13 февраля 2013 г. |
А43-7622/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2012
по делу N А43-7622/2011,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Рустранс" (ИНН 5260084241, г. Н. Новгород, ул. Ларина, д. 12, 25) в доход бюджета Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 21 381 руб. 83 коп.,
без участия лиц,
и установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Рустранс" (далее - Общество) в доход бюджета Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 21 381 руб. 83 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Волжско-Окское управление Ростехнадзора).
Решением от 24.09.2012 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требований.
Департамент не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Департамента, представленная в материалы дела копия электронной версии расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с 2008 года, заверенная печатью Волжско-Окского управления Ростехнадзора, полностью подтверждает наличие у Общества задолженности и невнесение обязательных платежей.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Департамент заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", а также организации работы, связанной с передачей функций администратора доходов и финансирования по реализации данных функций Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, 29.09.2010 издан совместный приказ Ростехнадзора и Росприроднадзора N 975/282 "О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717".
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в связи с передачей полномочий по администрированию доходов бюджетов по платежам за негативное воздействие на окружающую среду от органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к органам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования между заявителем и Управлением была произведена передача и прием кассовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с актом сверки от 27.10.2010 за Обществом с 2008 года числится дебиторская задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 21 381 руб. 83 коп.
В целях погашения указанной задолженности Департаментом в адрес Общества была выставлена претензия от 25.02.2011 N 01-15/1210 с предложением в течение 30 дней с момента получения настоящего документа в добровольном порядке перечислить сумму задолженности.
Поскольку в срок, установленный в претензии, задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду Обществом в доход бюджета перечислена не была, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
При этом в силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Указанный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с правилами статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В пункте 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным Законом, иными федеральными законами.
Пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ определяет следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Нормы пункта 3 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ относят установление порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду к компетенции Правительства Российской Федерации.
Следовательно, указанные платежи являются обязательными для лиц, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду. Данные платежи поступают в доходы бюджетной системы Российской Федерации и предполагают целевое их использование путем ассигнований публично-правовых обязательств государства в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.1994 N 1428, от 14.06.2001 N 463) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Указанный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, которые в настоящее время предусмотрены в пункте 2 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ.
С учетом приведенных правоположений именно Департамент должен представить суду доказательства возникновения соответствующих оснований для уплаты обязательных платежей Обществом как лицом, осуществляющим деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду: производящим размещение отходов, имеющим стационарные либо передвижные источники загрязнения окружающей среды, источники электромагнитного и иного излучения и т.п.
В данном случае доказательства, подтверждающие наличие таких оснований, в материалы дела не представлены.
В обоснование заявленного требования о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду Департаментом представлены распечатанные посредством электронно-вычислительной техники копии расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-й, 4-й кварталы 2009 года и 1-й квартал 2010 года, выполненные от имени Общества.
Проанализировав представленные расчеты, суд первой инстанции правомерно признал их недопустимыми и неотносимыми доказательствами по следующим основаниям.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 утверждены формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом, возможна распечатка расчета на принтере. До утверждения иного порядка расчеты также представляются в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи в формате XML (Extensible Markup Language - расширенного языка разметки, являющегося подмножеством SGML (Standard Generalized Markup Language) стандарта ISO 8879) согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется (пункты 3, 9, 11 Порядка).
Расчет, предоставляемый плательщиком в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Расчет имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа, который считается страницей 1. Каждая страница расчета, представляемого плательщиком, после слов "достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" должна быть подписана (с указанием фамилии, имени и отчества) одним из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений в данном расчете, с указанием даты подписания (пункты 17, 18 Порядка).
Следовательно, исходя из содержания названных норм, представление плательщиком расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в бумажном виде в надлежаще оформленном порядке является обязательным.
Согласно части 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Вместе с тем представленные в материалы дела расчеты не соответствуют вышеприведенным требованиям действующего законодательства: не имеют подписей ответственных работников Общества (в том числе на странице 1, в которой ответственное лицо плательщика должно подтвердить полноту и достоверность представленных сведений); в них отсутствует оттиск печати Общества; копии расчетов представителями Общества не заверены.
При этом судом правомерно не принят во внимание довод Волжско-Окского управления Ростехнадзора о том, что спорные расчеты являются копиями расчетов, представленных плательщиком в электронном виде, поскольку представление копий таких расчетов в электронном виде, исходя из указанных в расчетах платы сумм (менее 50 000 рублей), в данном случае не требовалось.
Расчеты на бумажном носителе Волжско-Окским управлением Ростехнадзора суду не представлены.
Кроме того, суд правильно отметил, что расчеты имеют даты выполнения 07.12.2010 и 08.12.2010, то есть более поздние даты, чем дата передачи полномочий по администрированию платежей за негативное воздействие на окружающую среду от третьего лица к заявителю.
Иные доказательства, подтверждающие позицию Департамента, в материалах дела отсутствуют.
В нарушение требований статей 65 и 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент не доказал законность и обоснованность заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности наличия у Общества обязанности вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, а потому обоснованно отказал Департаменту в удовлетворении требования.
Приведенные Департаментом в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Департамента по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2012 по делу N А43-7622/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7622/2011
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Приволжскому федеральному округу г. Н. Новгород, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ООО Рустранс г. Н. Новгород
Третье лицо: Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору г. Н. Новгород, ООО "Рустранс"