г. Саратов |
|
15 февраля 2013 г. |
Дело N А12-28937/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д.10Б, стр.2, 21, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2012 года по делу N А12-28937/2012 (судья Кулик И.В.)
по заявлению государственного казенного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 54, ОГРН 1023403439861, ИНН 3444011200)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д.10Б, стр.2, 21, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
без участия в судебном заседании представителей государственного казенного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области.
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - ГКУЗ "ВОКПД", учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении N 5160 от 15.11.2012 г. о привлечении Государственного казенного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер" к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 24.12.2012 по делу N А12-28937/2012 заявление государственного казенного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер" удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ГКУЗ "ВОКПД" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей государственного казенного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
01.11.2012 в 15 час. 00 мин. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжении N 1507 от 27.09.2012 выявлено, что юридическим лицом ГКУЗ "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер" по адресу: г. Волгоград, проспект им. Ленина В.И., 54, нарушаются требования СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в частности минимальные площади помещений не соответствуют требованиям санитарных правил; площадь перевязочной для проведения "грязных" перевязок в торакально-хирургическом отделении - 9 кв.м., в детском отделении в палате N 1 на площади 11 кв.м. установлено 4 койки, в палате N 2 на площади 22,2 кв.м. - 6 коек, в палате N 3 на площади 22,6 кв.м. -6 коек, в палате N 4 на площади 23,9 кв.м. - 6 коек, в палате N 5 на площади 22,6 кв.м. - 4 коек, в палате N 6 на площади - 22,6 кв.м. - 6 коек; в палате N 7 на площади 25,1 кв.м. -5 коек, в палате N 8 на площади 17,8 кв.м. - 3 койки, также допущены нарушения в части соблюдения минимальных площадей в других отделениях диспансера, не установлены водонагревательные устройства в качестве резервного источника горячего водоснабжения (п.5.4 раздела 1 СанНип 2.1.3.2630-10), в перевязочных и процедурных кабинетах урологического и торакально-хирургического отделений, в процедурных кабинетах детского, первого легочного, второго легочного, третьего легочного отделений установлены умывальники без установки смесителей с локтевым управлением (п.5.6 раздела 1 СанНип 2.1.3.2630-10), также в отдельных занимаемых помещениях диспансера не устраняются текущие дефекты отделки помещений (заделка трещин, выбоин, восстановление отслоившейся краски и др.) (п.11.14 раздела 1 СанНип 2.1.3.2630-10).
По факту выявленных нарушений в отношении учреждения в присутствии законного представителя - главного врача ГКУЗ "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер" Джура П.И. составлен протокол об административном нарушении от 01.11.2012 N 5160 (т.1 л.д. 12-13).
15.11.2012 по рассмотрению материалов проверки ГКУЗ "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер", с участием представителя учреждения Джура П.И., постановлением N 5160 привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в виде штрафа в сумме 10 000 руб. (т.1 л.д. 10-11).
Учреждение не согласилось с постановление административного орган и оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказана вина учреждения в совершении вменяемого правонарушения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 6.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 3.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, установлено, что структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 настоящих правил. С целью создания оптимальных условий проведения лечебно-диагностического процесса, комфортного пребывания пациентов и обеспечения безопасности труда медицинского персонала, площади отдельных помещений могут увеличиваться. Площадь помещений, не указанных в таблице, принимается по заданию на проектирование и определяется габаритами и расстановкой оборудования, числом лиц, одновременно находящихся в помещении, с соблюдением последовательности технологических процессов и нормативных расстояний, обеспечивающих рациональную расстановку оборудования и свободное передвижение больных и персонала.
В соответствии с приложением N 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 минимальная площадь палат инфекционных, в том числе туберкулезных, на 2 койки и более должны составлять не менее 8 кв.м. на 1 койку (пункт 11), а минимальная площадь перевязочной должна составлять 18 кв.м. (пункт 33).
Из положений пункта 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10, следует, что предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых ЛПО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.
Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, в шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала.
Пунктом 5.4 указанных СанПиН предусмотрено, что для вновь строящихся и реконструируемых ЛПО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.
Пунктом 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
Материалами дела подтверждается нарушение учреждением указанных санитарных правил. Указанные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (пункт 3 статьи 26.1 КоАП РФ).
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Согласно статьям 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В рассматриваемой ситуации административным органом при вынесении обжалуемого постановления не выяснялся вопрос о том, имело ли учреждение фактическую возможность недопущения выявленных нарушений, в частности, не рассматривался вопрос о достаточности бюджетного финансирования учреждения и наличии в его распоряжении внебюджетных средств, которые могли быть использованы на обеспечение выполнения санитарных правил. Обстоятельства, которые свидетельствовали бы о невыполнении учреждением необходимых организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, административным органом также не устанавливались.
Судом первой инстанции установлено, что учреждением на протяжении ряда лет, в период с 2010 года по 2012 год включительно, принимались меры к обеспечению санитарных требований в диспансере путем запроса дополнительных денежных средств в Комитете по здравоохранения Администрации Волгоградской области (Министерстве здравоохранения Волгоградской области) на проведение капитального и текущих ремонтов, в Правительство Российской Федерации по вопросу выделения земельного участка и возможности софинансирования строительства нового диспансера.
Однако желаемый результат от своей деятельности не наступил из-за недостатка финансирования казенного бюджетного учреждения и отсутствия дополнительно выделенных денежных средств на указанные мероприятия.
Утверждения заявителя апелляционной жалобы о том, что отсутствие финансирования не освобождает заявителя от обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не принимаются судом апелляционной инстанции, как не опровергающее вывод суда об отсутствии в распоряжении заявителя достаточного объема финансовых средств, необходимых для выполнения требований санитарных норм.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2012 года по делу N А12-28937/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-28937/2012
Истец: ГКУЗ "Волгоградский клинический противотуберкулезный диспансер"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области