г. Томск |
|
13 февраля 2013 г. |
Дело N А45-24257/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Опар Н.Ф. по доверенности от 05.09.2011 (на 3 года),
от заинтересованного лица: Королева Д.Б. по доверенности от 09.01.2013 (до 31.12.2013)
от третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 13.11.2012 по делу N А45-24257/2012 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Союз-10" (ИНН 5404141493, ОГРН 1035401482401)
к Мэрии города Новосибирска
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Союз-10" (далее по тексту - ООО "Союз-10", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными действий Мэрии города Новосибирска (далее по тексту - апеллянт) по подаче заявления в регистрирующий орган о прекращении государственной регистрации сделки на земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 54:35:064080:555, расположенный в пределах Ленинского района города Новосибирска, площадью 3868 кв.м., для строительства многоэтажного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова, а также обязании Мэрии города Новосибирска заключить договор аренды указанного земельного участка путем совершений действий, направленных на заключение договора аренды в форме предоставления в регистрирующий орган, установленный действующим законодательством Российской Федерации, комплекта документов для регистрации договора N 112335 аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 16.07.2012, подписанного между ООО "Союз-10" и Мэрией города Новосибирска.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Новосибирской области).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13.11.2012 заявление ООО "Союз-10" удовлетворено частично. Действия Мэрии города Новосибирска по подаче заявления в регистрирующий орган о прекращении государственной регистрации сделки на земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 54:35:064080:555, расположенный в пределах Ленинского района города Новосибирска, площадью 3868 кв.м. для строительства многоэтажного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова признаны незаконными. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований Общества, Мэрия города Новосибирска обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к ней), в которой просит состоявшийся судебный акт отменить в обжалуемой части в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Мэрия города Новосибирска указала на то, что предварительное согласование земельного участка для жилищного строительства законом не предусмотрено. Судом первой инстанции не дана оценка изменениям, внесенным в соглашение от 17.12.2004 в редакции дополнительного соглашения от 19.04.2010. Предоставление земельного участка площадью 3868 кв.м. без проведения торгов нарушает пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно Обществом не исполнено требование закона о сносе объектов капитального строительства. Судом первой инстанции не учтено, что Мэрия города Новосибирска, направив Обществу уведомление об отказе в заключении договора аренды и подав заявление в Управление Росреестра по Новосибирской области о прекращении государственной регистрации договора аренды, отказалась от его заключения как несоответствующего требованиям земельного законодательства.
Подробно доводы Мэрии города Новосибирска изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
В представленных до начала судебного заседания возражениях ООО "Союз-10" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Третьим лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители апеллянта и Общества в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Мэрия города Новосибирска обжалует решение суда первой инстанции только в части удовлетворения требований Общества. ООО "Союз-10" и Управление Росреестра по Новосибирской области не заявили каких-либо возражений по пересмотру решения суда первой инстанции только в обжалуемой Мэрией города Новосибирска части.
На основании части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом только в обжалуемой части, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей апеллянта и Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 16.07.2012 между ООО "Союз-10" и Мэрией города Новосибирска подписан договор N 112335 аренды земельного участка на территории города Новосибирска в отношении земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 54:35:064080:555, расположенный в пределах Ленинского района города Новосибирска, площадью 3868 кв.м. для строительства многоэтажного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова, сроком аренды с 16.07.2012 по 16.07.2015.
27.07.2012 договор аренды земельного участка передан в Управление Росреестра по Новосибирской области для государственной регистрации в силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
27.08.2012 из Управления Росреестра по Новосибирской области поступило уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, согласно которому Обществу стало известно, что 24.08.2012 Мэрией города Новосибирска подано заявление о прекращении государственной регистрации сделки (аренды) на земельный участок.
Считая действия Мэрии города Новосибирска незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований находит правильными.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям пункта 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного в пункте 27 статьи 38.1 названного Кодекса.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) предусмотрены исключения из правил предоставления земельных участков в аренду для жилищного строительства, установленных статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, в соответствии с подпунктом "б" пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
Как усматривается из материалов дела, соглашение о предоставлении земельного участка в аренду для жилищного строительства без проведения торгов было заключено между Мэрией города Новосибирска и ООО "Союз-10" 17.12.2004.
Основанием для предоставления земельного участка, в том числе по 3-му пер. Римского-Корсакова, явилось не только заключение соглашения, но и издание распоряжения о предоставлении земельного участка N 14570-р от 29.12.2007, с изменениями от 29.06.2009 на основании распоряжения Мэрии города Новосибирска N 15993-р, в котором в преамбуле указано на основания предоставления земельного участка ООО "Союз-10", таких как, письмо Общества от 20.12.2007 N 273, соглашения от 17.12.2004, статья 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Материалами дела подтверждается исполнение сторонами обязательств по соглашению от 17.12.2004.
Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Судом первой инстанции установлено, что 29.12.2007 распоряжением N 14570-р Мэрия города Новосибирска, с внесенными изменениями распоряжением N 15993-р от 29.06.2009, утвердила проект границ земельных участков и предоставило ООО "Союз-10" в аренду, в том числе, земельный участок площадью 0,3868 га для строительства многоэтажного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова.
На дату совершения оспариваемых действий распоряжение Мэрии города Новосибирска от 29.12.2007 N 14570-р являлось действующим.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Мэрии города Новосибирска отсутствовали правовые основания для подачи заявления о прекращении государственной регистрации сделки (аренды) на земельный участок.
Неправомерные действия Мэрии города Новосибирска препятствуют Обществу в осуществлении предпринимательской деятельности.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апеллянта не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Мэрия города Новосибирска освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.11.2012 по делу N А45-24257/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24257/2012
Истец: ООО "Союз-10"
Ответчик: Мэрия г. Новосибирска, Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11326/13
20.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2226/13
13.02.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11584/12
13.11.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-24257/12