город Омск |
|
14 февраля 2013 г. |
Дело N А70-9194/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кудриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11480/2012) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29 ноября 2012 года по делу N А70-9194/2012 (судья Лазарев В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184) к закрытому акционерному обществу "Нива-АГРО" (ОГРН 1027201595420, ИНН 7226003334) о взыскании субсидии в размере 154 539 руб., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (ОГРН 1047200605484, ИНН 7202126866),
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - истец, Департамент АПК) обратился в арбитражный суд Тюменской области с иском к закрытому акционерному обществу "Нива-Агро" (далее - ответчик, ЗАО "Нива-Агро") о взыскании субсидии в размере 154 539 рублей (4-6).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в исковом заявлении указано Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее - Управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.11.2012 по делу N А70-9194/2012, принятым в порядке упрощённого производства, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент АПК в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления, установленных в пункте 4.2 Положения о порядке предоставлении средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области орт 04.03.2011 N 72-п, и подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, согласно которым получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян.
От Управления в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу. Третье лицо считает, что апелляционная жалоба Департамента АПК обоснованна, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельства дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и имеющимся в деле доказательствам, а потому просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу -удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства", пунктом 4.15.2 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п, и заявкой от 27.10.2011. Департамент АПК предоставил ЗАО "Нива-Агро" субсидию на поддержку элитного семеноводства в размере 775 260 рублей. Указанная сумма была перечислена ЗАО "Нива-Агро" платежными поручениями N 106948 от 22.06.2011, N 379970 от 16.11.2011 и N 481791 от 26.12.2011 (л.д.30-32).
30 июля 2012 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее Управление) в Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 была проведена проверка использования бюджетных средств, направленных в 2011 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограмме "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства". По результатам проверки 30.07.2012 был составлен Акт, в котором указано, что ЗАО "Нива-Агро" получило субсидию в размере 154 539 рублей с нарушением установленного порядка, так как приобрело элитные семена кукурузы у ООО "Сельхозагротехника", не являющейся производителем реализуемых элитных семян (л.д. 36-57).
03 августа 2012 года Управление направило Департаменту АПК представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором потребовало принять меры по недопущению в дальнейшем незаконного использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов, не являющихся нецелевым использованием (л.д.42-45).
04 сентября 2012 года в адрес ответчика истцом было направлено уведомление исх. N 13/3199-12 с требованием возвратить субсидию в размере 154 539 рублей (л.д. 35-36). По утверждению истца, субсидия ответчиком не возвращена, в связи с чем Департамент АПК обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
29.11.2012 Арбитражный суд Тюменской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В порядке статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством законами Тюменской области и (или) нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области.
Условия, порядок предоставления субсидий на возделывание зерна определены в действовавшем на дату заключения договора Положении о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденном Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" (далее - Положение).
В силу пункта 5.1 Положения, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме (пункт 5.1 Положения).
Из содержания приведенных пунктов следует, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области указывает, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий её предоставления, установленных в пункте 4.2 Положения о порядке предоставлении средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области орт 04.03.2011 N 72-п, и подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, согласно которым получателями субсидий на поддержку элитного семеноводства являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели элитные семена сельскохозяйственных культур у российских производителей элитных семян и заводов по подготовке семян.
Неисполнение выразилось в приобретении ЗАО "Нива-Агро" элитных семян кукурузы у организации (ООО "Сельхозагротехника"), не являющейся производителем элитных семян кукурузы.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из правил главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о доказательствах и доказывании, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные сторонами в дело доказательства суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении выводов, так как материалами дела не подтверждается нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении.
Так, в соответствии с пунктом 3.2 Положения, для участия в отборе получателем субсидии получатели представляют в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области заявку с приложением документов, указанных в пунктах 2.4.2 - 2.4.6, и документов, определенных условиями предоставления субсидий по каждому мероприятию и направлению государственной поддержки.
Согласно пунктам 2.4.2 - 2.4.6 к заявке на получение субсидии должны быть приложены следующие документы:
- справка-расчет по форме, установленной настоящим Положением;
- справка о ненахождении в стадии ликвидации или банкротства, подписанная руководителем предприятия;
- справка об отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, подписанная руководителем предприятия;
- справка о состоянии ссудной задолженности по кредитам, привлеченным на срок более года, с указанием кредитной организации, срока выдачи и суммы кредита, ссудной задолженности на 01.01.2011 и на дату составления настоящей справки, подписанная руководителем предприятия;
- справка о представлении отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в соответствии с формами, утвержденными приказами Министерства сельского хозяйства РФ, с указанием даты представления отчета, подписанная органом местного самоуправления. Данную справку не представляют получатели бюджетных средств, зарегистрированные в г. Тюмени, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Кроме того, в силу пункта 4.15.2 Положения, основанием для выплаты субсидий является предоставление получателями субсидий следующих документов:
а) справка-расчет на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по форме в соответствии с приложением N 32 к настоящему Положению;
б) копии счетов-фактур, накладных, платежных документов, заверенные получателями субсидий;
в) копии сертификатов на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных культур, заверенные получателями субсидий.
На основании указанных документов устанавливается соответствие претендента условиям предоставления субсидии.
Отсутствие какого-либо из вышеуказанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки (пункт 3.16 Положения).
В свою очередь, исполнение вышеуказанных пунктов Положения свидетельствует о соблюдении заявителем условий для предоставления субсидии. Требований к предоставлению иных документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления субсидий, действующим законодательством не установлено.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Нива-Агро" к заявке на получение субсидии приложены документы, установленные нормативно-правовым актом, а также дополнительные документы, свидетельствующие о приобретении продукции.
Данные обстоятельства истцом не оспариваются.
Предоставление совместно с заявкой вышеуказанного пакета документов свидетельствует о соблюдении ответчиком условия для предоставления субсидии.
Указанные документы были проверены Департаментом АПК и признаны верными и достаточными для получения субсидии.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком соблюдены условия для подачи заявки на получение субсидии.
Довод апелляционной жалобы о приобретении ЗАО "Нива-Агро" элитных семян кукурузы у организации (ООО "Сельхозагротехника"), не являющейся производителем элитных семян кукурузы, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Нива-Агро" (Покупатель) 22 февраля 2011 года заключило договор с ООО "Сельхозагротехника" (Продавец), в соответствии с которым ответчик приобрел у Продавца семена кукурузы Катерина СВ в количестве 16 000 кг на сумму 640 000 рублей (л.д.24-26).
При отгрузке семян кукурузы, ООО "Сельхозагротехника" предоставило ЗАО "Нива-Агро" копию Сертификата N РСЦ 007 001 Е1 0246 11, зарегистрированного в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации (л.д.29).
Сертификат удостоверяет, что семена кукурузы Катерина СВ соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 для репродукционных семян для товарных целей. Производитель - ИП Думанишев Казбек Мухарбиевич (КБР, Урванский район, с. Кахун).
Таким образом, использованная ответчиком субсидия на приобретении элитных семян по вышеназванному договору направлена на цели, предусмотренные постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п, а именно на приобретение элитных семян кукурузы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что к заявке на получение субсидии (л.д. 22), ответчиком прилагались указанные выше договор от 22.02.2011 и сертификат (л.д. 29), при проверке которых истцом было установлено соответствие действительности содержащейся в них информации и сделан вывод о возможности предоставлении государственной поддержки.
Изучив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком условий получения субсидии, в связи с чем суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, отказав в удовлетворении исковых требований Департамента АПК о взыскании с ЗАО "Нива-Агро" полученной субсидии в размере 154 539 руб.
Ссылка на нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, не состоятельна, поскольку субсидии выданы в соответствии с тарифом, установленным данным подпунктом.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статями статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 29 ноября 2012 года по делу N А70-9194/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9194/2012
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: ЗАО "Нива-Агро"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области