г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2013 г. |
Дело N А56-51001/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Никитина А.М. по доверенности от 17.10.2012 N 78 АА 3147775;
от ответчика (должника, заинтересованного лица): Васильевой Н.А. по доверенности от 10.01.2013 N 08-2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-503/2013) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2012 по делу N А56-51001/2012 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления от 24.07.2012 N 07-53-05/265
установил:
ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (190068, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39, далее - Управление Ространснадзора, административный орган) от 24.07.2012 по делу об административном правонарушении N 07-53-05/265 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.11.2012 заявленные требования ОАО "РЖД" удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с недоказанностью в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным лицом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Ространснадзора направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, также административный орган полагает, что у государственного инспектора надзора за обеспечением транспортной безопасности Кириллова А.С. имелись полномочия для вынесения оспариваемого постановления.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения по доводам отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 02.05.2012 N 327-р Управлением в период с 28.05.2012 по 22.06.2012 проведена плановая выездная проверка железнодорожной станции Шуйская Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станции - структурного подразделения Октябрьской дирекции Управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции Управления движения - филиала ОАО "РЖД" (далее - станция Шуйская), в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности, что является угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан, а именно:
- в нарушение пункта 5.12 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43, ответственным за проведение мероприятий по транспортной безопасности на станции Шуйская - ОТИ назначен начальник станции Шуйская Симанков А.Н., включенный приказом N 55/А от 02.04.2012 в перечень должностей персонала, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, не прошедший специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, как сотрудник сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством РФ;
- в нарушение пункта 5.7 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43, не проведена оценка уязвимости ОТИ и утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоении категории ОТИ (уведомление о присвоении категории станции Шуйская NУТБ-7/1/13666 от 16.02.2012).
По результатам проверки составлен акт проверки от 22.06.2012 N 07-46-05/331.
05.07.2012 государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кирилловым А.С. составлен протокол об административном правонарушении N 07-41-05/239.
Постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кириллова А.С. от 24.07.2012 по делу об административном правонарушении N 07-53-05/265 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием в действиях состава вменяемого ему правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 2 статьи 4 вышеназванного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах морского и речного транспорта, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
В соответствии со статьей 5 Закона N 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями Федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87. В соответствии с указанным Порядком результаты проведенной оценки уязвимости направляются в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.
На основании Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим категорирование ОТИ и ТС, в установленной сфере деятельности (пункт 5.3.14), ведения реестра объектов ОТИ и ТС, включая категорированные ОТИ и ТС в установленной сфере деятельности (пункт 5.3.15).
В соответствии со статьей 9 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают проведение уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, которая, в свою очередь, проводится на основании категорирования объектов. При этом пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона N 16-ФЗ, Порядком ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.01.2010 N 22, Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса РФ от 21.02.2011 N 62, не предусмотрена возможность участия субъектов транспортной инфраструктуры в категорировании объектов, а равно, не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получения их результатов.
Из оспариваемого постановления следует, что железнодорожная станция Шуйская внесена в реестр категорированных объектов 15.02.2012 с присвоением реестрового номера ЖСТ 113666, о чем общество было извещено уведомлением от 16.02.2012. Доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства в материалах дела отсутствуют, общество факт получения уведомления отрицает.
Также судом первой инстанции на запрос о предоставлении информации о включении станции Шуйская в Реестр категорируемых объектов транспортной инфраструктуры и о присвоении категории объекта транспортной инфраструктуры, получен ответ от Федерального агентства железнодорожного транспорта, в котором оно сообщило, что 15.02.2012 промежуточной станции Шуйская присвоена 2 категория, этой же датой Управлением транспортной безопасности Росжелдора станция внесена в Реестр категорируемых объектов. Уведомление о присвоении второй категории и реестрового номера станции Шуйская N ЖСТ 113666 Управление транспортной безопасности Росжелдора направило в адрес ОАО "РЖД" исх. УТБ-7/1/13666-ис от 16.02.2012 и в Ространснадзор исх. УТБ-8/1/13666-ис от 16.02.2012. Копиями уведомлений и датами их получения ОАО "РЖД" и Ространснадзором Федеральное агентство железнодорожного транспорта не располагает.
Таким образом, доказательств того, что общество своевременно получило уведомление о категорировании объекта и не предприняло меры по обеспечению проведения оценки уязвимости в сроки, установленные законодательством, в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Относительно нарушения обществом данного пункта, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции о том, что поскольку до настоящего времени законодательством Российской Федерации не утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, то данное нарушение вменено обществу неправомерно.
С учетом вышеизложенного, материалами дела не подтверждается факт неисполнения обществом требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС, установленных пунктами 5.7, 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности. Иного административным органом не доказано.
Относительно выводов суда первой инстанции о вынесении постановления по делу об административном правонарушении неуполномоченным лицом, следует отметить следующее.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кирилловым А.С.
Согласно частью 1 статьи 23.36 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Пунктом 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 22 КоАП РФ от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе, в том числе, иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, имеют право должностные лица органа государственного надзора, являющиеся государственными транспортными инспекторами.
Согласно подпункту о) пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления.
Приходя к выводу об отсутствии у государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кириллова А.С. полномочий для составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении, суд указал на отсутствие в материалах дела доказательств того, что указанное должностное лицо является государственным транспортным инспектором.
Вместе с тем, в резолютивной части оспариваемого постановления на подписи государственного инспектора Кириллова А.С. поставлена печать "государственный транспортный инспектор N 1082" (л.д. 11), что свидетельствует о том, что он является государственным транспортным инспектором.
Представленные суду апелляционной инстанции копии удостоверения и вкладыша к удостоверению с указанием, что он выдан государственному транспортному инспектору Кириллову А.С., также подтверждают, что указанное должностное лицо уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривать их и выносить по ним постановления.
Из пункта 2.2.7 должностного регламента государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности, утвержденного Врио начальника УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 29.07.2012 следует, что государственный инспектор отдела имеет право составлять протоколы об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные в совокупности обстоятельства не позволяют апелляционному суду согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии у государственного инспектора Кириллова А.С. полномочий для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Поскольку указанные ошибочные выводы суда не привели к принятию неправильного решения, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2012 по делу N А56-51001/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51001/2012
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральбной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Федеральное агенство железнодорожного транспорта, Северо-Западное территориальное управление, Федеральное агентство железнодорожного транспорта