г. Саратов |
|
15 февраля 2013 г. |
Дело N А12-26319/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей: Борисовой Т.С., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Комитета ветеринарии Волгоградской области (400131, г.Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д.13, ОГРН 1023403439278, ИНН 3444067980)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "17" декабря 2012 года
по делу N А12-26319/2012 (судья Кулик И.В.)
по заявлению Комитета ветеринарии Волгоградской области (400131, г.Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д.13, ОГРН 1023403439278, ИНН 3444067980)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям (394042, Воронежская обл., г. Воронеж, ул.Серафимовича, д.26, ОГРН 1093668009973, ИНН 3661046666)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от Комитета ветеринарии Волгоградской области - Варламова А.Е. про доверенности от 09.01.2013 N 01-06/16, удостоверение N 74, Фоменко А.Н. по доверенности от 06.12.2012 N 01-06/8013, удостоверение N 92, Бубнова А.Д. по доверенности от 07.02.2013 N 01-06/544, удостоверение N 1654,
УСТАНОВИЛ:
Комитет ветеринарии Волгоградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.10.2012 N 14-13/1-366 о привлечении Комитета к административной ответственности по части 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 92 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшееся по делу решение отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Административным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного органа, извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, указанное лицо имело реальную возможность обеспечить явку своего представителя в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит состоявшееся по делу решение не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 07.09.2012 N 3020-р проведена внеплановая проверка заявителя на предмет соблюдения законодательства в области ветеринарии, в частности при согласовании вывоза животных и продукции животного происхождения с территории Светлоярского муниципального района, входящего в первую угрожаемую зону.
Срок проведения проверки установлен с 10.09.2012 по 05.10.2012.
По результатам проверки составлен акт от 18.09.2012, акт вручен законному представителю Комитета 18.09.2012.
В ходе проверки Управлением установлено, что в период действия ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на территории Светлоярского муниципального района Волгоградской области, установленных в приложении N 2 к постановлению Губернатора Волгоградской области от 26.07.2012 N 652, Комитетом выдано разрешение N 02-08/5031 от 21.08.2012 индивидуальному предпринимателю Острянину В.В. на вывоз автомобильным транспортом замороженных мясных полуфабрикатов (котлеты "Домашние", пельмени "Восточные") в количестве 13 тонн в адрес индивидуального предпринимателя Зауменнова О.Н. в Республику Казахстан, г.Атырау.
Таким образом, действиями Комитета разрешен вывоз за пределы Светлоярского муниципального района Волгоградской области, входящего в первую угрожаемую зону, продуктов животноводства, не подверженных термической обработке при температуре не менее +70 °С в течение 30 минут, не исследованных на наличие вируса африканской чумы свиней не менее 5 процентов от каждой партии. Данное решение нарушает действующее законодательство, а именно не соответствует положениям пунктов 4.1-4.3; 5.2.14 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней", утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21.11.1980; статьи 3, части 1 статьи 5, статьи 17 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии". В связи с чем, административный орган пришел к выводу о том, что в действиях Комитета содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
18.09.2012 года в отношении Комитета составлен протокол N 14-13/1-108 об административном правонарушении по части 2 статьи 10.6 КоАП РФ, с участием председателя Комитета ветеринарии Аликовой Г.А.
Постановлением по делу об административным правонарушении от 10.10.2012 года Комитет признан виновным в совершении правонарушения по части 2 статьи 10.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 92 000 рублей.
Дело рассмотрено с участием председателя Комитета ветеринарии.
Копия постановления вручена.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Процессуальный срок на обжалование постановления не пропущен.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что материалами дела подтверждается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ в действиях заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 10.6 КоАП РФ, составляет нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона РФ "О ветеринарии", в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации. Копия представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, одновременно с направлением данного представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора (часть 2).
В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть также принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия (часть 3).
В случае установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, копия указанного решения в течение дня, следующего за днем его принятия, направляется в федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора (часть 4).
В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин) (часть 6).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.07.2012 N 652 "Об установлении карантина и ограничительных мероприятий по африканской чуме свиней на территории городского округа город-герой Волгоград, Ленинского, Светлоярского и Среднеахтубинского муниципальных районов Волгоградской области" (далее - Постановление) установлен с 26.07.2012 года карантин по африканской чуме свиней на территории рабочего поселка Светлый Яр Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, определена первая угрожаемая зона в Райгородском сельском поселении Светлоярского муниципального района (село Райгород).
Указанным Постановлением утвержден План мероприятий по ликвидации африканской чумы свиней на территории Волгоградской области (приложение N 1), а также указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок (приложение N 2).
Согласно Приложению N 2 вышеуказанного Постановления на период действия установленного с 26.07.2012 года карантина по африканской чуме свиней запрещен вывоз за пределы Светлоярского муниципального района Волгоградской области, входящего в первую угрожаемую зону, животных всех видов, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, за исключением определенной в перечне продукции, в том числе разрешенной к вывозу готовой продукции животноводства, выработанной промышленным способом и подвергнутой термической обработке при температуре не менее +70 °С в течение 30 минут, и упакованной промышленным способом, при условии исследования продукции на наличие вируса африканской чумы свиней не менее 5 процентов от каждой партии (т.1., л.д.122).
В указанном перечне разрешенной к вывозу продукции и сырья в период карантина по африканской чуме свиней, отсутствуют сведения о возможности вывоза мясных замороженных полуфабрикатов.
Обратное заявителем не доказано.
В соответствии с Законом о ветеринарии перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 N476 африканская чума свиней включена в перечень особо опасных болезней животных, по которым устанавливаются ограничительные мероприятия.
Пунктом 4.1.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21.11.1980 (далее - Инструкция Минсельхоза СССР от 21.11.1980) установлен запрет в карантинированных хозяйствах, населенных пунктах, районах, областях, краях, республиках заготовку в них и вывоз с их территории продуктов и сырья животного происхождения.
В соответствии с пунктом 5.2.6 Инструкции Минсельхоза СССР от 21.11.1980 мясо и другие продукты, полученные от убоя свиней, перерабатывают на вареные, варено-копченые сорта колбас или консервы, после чего выработанная продукция используется только в пределах неблагополучной административной территории.
В течение срока действия ограничений на дорогах при выезде за пределы неблагополучных районов, областей, республик должны функционировать контрольные ветеринарно-милицейские посты (пункт 6.4 Инструкции).
ГОСТ Р 52427-2005 "Промышленность мясная. Продукты пищевые. Термины и определения" установлено, что мясной (мясосодержащий) полуфабрикат - мясной (мясосодержащий) продукт, изготовленный из мяса на кости или бескостного мяса в виде кусков или фарша (из фарша), с добавлением или без добавления (с добавлением) немясных ингредиентов, требующий перед употреблением тепловой обработки до кулинарной готовности.
Административным органом установлено, что мясные замороженные полуфабрикаты, изготовленные на предприятии индивидуального предпринимателя Острянина В.В. термической обработке не подвергались, исследование продукции на наличие вируса африканской чумы не проводилось.
Таким образом, мясные полуфабрикаты не относятся к списку исключений продуктов животноводства, разрешенных к вывозу (приложения N 2 Постановления).
Согласно пункту 2.7 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N422 ветеринарные сопроводительные документы выдают в течение одного дня при отсутствии необходимости проведения лабораторных исследований грузов. При неблагополучии территории Российской Федерации по карантинным болезням животных ветеринарные сопроводительные документы выдают с разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии.
Судом первой инстанции установлено, что Комитетом на основании решения специальной комиссии по борьбе с африканской чумой свиней в Светлоярском муниципальном районе, принято решение N 02-08/5031 от 21.08.2012, разрешающее индивидуальному предпринимателю Острянину В.В. вывоз автомобильным транспортом замороженных мясных полуфабрикатов (котлеты "Домашние", пельмени "Восточные") в количестве 13 тонн в адрес индивидуального предпринимателя Зауменнова О.Н. в Республику Казахстан, г.Атырау.
Вывоз указанной продукции не был разрешен из первой угрожаемой зоны в период официального неблагополучия территории по африканской чуме свиней в силу Постановления Губернатора Волгоградской области от 26.07.2012 N 652 (Приложение N 2).
Приведенные обстоятельства (подтвержденные материалами дела), свидетельствуют о неисполнении Комитетом мероприятий, направленных на предотвращение распространения, ликвидацию африканской чумы свиней, и, как следствие, подтверждают наличие в деянии заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2012 года по делу N А12-26319/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26319/2012
Истец: Комитет ветеринарии Волгоградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронежской и Волгоградской области в лице Волгоградского областного отдела, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской области
Третье лицо: Комитет ветеринарии Волгоградской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронежской и Волгоградской областям