООО "Стиль" (генеральный проектировщик) 30 июня 2010 года заключен муниципальный контракт N 2К-2010, согласно условиям которого генеральный проектировщик обязался передать в собственность муниципальному заказчику проектно-сметную документацию по строительству объекта: "Крытый каток с искусственным льдом в п. Ягодное", в установленный контрактом срок, а муниципальный заказчик обязался принять проектную документацию и произвести оплату в соответствии с условиями контракта.
Также генеральный проектировщик обязался передать права на ее использование в соответствии с разделом 6 контракта. Комплект проектно-сметной документации должен иметь положительное заключение государственной экспертизы и соответствовать техническому заданию.
Согласно условиям муниципального контракта N 2К-2010 от 30 июня 2010 года, техническое задание на поставку проектно-сметной документации для строительства объекта "Крытый каток с искусственным льдом в п. Ягодное" является неотъемлемой его частью, согласно заданию наименование объекта и его местонахождение - крытый каток с искусственным льдом в п. Ягодное.
Пунктом 3 технического задания определен состав и комплектность проектной и рабочей документации, а именно: состав разделов проектной документации и требования по каждому разделу должны соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87; рабочая документация (стадия "Р", включая разделы ОПЗ, ГП, ТХ, АС, КР, OB, ВК, ЭЛ, СС, автоматика и диспетчеризация инженерных систем, пожарная безопасность, пожарно-охранная сигнализация, автоматизация системы пожаротушения, противопожарные мероприятия, видеонаблюдение, компьютерные сети, организация строительства, охрана окружающей среды); рассматриваемый проект должен иметь положительное заключение государственной экспертизы; сметная документация, включая сводный расчет стоимости строительства и локальные сметные расчеты; проектная документация должна быть выполнена в объеме, достаточном для повторного применения и проведения государственной экспертизы.
Техническим заданием также установлены требования к архитектурно-планировочному, конструктивным решениям, к проектным решениям по холодоснабжению, отоплению и вентиляции зала катка, к охране окружающей среды, требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
П 2.4. контракта установлен срок передачи муниципальному заказчику всего комплекта проектно-сметной документации - не позднее 02 июля 2010 года.
Цена контракта составляет 2 500 000 рублей, включая НДС 18% и все иные расходы продавца (п. 3.1 контракта). Цена контракта является твёрдой на весь период действия контракта и пересмотру не подлежит, за исключением случаев, установленных законом.
Оплата производится в безналичной форме, не позднее 10 календарных дней после приёмки муниципальным заказчиком комплекта проектной документации, соответствующей условиям контракта, по акту приема-передачи. Основанием для оплаты является подписанный сторонами контракта акт приема-передачи проектной документации, счет на оплату и счет-фактура. Источником финансирования исполнения контракта являются средства бюджета МО "Ягоднинский район Магаданской области".
Согласно условиям раздела 6 контракта, ООО "Стиль" является законным владельцем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности - проектную документацию, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы N 24-1-5-0753-09 краевого государственного автономного учреждения "Красноярская краевая государственная экспертиза" и муниципальным контрактом N 57 от 15 августа 2008 г. на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Крытый каток с искусственным льдом в Ленинском районе" между Муниципальным учреждением города Красноярска "Управление капитального строительства" и Общества с ограниченной ответственностью "Стиль".
Согласно п. 6.3. контракта ООО "Стиль" предоставляет муниципальному заказчику следующие неисключительные права на использование проектной документации: право воспроизведения проектной документации, т.е. изготовление одного и более экземпляра проектной документации или ее части в любой материальной форме, в том числе запись на электронном носителе; право на модификацию проектной документации, не затрагивающую конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства; право на использование материалов проектной документации при проведении инженерных изысканий; право на практическую реализацию проектной документации (строительство одного объекта капитального строительства с использованием материалов проектной документации).
П. 6.4. контракта сторонами установлена территория, на которой допускается использование проектной документации - Магаданская область.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, условиями контракта предусмотрено, что собственник уже разработанной проектной документации ООО "Стиль" передает МКУ "Комитет по спорту и туризму" уже разработанную проектную документацию с правом модификации для реализации на территории Магаданской области. Проектная документация имеет положительное заключение государственной экспертизы N 24-1-5-0753-09 краевого государственного автономного учреждения "Красноярская краевая государственная экспертиза" и это заключение относится к объекту "Крытый каток с искусственным льдом в Ленинском районе г. Красноярска".
В соответствии с указанным, предметом контракта являлась поставка ООО "Стиль" проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, по объекту "Крытый каток с искусственным льдом в Ленинском районе г. Красноярска".
Согласно материалам дела, комплект проектной документации по указанному объекту передан представителю МКУ "Комитет по спорту и туризму" 01.07.2010 по накладной N 60-10, что предусмотрено п. 5.2 контракта.
В соответствии с п. 5.3. контракта муниципальный заказчик в течение 10 календарных дней с момента приема проектной документации по накладной производит ее проверку на соответствие требованиям технического задания.
Замечаний в установленный срок от МКУ "Комитет по спорту и туризму" не поступило. При этом, муниципальный заказчик сообщил, что проектная документация должна иметь название "Крытый каток с искусственным льдом в пос. Ягодное Магаданской области", а не "Крытый каток с искусственным льдом в Ленинском районе г. Красноярска".
Суд первой инстанции правомерно указал, что данное требование истца противоречит условиям заключенного контракта.
Материалами дела усматривается, что ООО "Стиль" в адрес МКУ "Комитет по спорту и туризму" направлено письмо N 485-С-07/10 от 23.07.2010 с просьбой оплатить счет N 17 от 22.07.2010 и гарантировало выдачу измененных проектных решений по объекту с учетом нормируемых условий района строительства в пос. Ягодное Магаданской области. Указанное письмо оставлено истцом без ответа.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой иснатнции пришел в обоснованному выводу о том, что требования МКУ "Комитет по физической культуре, спорту и туризму" МУ "Администрация МО "Ягоднинский муниципальный район" о взыскании с ООО "Стиль" неустойки необоснованны и не подлежат удовлетворению.
При этом суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении встречных исковых требований в связи со следующим.
Согласно действующему законодательству о градостроительной деятельности в целях активизации капитального строительства объектов различного назначения предусмотрена возможность использования готовой (типовой) проектной документации (проектной документации повторного применения). Типовая проектная документация имеет существенные ограничения для повторного применения, которые связаны с пригодностью проектных решений для реализации в условиях новой площадки и правами использования "первичной" проектной документации, в том числе ее повторного применения и модификации.
Согласно п. 3 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Указанные требования закреплены также и в Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, в ред. от 07.11.2008, действующей на момент возникновения правоотношений, в соответствии с которым государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится.
Разделом II Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, установлены виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка (работы по подготовке генерального плана земельного участка, работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта, работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения); работы по подготовке архитектурных решений; работы по подготовке конструктивных решений; работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий; работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий; работы по подготовке технологических решений (работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов); работы по разработке специальных разделов проектной документации (инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне, инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов, разработка декларации безопасности гидротехнических сооружений, разработка обоснования радиационной и ядерной защиты), т.е. в данном случае все работы, которые согласно условиям муниципального контракта должно произвести ООО "Стиль".
Согласно пункту 15 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, в случае предоставления на государственную экспертизу проекта получившего положительное заключение государственной экспертизы и применяемого повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства представляются: проектная документация по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов; положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации (модифицированной типовой проектной документации), выданное любому лицу не ранее 7 лет до дня подачи заявления о проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
Также подлежат государственной экспертизе результаты инженерных изысканий по новой площадке (площадке повторного применения проекта).
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Перечень разделов, подлежащих включению в состав проектной документации установлен частью 12 данной статьи.
При этом, каждый из разделов является обязательным, и его отсутствие в проекте является нарушением Градостроительного кодекса РФ.
В Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 установлены требования к содержанию указанных разделов проектной документации, включая текстовую и графическую части каждого раздела.
Планируемая к применению типовая проектная документация (проектная документация повторного применения) должна соответствовать следующим критериям: по составу и содержанию соответствовать действующему законодательству РФ, в том числе постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87; иметь положительное заключение государственной экспертизы, выданное не более чем 7 лет назад; ее повторное применение должно быть законным в части соблюдения исключительного права на проектную документацию как на объект интеллектуальной собственности в соответствии с гражданским законодательством РФ: если лицо, применяющее проектную документацию повторно, не является владельцем указанного права, оно должно иметь законные основания распоряжения им (лицензионный договор, договор безвозмездного пользования и т.д.). Кроме того, ее повторное (на новой площадке) применение должно быть возможным (соответствие природно-климатических особенностей территорий, инженерно-геологических характеристик районов, включая сейсмические характеристики, и земельных участков, включая рельеф, несущую способность грунтов, наличие подтопления, мерзлотных явлений и т.д.) и целесообразным.
Как верно указано судом первой инстанции, представленная ООО "Стиль" проектная документация по составу и содержанию не соответствует действующему законодательству РФ, в том числе Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, что подтверждается уведомлением Магаданского областного государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы" от 26.07.2011 г. N 193.
При этом документация по объекту "Крытый каток с искусственным льдом в Ленинском районе г. Красноярска" не соответствует климатическим и иным условиям площадки строительства - п. Ягодное, Магаданской области (разные значения ветровой, снеговой нагрузки, а также сейсмичность площадки 8 баллов), в связи с чем, необходимо внести изменения в конструктивные и другие характеристики объекта для обеспечения надежности и безопасности объекта, для чего необходимо проходить государственную экспертизу по месту расположения площадки строительства, что исключает применение понятия "типовая проектная документация".
Материалами дела усматривается, чтоООО "Стиль" применило положения Инструкции по типовому проектированию СН 227-82, утвержденной Постановлением Госстроя СССР от 18 мая 1982 г. N 141 взамен СН 227-70 и разд. 2 СН 401-69, в соответствии с которой основанием для разработки типовой проектной документации являются пятилетние и годовые планы типового проектирования, утвержденные в установленном порядке, а типовые проекты изначально должны разрабатываться для многократного применения при строительстве повторяющихся производственных и вспомогательных зданий и сооружений, предприятий в целом со стабильной технологией производства, а также жилых домов, общественных зданий и сооружений и объектов сельскохозяйственного назначения, т.е. иметь статус таковых на стадии их разработки и первичного утверждения.
В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 09.07.2007 N 62 "Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства", действовавшим на момент возникновения спорных отношений, одним из критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации является - документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанное осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом.
Данные обстоятельства исключают возможность применения в рассматриваемом случае понятия "типовая документация".
Согласно п. 1.1. контракта генеральный проектировщик обязался передать в собственность муниципальному заказчику проектно-сметную документацию по строительству объекта "Крытый каток с искусственным льдом в п.Ягодное", в установленный контрактом срок, а муниципальный заказчик - принять проектную документацию и произвести оплату в соответствии с условиями контракта.
При этом, техническое задание на поставку проектно-сметной документации для строительства объекта "Крытый каток с искусственным льдом в п. Ягодное", является неотъемлемой частью муниципального контракта N 2К-201.0 от 30 июня 2010 года.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, представленная ООО "Стиль" проектная документация по объекту "Крытый каток с искусственным льдом в Ленинском районе г. Красноярска" не является ни типовым проектом повторного применения, ни проектной документацией, предусмотренной пунктами 1.1.и 1.2. муниципального контракта N 2К-2010 от 30 июня 2010 года (проектная документация для объекта "Крытый каток с искусственным льдом в п. Ягодное"), и фактически является проектной документацией, разработанной для другого региона, в связи с чем, ее применение заказчиком невозможно, а приобретение нецелесообразно.
В соответствии с указанным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Стиль" принятые обязательства надлежащим образом не исполнены, в связи с чем, оснований для удовлетворения встречного исков не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2012 г. по делу N А40-61725/12-161-565 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Стиль" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.Ф. Сабирова |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61725/2012
Истец: МКУ "Комитет по физической культуре, спорту и туризму" МУ "Администрация МО "Ягоднинский муниципальный район", Муниципальное Казенное Учреждение "Комитет по физической культуре, спорту и туризму" МУ "Администрация МО "Ягодинский муниципальный район"
Ответчик: ООО "Стиль"