г. Киров |
|
14 февраля 2013 г. |
Дело N А31-5414/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Смирновой Ларисы Владимировны
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.10.2012 по делу
N А31-5414/2012, принятое судом в составе судьи Паниной С.Л.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Смирновой Ларисы Владимировны (ОГРН 307440101000013, ИНН 440101579101)
к администрации городского округа города Костромы (ОГРН 1024400534619, ИНН 4401012770),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Костромское ПАТП N 2", открытое акционерное общество "ПАТП N 2" индивидуальные предприниматели Дюжев Сергей Леонидович и Комаров Александр Николаевич,
об оспаривании действий органов местного самоуправления,
установил:
индивидуальный предприниматель Смирнова Лариса Владимировна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Смирнова Л.В.) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрации городского округа города Костромы (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконными действий Администрации в части установления срока действия договора от 28.12.2011 N 118 на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 38, заключенного с заявителем, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленный судом срок, также заявитель просил признать незаконным проведение конкурса на право заключения договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам NN 26, 33, 38, 44 регулярных перевозок и итогов конкурса ввиду нарушения процедуры его проведения.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Смирнова Л.В. обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что решение суда вынесено с неправильным применением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение не мотивировано.
Предприниматель указывает на то, что ни одного из условий, предусмотренных частью 12 статьи 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 N 539-4-ЗКО "Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области", позволяющих заключить с ним временный договор на организацию регулярных перевозок не наступило, в связи с чем договор от 28.12.2011 N 118 должен быть заключен на срок три года. По мнению ИП Смирновой Л.В., заявка на участие в конкурсе подана ею своевременно, с учетом положений статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 2.3 Положения о конкурсе на право заключения Договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования, утвержденного постановлением администрации города Костромы от 15.01.2010 N 30 "Об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городе Костроме".
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда в силе.
Общество с ограниченной ответственностью "Костромское ПАТП N 2", открытое акционерное общество "ПАТП N 2" индивидуальные предприниматели Дюжев Сергей Леонидович и Комаров Александр Николаевич отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Смирнова Л.В. имеет государственную лицензию от 18.03.2008 N АСС-37-411389 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, предоставленную на срок до 18.03.2013.
28.12.2011 Администрация и ИП Смирнова Л.В. (перевозчик) заключили договор N 118 на временное обеспечение регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 38 в границах городского округа город Кострома (л.д. 22).
27.01.2012 в официальном вестнике города Костромы N 3 Администрацией опубликованы предложения о заключении договоров на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах N N 26, 33, 38, 44 с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию, владеющими маршрутными транспортными средствами либо предоставившими соответствующие документы, подтверждающие возможность приобретения и использования на праве собственности либо ином законном праве маршрутных транспортных средств (л.д. 144г-144д). В предложениях содержится информация о том, что договор заключается сроком на 5 лет, прием заявлений осуществляется в Управлении городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства Администрации города Костромы (далее - Управление) ежедневно с 8.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00, кроме выходных и праздничных дней, последний день приема заявлений 27.02.2012, вскрытие конвертов и рассмотрение заявлений о заключении договоров производится комиссией по рассмотрению заявлений о заключении Договора 29.02.2012 в 9.00 часов. Рассмотрение заявлений осуществляется в порядке, установленном постановлениями администрации города Костромы от 15.01.2010 N 30 и от 20.10.2010 N 2099.
29.02.2012 после вскрытия конвертов и рассмотрения заявлений о заключении договоров комиссией были определены победители конкурсов. Результаты конкурсов зафиксированы в протоколах от 29.02.2012 N ,N XLIX, XLVII, XLVIII, L, LV.
27.03.2012 по результатам конкурса Администрация заключила договоры по маршруту N 44 с ИП Дюжевым С.Л., по маршруту N 38 с ООО "Костромское ПАТП N 2", по маршруту N 33 с ИП Комаровым А.Н., по маршруту N 26 с ОАО "ПАТП N 2".
Заявления ИП Смирновой Л.В. о заключении договоров по указанным маршрутам поступили в Управление 01.03.2012, позже установленного срока -27.02.2012, в связи с чем были возвращены заявителю сопроводительными письмами от 02.04.2012 (л.д. 70-73).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ИП Смирновой Л.В. в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 4, 10, 13 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 N 539-4-ЗКО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Костромской области" (далее - Закон N 539-4-ЗКО), постановлением администрации Костромской области от 19.02.2010 N 45-а "Об обеспечении осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Костромской области", Положением о конкурсе, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
На основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 168 и 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно подпункту 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями и в границах муниципального района относится к вопросам местного значения.
Постановлением администрации города Костромы от 15.01.2010 N 30 утверждены Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - Положение об организации перевозок) и Положение о конкурсе на право заключения Договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования (далее - Положение о конкурсе).
Пунктами 4.2 и 4.3 Положения об организации перевозок установлено, что предложение Администрации города Костромы о заключении Договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования (далее - Договор) опубликовывается в официальном печатном издании и на официальном сайте Администрации города Костромы в срок не позднее 30 дней до дня окончания подачи заявлений о заключении Договора. Заявление о заключении Договора подается в место и указанный в предложении о заключении договора срок.
Согласно абз. 2 пункта 4.4 данного положения поданные конверты с заявлениями регистрируются в журнале регистрации заявлений о заключении Договора с предоставлением соответствующей расписки о принятии конверта. Конверт с заявлением, поданный по истечении срока подачи заявлений о заключении Договора, не вскрывается и возвращается по указанному на конверте адресу. Поданное заявление о заключении Договора может быть изменено, дополнено либо отозвано до момента вскрытия конвертов.
При поступлении двух и более заявлений Договор заключается с победителем конкурса, порядок проведения которого установлен в Положении о конкурсе.
В соответствии с разделом 2 данного Положения конкурс проводится в два этапа (п. 2.2). На первом этапе Комиссия осуществляет вскрытие конвертов и рассмотрение заявлений о заключении Договора и прилагаемых к ним документов. По результатам проведения первого этапа принимается решение о допуске юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших заявление о заключении Договора, ко второму этапу. Первый этап проводится в срок не более чем 7 рабочих дней со дня окончания подачи заявлений о заключении Договора (п. 2.3). По результатам проведения первого этапа Комиссия принимает решение (п. 2.5), которое в течение 2 дней размещается на официальном сайте Администрации и в течение 10 дней опубликовывается в официальном печатном издании (п. 2.5.5).
На втором этапе Конкурса Комиссия осуществляет оценку участников Конкурса на основании Критериев оценки участников Конкурса на право заключения Договоров на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с приложением к настоящему Положению. Подведение итогов и выбор победителя Конкурса осуществляются не позднее 20 рабочих дней со дня окончания подачи заявлений о заключении Договора (п. 2.6). Принятое решение публикуется в аналогичном порядке. Подписание Договора с победителем Конкурса осуществляется в срок не позднее 20 дней со дня принятия Комиссией решения по результатам проведения Конкурса (п. 2.9).
Из материалов дела следует, что вышеуказанные условия заключения договоров на осуществление регулярных перевозок на муниципальных маршрутах N N 26, 33, 38, 44 Администрацией были соблюдены: в частности предложение о заключении Договора было опубликовано 27.01.2012 за 30 дней до дня окончания подачи заявлений - 27.02.2012, на первом этапе, то есть 29.02.2012 Комиссия осуществила вскрытие конвертов и рассмотрела поступившие заявления о заключении Договора и прилагаемые к ним документы, на втором этапе - 27.03.2012 были определены победители конкурса. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ИП Смирнова Л.В. до 27.02.2012 сдала в отделение связи почтовые отправления, направленные в адрес Управления, в связи с чем ее заявления о заключении Договоров считаются поданным в установленный срок, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 194 ГК РФ в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
В связи с тем, что на основании пункта 4.3 Положения об организации перевозок и публикации в официальном источнике информации о порядке подачи предложений о заключении Договоров установлен не только срок подачи таких предложений - до 27.02.2012, но и место их подачи - Управление городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства Администрации города Костромы (г. Кострома, ул. Депутатская, д. 47, каб. 314), соответствующие заявления должны быть поданы непосредственно в Управление до 17.00 часов 27.02.2012. В случае отправки документов посредством почтовой связи заявитель должен обеспечить их поступление в адрес Управления к указанному сроку, что согласуется с положениями абз. 2 п. 1 ст. 194 ГК РФ.
В соответствии с подпунктом 3.3.4 Административного регламента предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по заключению с перевозчиками договоров на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа, утвержденного постановлением администрации города Костромы от 20.10.2010 N 2099, при установлении факта представления заявления и документов о предоставлении муниципальной услуги по истечении срока подачи заявлений о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа должностное лицо, ответственное за прием и регистрацию документов заявителя, отказывает заявителю в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и возвращает их по адресу, указанному на конверте.
Поскольку заявления ИП Смирновой Л.В. поступили в Управление 01.03.2012, последнее правомерно указало на подачу заявлений и документов за пределами установленного срока, в связи с чем законно и обоснованно отказало в их приеме.
Доводы ИП Смирновой Л.В. о том, что договор от 28.12.2011 N 118 на временное обеспечение регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 38 в границах городского округа город Кострома должен быть заключен на срок три года, подлежат отклонению в силу следующего.
Заключение договоров на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентировано статьей 10 Закона N 539-4-ЗКО, частью 9 которой предусмотрено, что при наличии двух и более заявлений о заключении Договора, выбор перевозчика производится на основе конкурса, порядок проведения которого устанавливается органами местного самоуправления.
Пунктом 4 указанной нормы предусмотрено, что Договор заключается на срок не менее чем три года, за исключением случаев, установленных частью 12 настоящей статьи, в силу которой допускается заключение договора на временное осуществление перевозок пассажиров и багажа на срок не более шести месяцев в следующих случаях:
1) отказа перевозчика от исполнения условий ранее заключенного договора и (или) досрочного расторжения договора на конкретном маршруте;
2) осуществления пробных рейсов для выполнения обследования пассажиропотока, по результатам которого определяется минимально необходимый уровень транспортного обслуживания населения при открытии и (или) изменении маршрута;
3) если потребность в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) обусловлена обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее и заключить соответствующий договор в пределах сроков.
Согласно части 13 Закона N 539-4-ЗКО в случаях, предусмотренных п.п. 1 и 3 ч. 12 ст. 10, действие договора на временное осуществление перевозок пассажиров и багажа оканчивается сроком вступления в силу договора, заключенного в соответствии с требованиями частей 7-10 настоящей статьи.
Таким образом, в силу положений Закона N 539-4-ЗКО, а также постановления администрации города Костромы от 15.01.2010 N 30 заключение договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на срок более 3 лет может осуществляться только после публичного предложения и по результатам конкурса (при наличии двух и более заявок). Наличие временного договора не препятствует подаче Администрацией публичных предложений о заключении Договоров в порядке, установленном Положением об организации перевозок и Положением о конкурсе.
Суд первой инстанции установил, что заключение с ИП Смирновой Л.В. временного договора по маршруту N 38 обусловлено обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее и заключить соответствующий договор в пределах сроков. Данные выводы суда предпринимателем не опровергнуты.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что заключение временного договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа при отсутствии обстоятельств, указанных в п.п. 1-3 ч. 12 ст. 10 Закона N 539-4-ЗКО не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований о заключении такого договора на срок более 3 лет.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ИП Смирновой Л.В. требований.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, выражая лишь несогласие с ними, и не могут служить основанием к отмене законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 270 АПК РФ) судом первой инстанции не допущено.
Решение Арбитражного суда Костромской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы ИП Смирновой Л.В. была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя на решение суда с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.10.2012 по делу N А31-5414/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Смирновой Ларисы Владимировны - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Смирновой Ларисы Владимировны в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5414/2012
Истец: ИП Смирнова Лариса Владимировна
Ответчик: Администрация г. Костромы, Администрация городского округа города Костромы
Третье лицо: ИП Дюжев С. Л., ИП Комаров Александр Николаевич, ОАО "ПАТП N2", ООО "Костромское ПАТПN2", Управление городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства администрации города Костромы