г. Томск |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А45-21063/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.021.2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.02.2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
судей О.Ю. Киреевой, И.И. Терехиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.И. Кардополовой
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "СибТроя" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.10.2012 года по делу N А45-21063/2012 (судья С.Г. Зюзин)
по исковому заявлению федерального казенного учреждения Управление дорог "Южный Байкал" (ОГРН 1020300983702, ИНН 0326012322) к закрытому акционерному обществу "СибТроя" (ОГРН 1035401026099, ИНН 5402186192) о взыскании 146745,51 рублей вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение Управление дорог "Южный Байкал" (далее - ФКУ Управление дорог "Южный Байкал") обратилось с иском к закрытому акционерному обществу "СибТроя" (далее - ЗАО "СибТроя") о взыскании 146745,51 рублей вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Исковые требования мотивированы нарушением требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" от 16.11.2009 N934, которыми установлены обязательные платежи с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам федерального назначения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.10.2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "СибТроя" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, котором в удовлетворении исковых требований ФКУ Управление дорог "Южный Байкал" к ЗАО "СибТроя" о возмещении нанесенного вреда в размере 146745, 51 рублей отказать.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не полностью выяснены обстоятельства, исследованы доказательства, имеющие значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы ЗАО "СибТроя" указывает, что ФКУ Управление дорог "Южный Байкал" по настоящему делу является ненадлежащим истцом, кроме того судом, было не учтено, что в приложении N 2 Приказа N 21 от 09.03.2011 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 году" спорный участок дороги М-55 "Байкал" не указан.
ФКУ Управление дорог "Южный Байкал" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "СибТроя" является собственником седельного тягача марки Мерседес государственный номер Т705РЕ 54 регион с прицепом ШМИТЦ государственный номер НЕ2792 54 регион (далее - транспортное средство).
03.05.2011 года транспортное средство осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального назначения М55 "Байкал" по территории республики Бурятия с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси автомобиля, без специального разрешения.
Данный факт установлен инспектором Управления государственного автодорожного надзора по республике Бурятия при проверке указанного автомобиля на пункте весового контроля СПВКN 37 443 км автодороги М-55 "Байкал" и подтверждается актом N 1245 от 03.05.2011 года, согласно которому ответчик в нарушение требований частей 1, 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных грузов и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом", утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением фактической нагрузки на оси транспортного средства.
Кроме того, согласно приказу Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ от 09.03.2011 года N 21, изданного во исполнение Постановления Правительства РФ от 20 марта 2006 года N 144 и приказа Министерства транспорта РФ от 10 апреля 2007 года N 41, в период с 25 марта по 25 июня 2011 года было введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с превышением временно установленной допустимой нагрузки на ось. При этом, сроки начала и окончания действия временного ограничения движения по конкретным участкам автомобильных дорог с учетом особенностей региона и дорожно-климатических условий уточняются находящимися в ведении Федерального дорожного агентства федеральными государственными учреждениями: федеральными управлениями автомобильных дорог, согласно приложению N1 к настоящему Приказу. В соответствии с Приказом N49 от 18.03.2011 года на автомобильных дорогах, находящихся в оперативном управлении Федерального казенного учреждения Управление дорог "Южный Байкал" введено временное ограничение движения транспортных средств с 25.04.2011 по 24.05.2011 года с указанием предельных осевых нагрузок.
Выявленное в результате взвешивания превышение установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось является сверхнормативным использованием дороги.
Размер компенсации за нанесенный ущерб составил 146745,51 рублей.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке обязательств по возмещению ущерба, причиненного федеральным автомобильным дорогам, послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал их обоснованными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежащих применению, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об автомобильных дорогах") использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Статьей 29 ФЗ "Об автомобильных дорогах" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно статье 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 (далее - Правила N 934).
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений:
предельно допустимой массы транспортного средства;
предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года (пункт 5 Правил N 934).
Как видно из материалов дела, ЗАО "СибТроя" при осуществлении перевозки грузов по федеральной дороге допущено превышение разрешенных весовых параметров, чем причинен ущерб автомобильной дороге.
Данный факт подтверждается актом N 1245 от 03.05.2011, составленным на стационарном пункте весового контроля.
При этом ЗАО "СибТроя" результаты взвешивания транспортного средства не оспорены. Надлежащие доказательства, которые бы опровергли выводы суда о превышении допустимой нагрузки на оси автомобиля, принадлежащего ответчику, не представлены.
Довод подателя жалобы о том, что Федеральное казенное учреждение Управление дорог "Южный Байкал" является ненадлежащим истцом, поскольку не указано как уполномоченная организация в приказе N 21 от 09.03.2011 года, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку автомобильная дорога М-55, по которой осуществляло движение транспортерное средство ЗАО "СибТроя" с превышением допустимых осевых нагрузок, а также весовой пункт, находится в оперативном управлении истца, что подтверждается распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 30.01.2003 года N 367-р.
Довод апеллянта о том, что на участок, по которому осуществляло движение принадлежащее ему транспортное средство, действие приказа N 21 от 09.03.2011 года о введении временного ограничения не распространяется, отклоняется, так как судом первой инстанции было установлено что, в соответствии с приложением N2 временное ограничение движение вводится на участке автомобильной дороги М-55 "Байкал" от 8 км со стороны г. Иркутска до 1104 км в сторону г. Читы, следовательно, участок автодороги от г. Иркутска до 433 км в сторону г. Улан-Удэ подпадает под действие временного ограничения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал сумму ущерба с ЗАО "СибТроя".
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и направлены на переоценку обстоятельств, которые были исследованы судом первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.10.2012 года по делу N А45-21063/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21063/2012
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агенства, ФКУ Упрдор "Южный Байкал"
Ответчик: ЗАО "СибТроя"
Третье лицо: ЗАО "СибТроя"