г. Красноярск |
|
15 февраля 2013 г. |
Дело N А33-15873/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" февраля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Гуровой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Хрущевой М.А.,,
при участии:
Ткаченко Н.И., представителя истца по доверенности от 28.06.2012,
Джугис О.В., представитель ответчика по доверенности от 09.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 ноября 2012 года по делу N А33-15873/2012, принятое судьей Трубачевым И.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ачинский цемент" (ИНН 2443030350, ОГРН 1072443000024), о взыскании платы за нахождение на путях общего пользования в размере 12 495 566 рублей 52 копейки, 252 729 руб. 50 коп. процентов за период с 10.06.2012 по 15.11.2012.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Ответчик считает, что истец не исполнил возложенную на него обязанность подать вагоны, предназначенные для ответчика, на выставочные пути, несмотря на то, что выставочные пути были свободны, о чём составлены акты общей формы. При подписании актов общей формы представитель открытого акционерного общества "Ачинский Цемент" указал свои возражения на обстоятельства, отраженные в акте, а именно на отсутствие причин, зависящих от грузополучателя в задержке подачи и приема вагонов. В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 26, фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленных суду апелляционной инстанции возражениях.
По мнению истца, данные, содержащиеся в представленных им актах общей формы, ведомостях подачи и уборки вагонов, уведомлениях, вагонных листах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком, в актах общей формы зафиксирована вина грузополучателя - общества с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент".
Составленные открытым акционерным обществом "В-Сибпромтранс" акты общей формы не являются достаточными доказательствами, исключающими вину общества с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент", поскольку они составлены с нарушением пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 июня 2003 года N 45, в силу которого акт должен составляться в момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Представленные ответчиком акты составлены не непосредственно по истечении срока подачи вагонов истцом, а спустя 2, 3 либо 10 суток.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
25.08.2010 между истцом (ОАО "РЖД") и ответчиком (заказчиком) был заключен договор N 880010460 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание, в соответствии с пунктом 1 которого заказчик поручает, а ОАО "РЖД" принимает на себя обязательства по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом, осуществлению дополнительных операций, связанных с перевозками и выполнению транспортно-экспедиционных и договорных услуг, выполняемых по просьбе заказчика.
В соответствии с пунктом 2.2.7. договора, в случае задержки приема и подачи собственных и (или) арендованных вагонов по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД" заказчик вносит ОАО "РЖД" плату в размере, указанном в п. 3.3. настоящего договора. При задержке в пути следования из-за неприема станции назначения по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД", груженых вагонов, а также порожних собственных и арендованных вагонов, следующих в адрес заказчика, задержанные вагоны зачисляются на ответственный простой заказчика на основании акта общей формы и уведомления заказчика о задержке вагонов, при этом заказчик вносит плату в размере, установленном в п. 3.3. за все время такой задержки.
В соответствии с пунктом 3.3. договора, в случае задержки приема и подачи вагонов по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД", расчет платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" (собственных или арендованных), в том числе при задержке таких вагонов в пути следования, производится в размере 50 % от ставок, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2.
При нахождении вагонов или контейнеров с грузом заказчика в ожидании таможенного оформления за время задержки таких вагонов/контейнеров на путях общего пользования ОАО "РЖД" расчет платы производится:
- за вагоны и контейнеры парка ОАО "РЖД" в размере ставок таблиц N 9 и/или N 10 Тарифного руководства N 2;
- за собственные/арендованные вагоны и контейнеры в размере 50 % ставок таблицы N 9 и/или 10 Тарифного руководства N 2;
- за хранение груза по ценам, указанным в Приложении 1 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 7.1. договора, настоящий договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 31.12.2010 включительно. Действие настоящего договора автоматически продлевается на прежних условиях на каждый последующий год, если ни одна из сторон не менее чем за 30 дней до истечения срока его действия, не заявит другой стороне о намерении его расторгнуть или внести в него изменения или дополнения (пункт 7.2. договора).
Согласно представленным в материалы дела выпискам из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, в мае, июле и августе 2012 г. ОАО "РЖД" уведомил ответчика о подаче вагонов.
Вагоны не принимались и готовые к отправлению поезда простаивали на путях общего пользования, о чем составлены акты общей формы N 1498, 1499, 1508, 1515, 1516, 1517, 1537, 1538, 1539, 1540, 1541, 1542, 1559, 1560, 1571, 1572, 1582, 1584, 1585, 1601, 1602, 1603, 1611, 1612, 1625, 1626, 1634, 1635, 1636, 1649, 1654, 1655, 1665, 1666, 1681, 1682, 1683, 1684, 1685, 1703, 1704, 1705, 1723, 1724, 1725, 1730, 1731, 1732, 1733, 1734, 1735, 1742, 1743, 1744, 1745, 1769, 1770, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2030, 2031, 2057, 2058, 2059, 2076, 2080, 2081, 2082, 2083, 2097, 2098, 2099, 2100, 2101, 2123, 2124, 2129, 2130, 2132, 2155, 2156, 2157, 2158, 2159, 2160, 2166, 2167, 2168, 2169, 2170, 2183, 2184, 2185, 2186, 2193, 2217, 2218, 2219, 2243, 2245, 2247, 2260, 2261, 2273, 2274, 2275, 2276, 2277, 2289, 2291, 2305, 2306, 2307, 2308, 2321, 2322, 2324, 2326, 2327, 2328, 2333.
За время нахождения на железнодорожных путях общего пользования в представленных в материалы дела ведомостях подачи и уборки вагонов N N 63115, 63114, 63113, 62098, 63116, 64276, 66384, 66383, 64275, 66385, 66225, 66386, 66226, 66230, 66231, 66232, 71249, 71252, 72263, 72262, 82398, 82397, 82396, 83419, 83415, 84421, 83418, 84422, 85446, 85466, 84436, 85449, 85447, 85450, 86458, 86471, 86469, 86468, 86467, 86472, 91499, 91500 ответчику начислена плата в сумме 10 589 463 руб. 90 коп. без НДС. С учетом налога на добавленную стоимость сумма платы составляет 12 495 567 руб. 40 коп.
В связи с неоплатой ответчиком указанной выше платы за нахождение на путях общего пользования истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском и просит взыскать с ответчика 12 495 566 руб. 52 коп. задолженности и 252 729 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Сторонами не оспаривается, что в рамках исполнения обязательств по договору от 25.08.2010 N 880010460 истец подавал вагоны на выставочные пути станции Предзаводская.
Таким образом, возникшие между сторонами правоотношения регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее также Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации, погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.2.7, 3.3 договора от 25 августа 2010 года N 880010460, в случае задержки приема и подачи собственных и (или) арендованных вагонов по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД" заказчик вносит ОАО "РЖД" плату в размере 50 % от ставок, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2.
Таким образом, требование о взыскании платы за пользование порожними вагонами, не принадлежащими истцу, начисленной в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и условиями подписанного между сторонами договора может быть удовлетворено лишь при доказанности в совокупности следующих обстоятельств: неприем вагонов грузополучателем на станции назначения по причинам, не зависящим от перевозчика, причин неприема вагонов, вины грузополучателя в неприеме вагонов.
Исходя из содержания статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами во время задержки вносится лицами, виновными в задержке вагонов.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о доказанности истцом факта задержки спорных вагонов по вине ответчика.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 45, предусмотрено, что задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров удостоверяются актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Статьей 34 Устава предусмотрено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии с пунктами 2.2.7., 3.3. договора на организацию перевозок и транспортно-эксплуатационное обслуживание от 25.08.2010 N 880010460, в материалы дела предоставлены экземпляр договора от 25.08.2010 N 880010460, акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, выписки из книги уведомлений подачи вагонов под погрузку или выгрузку, натурные листы поезда.
Данные, содержащиеся в перечисленных документах, свидетельствуют о простое вагонов на путях общего пользования.
Акты общей формы были подписаны ответчиком с возражениями о том, что причин, зависящих от грузополучателя, в задержке подачи и приемки вагонов нет; а также с возражениями открытого акционерного общества "В-Сибпромстранс" (приемосдатчика) о том, что пути необщего пользования и фронта погрузки - выгрузки Ачинского филиала открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс" свободны, причины по неприему вагонов отсутствуют.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что указанные ответчиком и открытым акционерным обществом "В-Сибпромстранс" в актах общей формы возражения не мотивированы: в актах отсутствуют сведения о том, были ли пути необщего пользования открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс", фронты погрузки-выгрузки ответчика свободны и готовы к приемке вагонов.
Кроме того, согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два часа до такой подачи.
Таким образом, вагоны должны быть поданы перевозчиком не позднее чем через два часа с момента направления уведомления об их подаче.
То, что ответчик был извещен о наличии у истца обязанности подать вагоны через два часа после передачи уведомления об их направлении, не оспаривается ответчиком. В случае неисполнения обязанности по подаче вагонов об этом обстоятельстве ответчик должен был узнать непосредственно по истечении установленного законом срока на подачу вагонов.
По смыслу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 июня 2003 года N 45, акт общей формы должен составляться в момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Между тем, представленные ответчиком акты общей формы, несмотря на наличие в них указания на неисполнение истцом обязательств по подаче вагонов, составлены уже после прибытия вагонов, а не в момент возможного нарушения истцом обязательства по подаче вагона.
В таких обстоятельствах составление актов общей формы не в момент обнаружения якобы допущенного истцом нарушения обязательств, а уже после прибытия вагонов и предъявления самим истцом претензий относительно неисполнения ответчиком обязанности по принятию вагонов, не может подтверждать тот факт, что на момент наступления срока подачи истцом вагонов выставочные пути, а также места погрузки/разгрузки в действительности были свободны.
Какие-либо иные доказательства, кроме актов общей формы, свидетельствующие о наличии вины истца в задержке спорных вагонов либо вины открытого акционерного общества "В-Сибпромтранс", в материалах дела отсутствуют. Ответчик не опроверг утверждение истца о том, что ответчик был единственным грузополучателем в спорный период.
В свою очередь, представленные истцом акты общей формы соответствуют требованиям Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 45.
Следовательно, в отсутствие доказательств вины истца, последний вправе требовать от ответчика внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Истцом предоставлен расчет платы за пользование вагонами (л.д. 130 том 3). Согласно пункту 11 Правил, при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно пункту 9 Правил, при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
В соответствии с пунктом 2.2.7. договора в случае задержки приема и подачи собственных и (или) арендованных вагонов по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД", заказчик вносит ОАО "РЖД" плату в размере, указанном в п. 3.3. настоящего договора.
Согласно пункту 3.3. договора случае задержки приема и подачи вагонов по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД", расчет платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" (собственных и арендованных), в том числе, при задержке таких вагонов в пути следования, производится в размере 50 % от ставок, приведенных в таблицах N 9 или N 10 Тарифного руководства N 2.
Учитывая изложенное, расчет истцом составлен верно, основания для начисления ответчику платы за пользование вагонами имеются, в связи с чем требование истца правомерно удовлетворено судом.
Истец также просил взыскать с ответчика 252 729 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за общий период с 10.06.2012 по 15.11.2012, исходя из сумм платы, указанных в ведомостях подачи и уборки вагонов, ставки рефинансирования Банка России, равной 8 % годовых (л.д. 130 том 3).
В соответствии с частью 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов на сумму 252 729 руб. 50 коп., представленный истцом, не оспорен ответчиком, правомерно признан обоснованным судом первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года по делу N А33-15873/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15873/2012
Истец: ОАО "РЖД", ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-СП ЦФТО-филиала ОАО РЖД
Ответчик: ООО Ачинский цемент