город Москва |
|
13 февраля 2013 г. |
Дело N А40-122972/12-139-1181 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.02.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола помощником судьи Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2012 по делу N А40-122972/12-139-1181, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ЗАО Управляющая компания "Эгида"
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Подгорный П.А. по доверенности от 22.06.2012 N 07-17/071873; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО Управляющая компания "Эгида" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве (далее регистрирующий орган) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 06.08.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании документов, полученных 01.08.2012 вх. N 264662А, а также обязании Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве произвести государственную регистрацию ООО "Архитектура и строительство".
Решением от 29.10.2012 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в связи с тем, что решение МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением, МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований полностью. Полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что заявителем были представлены в регистрирующий орган недостоверные сведения об адресе места нахождения регистрируемого юридического лица.
Ходатайство МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве о приобщении к делу поручения от 09.10.2012 N 319 о проведении осмотра помещений по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1, протокола осмотра территорий, помещений от 10.10.2012 N 319, приложения N 1 к указанному протоколу, поручения от 06.12.2012 N 384, акта от 06.12.2012 об установлении нахождения органов управления юридических лиц, на основании положений ч. 2 ст. 268 АПК РФ удовлетворено.
ЗАО Управляющая компания "Эгида" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая оспариваемое решение суда законным.
Судебное заседание откладывалось до 16.01.2013 и до 11.02.2013.
В судебное заседание 11.02.2013 представитель ЗАО Управляющая компания "Эгида" не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без его участия на основании ст. 156 АПК РФ.
Представитель регистрирующего органа на доводах, изложенных в жалобе, настаивал в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ), исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что 01.08.2012 ЗАО Управляющая компания "Эгида" подано заявление для регистрации юридического лица - ООО "Архитектура и строительство" в МИФНС N 46 России по г. Москве и представлены все необходимые для государственной регистрации юридического лица документы (вх. от 01.08.2012 N 264662А).
Решением МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве от 06.08.2012 заявителю отказано в регистрации ООО "Архитектура и строительство" на том основании, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, содержащее достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица. В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов.
Признавая оспариваемое решение МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве незаконным, суд первой инстанции сослался на гарантийное письмо ЗАО "Монолит", поступившее в ИФНС России N 43 по г. Москве 24.07.2012 о предоставлении права пользования нежилым помещением ООО "Архитектура и строительство" после государственной регистрации и пришел к выводу о том, что в регистрирующий орган был представлен полный комплект документов, необходимый и предусмотренный Законом для государственной регистрации общества. Кроме того, суд указал, что проверка достоверности (правовая экспертиза) представляемых документов не входит в компетенцию налогового органа, поскольку в силу ст. 25 Закона о регистрации ответственность за представление недостоверных сведений несут заявители, а не регистрирующий орган.
Между тем суд первой инстанции не принял во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
В силу действия абз. 3 ст. 1 Закона N 129-ФЗ, законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ, наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. В соответствии же с п. 3 части II Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ (далее - Методические разъяснения), в Заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) адрес (место нахождения) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами.
Из материалов регистрационного дела следует, что в представленном заявлении на регистрацию юридического лица в качестве адреса (места нахождения) ООО "Архитектура и строительство" указан юридический адрес: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1.
На момент представления документов в регистрирующем органе имелось письмо ИФНС России N 43 по г. Москве, в котором сообщалось следующее: "собственник помещений расположенный по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1 не подтвердил факт предоставления аренды ООО "Архитектура и строительство".
Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации ООО "Архитектура и строительство" при создании, зарегистрировано 142 юридических лица. Предоставленное помещение не отвечает требованиям для расположения рабочих мест сотрудников организаций, о чем также свидетельствуют поручение от 09.10.2012 N 319 о проведении осмотра помещений по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1, протокол осмотра территорий, помещений от 10.10.2012 N 319, приложение N 1 к указанному протоколу, поручение от 06.12.2012 N 384, акт от 06.12.2012 об установлении нахождения органов управления юридических лиц, составленным с участием свидетелей-понятых, согласно которым по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.13А, стр.1 располагается одноэтажная пристройка, принадлежащая собственнику ООО "Монолит", которую занимает кафе "Улей", другие юридические лица в помещении отсутствуют, а также фототаблицей (л.д. 102-125).
Доводы отзыва на жалобу о том, что указание недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица не может являться основанием для отказа в госрегистрации, отклоняются в связи со следующим.
Пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр), являющийся федеральным информационным ресурсом (пункт 1 статьи 4, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации).
Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно статье 12, пункту 1 статьи 14, пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации, в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.
Законом о регистрации, действительно, введен уведомительный порядок государственной регистрации.
Между тем перечисленные нормы Закона о регистрации предусматривают, что лицо, подающее заявление о государственной регистрации, своей подписью подтверждает достоверность приведенной им информации (подпункт "а" статьи 12, подпункт "а" пункта 1 статьи 14, подпункт "а" пункта 1 статьи 17).
При этом Закон о регистрации определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом (часть 2 статьи 1).
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Таким образом, из смысла указанных положений Закона о регистрации и Закона об информации следует, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Поэтому представление заявления, не отражающего действительного адреса юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Иное истолкование Закона о регистрации не только бы затрудняло осуществление в отношении юридических лиц властных, исполнительно-распорядительных полномочий со стороны государственных органов, но и не обеспечивало бы защиту прав и законных интересов всех добросовестных участников гражданского оборота, считающих официальные записи государственного реестра достоверными, а также привело бы к возникновению ситуаций, затрудняющих установление ими мест нахождения контрагентов.
В пункте 1 письма ФНС России от 01.02.2005 N 14-1-04/253@ указано на то, что в случае сообщения в заявлении о государственной регистрации места нахождения юридического лица, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о незаконном использовании адреса, соответствующие пункты заявления признаются незаполненными, заявление - оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным, что, в свою очередь, влечет за собой отказ в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, определении от 30.11.2012 по делу N ВАС-12083/12, постановлениях ФАС МО от 01.10.2012 по делу N А40-134231/11-79-1214 и от 04.10.2012 по делу N А40-134228/11-93-1212.
Ссылка общества на гарантийное письмо собственника помещений ЗАО "Монолит" о заключении с ООО "Архитектура и строительство" договора аренды нежилого помещения, расположенного по рассматриваемому адресу, отклоняется, поскольку оно не опровергает установленные ИФНС России N 43 по г. Москве и МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве обстоятельства, касающиеся недостоверных сведений относительно места нахождения регистрируемого юридического лица.
Таким образом, апелляционная жалоба МИ ФНС РФ N 46 по г. Москве подлежит удовлетворению, решение суда - отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ЗАО Управляющая компания "Эгида" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 06.08.2012 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании документов, полученных 01.08.2012 г. вх. N 264662А, а также об обязании Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве произвести государственную регистрацию ООО "Архитектура и строительство".
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2012 по делу N А40-122972/12-139-1181 отменить.
В удовлетворении требовании ЗАО Управляющая компания "Эгида" о признании недействительным решении Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 06.08.2012 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании документов, полученных 01.08.2012 г. вх. N 264662А, а также об обязании Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве произвести государственную регистрацию ООО "Архитектура и строительство" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122972/2012
Истец: ЗАО Управляющая компания "Эгида"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве