г. Пермь |
|
08 февраля 2013 г. |
Дело N А71-11919/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Осиповой С.П., Ясикоой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя Управления образования Администрации города Ижевска (ОГРН 1061841045860, ИНН 1835071412): представители не явились;
от заинтересованного лица Управления Министерства культуры России по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1085260013475, ИНН 5260235194): Панова Т.И., предъявлен паспорт, доверенность от 21.12.2012;
от третьего лица Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Управления образования Администрации города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 декабря 2012 года по делу N А71-11919/2012,
принятое судьей Бушуевой Е.А.,
по заявлению Управления образования Администрации города Ижевска
к Управлению Министерства культуры России по Приволжскому федеральному округу
третье лицо: Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление образования Администрации города Ижевска (далее - Управление образования) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Министерства культуры России по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление Минкультуры России, административный орган) от 31.08.2012 N 5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска (далее - Управление имущественных отношений, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление образования обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что у Управления образования отсутствуют функции по содержанию технического подвала объекта культурного наследия, так как технический подвал здания в оперативное управление Управлению образования не передавался. Кроме того, Управление образования ссылается на отсутствие финансирования, необходимого для осуществления функций по содержанию объекта.
Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; ссылается на наличие в действиях Управления образования состава административного правонарушения; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление имущественных отношений отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Управление образования, Управление имущественных отношений, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу от 04.06.2012 N 175 должностным лицом Управления проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения Управлением образования Администрации города Ижевска условий охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия федерального значения "Дом Новикова 1820-1823 г.г., арх. Дудин С.Е.", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М.Горького, 69.
По результатам проверки составлен акт от 27.07.2012 N 03/18/86 (л.д.99-102), в котором зафиксировано, что в нарушение п. 1 ст. 52 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Управлением образования Администрации города Ижевска не обеспечено надлежащее содержание технического подвала указанного выше объекта культурного наследия федерального значения (отсутствие гидроизоляции стен и фундаментов здания, наличие воды и мусора в помещениях технического подвала).
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Управления образования составлен протокол от 07.08.2012 об административном правонарушении (л.д. 18-19), и вынесено постановление от 31.08.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 51-55).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Управление образования обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Управления образования состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона об объектах культурного наследия физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Использование объекта культурного наследия либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" объект культурного наследия федерального значения "Дом Новикова, 1820-1823 гг., арх. Дудин С.Е." включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Собственником названного объекта является Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска.
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении образования Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 06.06.2006 N 120 (л.д. 60-72) Управление образования является отраслевым органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, обладающим правами юридического лица.
Как следует из материалов дела, решением Комитета по управлению имуществом Администрации города Ижевска от 08.05.1998 N 01-04ун/7 на баланс Управления народного образования Администрации города Ижевска передано в оперативное управление здание площадью 923,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Горького, 69 (в том числе технический подвал площадью 230,0 кв.м.), являющееся объектом культурного наследия федерального значения "Дом Новикова, 1820-1823 гг., арх. Дудин С.Е.". Решением Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска от 24.11.2003 N 01-04у/1126 внесены изменения в решение Комитета по управлению имуществом Администрации города Ижевска от 08.05.1998 N 01-04ун/7 в части площади и года постройки здания. Приказом Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска от 22.09.2009 N 1660у внесены изменения в решение Комитета по управлению имуществом Администрации города Ижевска от 08.05.1998 N 01-04ун/7, согласно которому из оперативного управления Управления образования изъято помещение площадью 54,8 кв.м., по ул. М. Горького, д. 69.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 30.08.2010 (л.д. 24) за Управлением образования зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение общей площадью 615,9 кв.м, на 1,2 этаже, под номерами на 1 этаже 1-14, на 2 этаже 1-17, адрес объекта: Удмуртская Республика. Г. Ижевск. Ул. М.Горького. д.69.
17.12.1999 между Министерством культуры Удмуртской Республики в лице Управления по охране и использованию памятников истории и культуры и Управлением народного образования Администрации города Ижевска оформлено охранное обязательство N 12 в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Дом Новикова, 1820-1823 гг., арх. Дудин С.Е." (л.д.137-139), в соответствии с которым Управление народного образования Администрации города Ижевска, являющееся пользователем данного объекта, обязуется использовать объект только по функциональному назначению, с соблюдением условий, предусмотренных Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865; обеспечивать режим содержания памятника; проводить ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния от 18.11.1999 N 0012-00-ОП; содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке.
Факт нарушения условий указанного охранного обязательства, выразившийся в том, что не обеспечено надлежащее содержание технического подвала указанного выше объекта культурного наследия федерального значения (отсутствует гидроизоляция стен и фундаментов здания, в помещениях технического подвала находится вода и мусор), подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 27.06.2012 (л.д. 99-112), протоколом об административном правонарушении от 07.08.2012 (л.д. 18-19).
Таким образом, наличие событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, является доказанным.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины Управления образования в совершении административного правонарушения исследован административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в компетенции Управления образования отсутствуют функции по содержанию технического подвала объекта культурного наследия, так как данное помещение в оперативное управление не передавалось, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку именно Управление образования на праве оперативного управления владеет, пользуется нежилыми помещениями объекта культурного наследия и в силу п. 4.4 Положения об Управлении образования Администрации города Ижевска обязано принимать меры, направленные на надлежащее содержание общего имущества здания, в том числе, технического подвала; из охранного обязательства памятника истории и культуры от 17.12.1999 N 12 следует, что именно Управление образования приняло на себя обязанности в соответствии с указанным обязательством.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины заявителя в совершении административного правонарушения в связи с отсутствием финансирования, необходимого для осуществления функций по содержанию объекта, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Управление образования предпринимало все зависящие от него меры для получения соответствующего финансирования.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Управления образования в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях (бездействии) Управления образования состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает правильным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Управление образования извещено надлежащим образом (л.д. 116, 117). Протокол об административном правонарушении от 07.08.2012 составлен в присутствии представителя Управления образования - Корытцевой М.Е., действующей на основании доверенности от 18.07.2011,. Постановление о привлечении к административной ответственности от 31.08.2012 вынесено в отсутствие представителя Управления образования, при этом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Управление образования извещено надлежащим образом (л.д. 175-177).
Управление образования привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Управлением образования требований об отмене оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 декабря 2012 года по делу N А71-11919/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11919/2012
Истец: Управление образования Администрации г. Ижевска
Ответчик: Управление министерства культуры по Приволжскому федеральному округу, Управление минкультуры России по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска