г. Москва |
|
14 февраля 2013 г. |
Дело N А40-103313/12-120-1010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Фирма "КВИМ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.11.2012 по делу N А40-103313/12-120-1010, принятое судьей Блинниковой И.А.,
по заявлению ООО Фирма "КВИМ" (ОГРН 1027739788647, 125475, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 36, св. 125)
к Префектуре САО города Москвы
третьи лица:
Департамент земельных ресурсов города Москвы,
Департамент торговли и услуг города Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ООО Фирма "КВИМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Префектуре САО города Москвы (далее - Префектура) о признании незаконными отказа в оформлении договора размещения нестационарного торгового объекта по адресу: Головинское шоссе, вл.1-3, внесения изменения в схему размещения нестационарного торгового объекта по по адресу: Головинское шоссе, вл.1-3. Также общество просило обязать Префектуру САО города Москвы включить в схему размещения нестационарного торгового объекта по адресу: Головинское шоссе, вл.1-3.
Решением от 20.11.2012 арбитражный суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Префекта САО города Москвы от 27.04.2011 за N 1685 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории САО города Москвы на период со второго полугодия 2011.
В п.54 схемы указан павильон по адресу: г.Москва, Головинское шоссе, вл.3, площадь 100 кв.м., специализация - рыболовные принадлежности, период размещения - круглогодично.
Данный объект принадлежит обществу.
09.04.2012 общество обратилось к Префекту САО г.Москвы с заявлением о заключении договора аренды на размещение нестационарного торгового объекта по спорному адресу.
Письмом Префектуры от 16.07.2012 за N 6592/2 обществу отказано в оформлении договора размещения нестационарного торгового объекта по адресу: Головинское шоссе, вл.1-3. В письме указано о внесении изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Головинского района.
На заседании в Правительстве Москвы по предложению префектуры САО г.Москвы 24.05.2012 принято решение об исключении адреса: Головинское шоссе, вл.1-3 из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ Префектуры в оформлении договора размещения нестационарного торгового объекта по адресу: Головинское шоссе, вл.1-3, о внесении изменений в схему размещения нестационарного торгового объекта по адресу: Головинское шоссе, вл.1-3 соответствует действующему законодательству.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В ст.5 Закона города Москвы N 65 "О торговой деятельности в городе Москве" сказано, что город Москва обладает всей полнотой государственной власти по определению порядка организации оптовой и розничной торговли товарами потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания на своей территории. Органы государственной власти города Москвы в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы принимают законы и иные нормативные правовые акты города Москвы, регулирующие осуществление торговой деятельности в городе Москве; определяют основные направления и реализуют торговую политику города Москвы; определяют порядок размещения торговых объектов на территории города; определяют требования к размещению и функционированию объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы.
В соответствии с п.п. 5, 6 ст.12 Закона города Москвы N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы осуществляет городскую политику в области сбалансированного развития потребительского рынка, содействует развитию и функционированию организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; создает условия для обеспечения жителей города Москвы услугами указанных организаций, осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей; устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Москвы, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Москвы, организует и координирует городской государственный контроль за соблюдением указанных правил.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В ч.1 ст.10 Федерального закона N 381-ФЗ сказано, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В ч.2 ст.10 Федерального закона N 381-ФЗ определен порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований Федерального закона N 381-ФЗ и постановления Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" издано постановление Правительства Москвы от 03.02.2011 года N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях находящихся в государственной собственности", в соответствии с которым все нестационарные торговые объекты в городе Москве должны размещаться по единой схеме.
На основании указанных Правил, с учетом положений ч.2 ст.6 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" (вместе с "Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", "Порядком организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта"), Москомархитектура по предложениям префектур административных округов города Москвы разрабатывает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в разрезе административных округов/районов города Москвы и в случае необходимости доработки проекта схемы вносит в указанный проект необходимые изменения.
В силу п.п. 20, 21, 22 названного Постановления Правительства Москвы после получения всех виз согласований префект административного округа города Москвы в срок до 3 рабочих дней направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы. Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы в течение 30 рабочих дней рассматривает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов и принимает решение об одобрении либо необходимости ее доработки.
Одобренный Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в срок до 3 рабочих дней утверждается распоряжением префекта административного округа города Москвы.
Во исполнение изложенных нормоположений 27.04.2011 префектурой Северного административного округа принято распоряжение N 1685 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории САО со 2-го полугодия 2011 года".
В ходе разработки проектов размещения торговых объектов выявились факты размещения их на коммуникациях и в зонах проведения локальных мероприятий, а также отсутствия у ряда сохраняемых киосков и павильонов договоров аренды земельных участков, в связи с чем, потребовалось внесение изменений в ранее утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов.
С целью полной реализации требований действующего законодательства, в том числе во исполнение распоряжения префекта Северного административного округа от 13.10.2011 г. N 2043 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории Северного административного округа города Москвы", было произведено повторное детальное комиссионное исследование разработанной схемы размещения. В этой работе приняли участие представители префектуры административного округа, руководители и ответственные исполнители Москомархитектуры, представители Департамента торговли и услуг, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамента средств массовой информации и рекламы.
В результате этой работы в согласованной схеме размещения утвержденной распоряжением префектуры Северного административного округа от 11.07.2012 N 453 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории САО" предусмотрен вывод нестационарных торговых объектов без действующих договоров аренды в соответствии с Постановлением Правительства от 03.02.2011 N 26-ПП.
Постановлением Правительства от 03.02.2011 N 26-ПП предусмотрено, что хозяйствующий субъект, имеющий действующий договор аренды земельного участка в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеет право на оформление договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с приложением 3 к настоящему постановлению.
Земельный участок по адресу: г. Москва, адресные ориентиры: Головинское шоссе.вл.1 - был предоставлен обществу в аренду на основании договора аренды земельного участка от 22.01.2007 N М - 09 -513651 сроком до 31.12.2007 для эксплуатации торгового павильона кадастровый номер N77-09-01025-063 общей площадью 100 кв.м.
Договор аренды земельного участка прекращен на основании ст.ст. 610,621 Гражданского кодекса Российской Федерации, о чем имеется уведомление Департамента земельных ресурсов города Москвы от 20.12.2010 N 33-ИТ9-946/10 о возражении против использования земельного участка после истечения срока действия договора аренды с требованием на основании ст.622 Гражданского кодекса Российской Федерации об освобождении земельного участка. Данное уведомление поступило в общество в декабре 2010.
Договорные отношения по аренде земельного участка расторгнуты. Следовательно, требование общества по оформлению земельно-правовых отношений путем продления срока использования земельного участка и включению нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории САО города Москвы не соответствуют закону. Префектура вправе принимать распоряжение о продлении срока использования земельного участка только при длящихся правоотношениях. Применительно к обстоятельствам настоящего спора имеет место новое предоставление земельного участка после расторжения договора его аренды.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2012 по делу N А40-103313/12-120-1010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО Фирма "КВИМ" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103313/2012
Истец: ООО Фирма "КВИМ"
Ответчик: Префектура САО г. Москвы, Префектура САО города москвы
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент торговли и услуг города Москвы, ДЗР города Москвы