11 февраля 2013 г. |
А39-2105/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.11.2012
по делу N А39-2105/2012,
принятое судьей Полубояровой Г.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Сервис" (Республика Мордовия, г.Ковылкино, ул.Советская, д.1; ОГРН 1021300886936, ИНН 1312013776) о признании незаконными действий администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Сервис" - директора Солдатовой Р.Н. на основании протокола от 26.03.2010 N 01/2010, Теньгаева В.А. по доверенности от 02.08.2012 сроком действия три года,
администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия - Игольниковой Е.В. по доверенности от 09.01.2013 N 82 сроком действия до 31.12.2013, Оськиной М.С. по доверенности от 09.01.2013 N 81 сроком действия до 31.12.2013,
и установил:
открытое акционерное общество "Сервис" (далее - Общество, ОАО "Сервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация Ковылкинского района, орган местного самоуправления), выразившихся в принятии решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1860 кв.м, кадастровый номер 13:24:0101066:280, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Ковылкино, ул.Советская, д.1. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления принять соответствующий распорядительный акт о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его в адрес Общества с предложением о заключении.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского поселения Ковылкино Республики Мордовия (далее - администрация г.Ковылкино).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.11.2012 заявленные требования удовлетворены: действия администрации Ковылкинского района, оформленные письмом от 22.03.2012 N 1078, выразившиеся в принятии решения об отказе в предоставлении ОАО "Сервис" в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, признаны незаконными. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "Сервис" в собственность обозначенного земельного участка и направить в его адрес проект договора купли-продажи. Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Общества судебные расходы в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Ковылкинского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы орган местного самоуправления указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, изложенный в письме от 22.03.2012 N 1078 ответ администрации Ковылкинского района ошибочно расценен Обществом как отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представители администрации Ковылкинского района и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Администрация г.Ковылкино явку представителя не обеспечила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 30.06.1993 Комитет по управлению имуществом администрации Ковылкинского района утвердил План приватизации муниципального предприятия "Райбытобъединения", в соответствии с которым указанное предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа "Сервис" (в настоящее время - ОАО "Сервис").
ОАО "Сервис" принадлежат на праве собственности административное здание, 1962 года постройки, общая площадь 1327,3 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 16.10.2007 серия 13 ГА N 190551); склад центрального здания, 1964 года постройки, общая площадь 59,7 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 16.10.2007 серия 13 ГА N 190551), расположенные по адресу: Республика Мордовия, г.Ковылкино, ул.Советская, д.1.
Указанные объекты недвижимого имущества находятся на земельном участке площадью 1860 кв.м, кадастровый номер 13:24:0101066:0280, разрешенный вид использования - для эксплуатации и обслуживания зданий бытового обслуживания.
13.06.2007 ОАО "Сервис" (арендатор) и администрация Ковылкинского района (арендодатель) заключили договор N 171 аренды вышеобозначенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, для эксплуатации и обслуживания зданий бытового обслуживания сроком на 25 лет.
22.02.2012 Общество обратилось в администрацию Ковылкинского района с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка от 13.06.2007 N 171 и предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность за плату арендуемого земельного участка площадью 1860 кв.м.
Администрация Ковылкинского района письмом от 22.03.2012 N 1078 уведомила ОАО "Сервис" о том, что на основании информации администрации г.Ковылкино от 21.03.2012 N 569 рассмотрение вопроса о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка отложено до решения вопроса с подъездными путями к строящемуся жилому дому по ул.Кооперативная, участок N 5 в г.Ковылкино.
Полагая, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания для принятия такого решения, которое Общество приняло как отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, ОАО "Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал обоснованность и правомерность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решением Совета депутатов Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 11.05.2011 N 13 утверждено Положение о регулировании земельных отношений на территории Ковылкинского муниципального района, пунктом 2 части 3 которого установлено, что администрация Ковылкинского района осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Ковылкинского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, администрация Ковылкинского района является полномочным органом по распоряжению земельными участками на территории Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия. собственность на которые не разграничена.
Следовательно, ОАО "Сервис" обратилось с заявлением о расторжении договора аренды и о предоставлении в собственность земельного участка в администрацию Ковылкинского района, как к уполномоченному юридическому лицу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Республики Мордовия, находящимися в государственной собственности.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
Под зданиями, строениями, сооружениями законодатель понимает объекты недвижимого имущества.
В части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие недвижимой вещи (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942)
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Сервис" на праве собственности, а также объекты, построенные Обществом за свой счет, находящиеся у него на балансе и используемые в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 23.05.2006 с видом разрешенного использования- в целях эксплуатации и обслуживания зданий бытового обслуживания.
При обращении в уполномоченный орган Общество приложило к заявлению необходимый пакет документов, предусмотренных действующим законодательством, в том числе доказательства, подтверждающие факт того, что объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, были отчуждены из государственной собственности (План приватизации и иные документы о приватизации в отношении правопредшественника Общества).
Таким образом, ОАО "Сервис" при обращении в орган местного самоуправления выполнило все требования действующего законодательства и представило все необходимые документы, подтверждающие его право на получение в собственность обозначенного земельного участка.
Утверждение органа местного самоуправления о том, что фактически письмо от 22.03.2012 N 1078 не является решением об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, опровергается тем, что до настоящего времени администрация г.Ковылкина не приняла ни решение о предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, ни об отказе в удовлетворении заявления.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления не указал, а суд не установил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у администрации Ковылкинского района отсутствовали правовые основания для непринятия решения о предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка площадью 1860 кв.м, кадастровый номер 13:24:0101066:280, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Ковылкино, ул.Строительная, 1.
Следовательно, оспариваемые действия администрации Ковылкинского района по отказу в предоставлении в собственность Обществу испрашиваемого земельного участка являются незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
С учетом положений части 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обязал уполномоченный орган устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущеноризнании недействительными ненормативных правовых актов, нобственность окодекса и Федеральных законов.
, руководствуясь пунктами 2 и 5 статьи 27 Зем нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба органа местного самоуправления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.11.2012 по делу N А39-2105/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Ковылкинского района освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.11.2012 по делу N А39-2105/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2105/2012
Истец: ОАО "Сервис"
Ответчик: Администрация Ковылкинского муниципального района, Администрация Ковылкинского муниципального района г. Ковылкино
Третье лицо: Администрация городского поселения Ковылкино, Администрация городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия