город Омск |
|
13 февраля 2013 г. |
Дело N А81-2318/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10082/2012) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в лице МРЭО ГИБДД на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2012 по делу N А81-2318/2012 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в лице МРЭО ГИБДД о признании незаконным отказа в государственной регистрации транспортного средства,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного казённого учреждения "Дирекция по учету и содержанию казённого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" (ОГРН 1028900510320, ИНН 8901000032),
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в лице МРЭО ГИБДД - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа - Тома Е. И. по доверенности N 46 от 20.03.2012 сроком действия на одни год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Государственного казённого учреждения "Дирекция по учету и содержанию казённого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в лице МРЭО ГИБДД (далее по тексту - заинтересованное лицо, МРЭО ГИБДД) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ МРЭО ГИБДД в регистрации транспортного средства ГАЗ-3102, 2006 г.в., идентификационный номер (VIN) Х 9631020061335671, номер кузова 31020060154402, цвет буран, входящего в состав казенного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа, за Департаментом имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа;
- возложить на МРЭО ГИБДД обязанность устранить допущенные нарушения посредством постановки на регистрационный учет вышеуказанного транспортного средства входящего в состав казенного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа; в паспорте транспортного средства (ПТС) в графе "Наименование (ф.и.о.) собственника внести следующую запись: "Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа".
Определением арбитражного суда от 15.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение "Дирекция по учёту и содержанию казённого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Учреждение, ГКУ "Дирекция по учёту и содержанию казённого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа").
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2012 по делу N А81-2318/2012 заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует законодательству и препятствует собственнику имущества, а именно: Ямало - Ненецкому автономному округу в лице Департамента в осуществлении своих прав.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, МРЭО ГИБДД обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы МРЭО ГИБДД указывает на то, что Департамент не может быть вписан в паспорт транспортного средства (ПТС) в качестве собственника имущества, поскольку Департамент не наделен правом пользования имуществом казны ЯНАО, а выполняет только исполнительно - распорядительную деятельность в отношении имущества ЯНАО. Более того. транспортное средство, являющееся государственной собственностью ЯНАО, не закреплено за Департаментом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В судебном заседании Департамент возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
МРЭО ГИБДД, Учреждение. надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв Департамента, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Согласно выписки из реестра государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2012 N 501-12/890 (т.1 л.д. 20) Ямало-Ненецкий автономный округ является собственником автомобиля ГАЗ-3102 2006 г.в., идентификационный номер (VIN) Х 9631020061335671, номер кузова 31020060154402, цвет буран (далее по тексту - ГАЗ-3102).
В соответствии с распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.01.2012 N 23-РП "О передаче государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа в безвозмездное пользование" (т.1 л.д. 106) указанный автомобиль передан в безвозмездное пользование региональной общественной организации инвалидов "Надежда".
31.01.2012 Департамент во исполнение распоряжения Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.01.2012 N 23-РП издал приказ N 52 "Об объекте движимого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" (т.1 л.д. 15).
Указанным приказом ГАЗ-3102 изъят в состав казны Ямало-Ненецкого автономного округа из оперативного управления государственного учреждения "Производственно-техническое объединение управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа"; на ГКУ "Дирекция по учёту и содержанию казённого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" возложена обязанность по бухгалтерскому учету принимаемого имущества и по его государственной регистрации в органах ГИБДД.
Приказом Департамента от 05.03.2012 N 162 в приказ от 31.01.2012 N 52 внесены изменения, а именно, на ГКУ "Дирекция по учёту и содержанию казённого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" возложена обязанность по регистрации ГАЗ-3102 в органах ГИБДД за заявителем (т. 1 л.д. 18).
10.04.2012 уполномоченный представитель ГКУ "Дирекция по учёту и содержанию казённого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" обратился в МРЭО ГИБДД с заявлением (т.1 л.д. 11) о регистрации ГАЗ-3102, указав в графе сведения о собственнике транспортного средства Департамент.
10.04.2012 заинтересованное лицо сообщило, что в регистрации ГАЗ-3102 отказано в связи с непредоставлением распорядительных документов субъекта Российской Федерации о закреплении транспортных средств на правах оперативного управления за Департаментом в соответствии с требованиями п. 16 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, и п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с отказом заинтересованного лица в регистрации транспортного средства, Департамент обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
08.10.2012 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ закона установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" введен в действие Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".
Данным Приказом утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту -Правила N 1001) и Административный Регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент), которым определен порядок регистрации транспортных средств.
Для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют документы по перечню, определенному пунктом 16 Административного регламента.
Как следует из материалов дела, было установлено судом первой инстанции, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, необходимые документы в соответствии с пунктом 16 Административного регламента, в том числе, подтверждающие право собственности ЯНАО на ГАЗ-3102, были представлены Департаментом МРЭО ГИБДД, однако Департаменту было отказано в проведении регистрационных действий в связи с не предоставлением распорядительных документов субъекта о закреплении указанного транспортного средства на правах оперативного управления за Департаментом.
Согласно абзацу 12 подпункта "ж" пункта 16 Административного регламента, пункту 20 Правил N 1001 регистрация транспортных средств за их владельцами производится только в случаях, прямо предусмотренных самими Правилами, к таким случаям относятся, в том числе регистрация транспортных средств за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (которым транспортные средства принадлежат на праве хозяйственного ведения), а также казенными предприятиями и учреждениями (которым транспортные средства принадлежат на праве оперативного управления).
Вместе с тем, тот факт, что спорное транспортное средство не закреплено за Департаментом на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, в рассматриваемом случае не может служить основанием для отказа в регистрации указанного транспортного средства за его владельцем, поскольку согласно распоряжению Правительства ЯНАО от 18.01.2012 N 23-РП "О передаче государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа в безвозмездное пользование", транспортное средство - ГАЗ-3102 передан в безвозмездное пользование региональной общественной организации инвалидов "Надежда".
При этом реестр государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2012 N 501-12/890 (т.1 л.д. 20), приказ от 31.01.2012 N 52 "Об объекте движимого имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" (т.1 л.д. 15) позволяют достоверно установить принадлежность спорного транспортного средства ЯНАО, в интересах и от именно которого действует Департамент.
Частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу абзаца 2 части 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну.
В рассматриваемом случае, транспортное средство - ГАЗ-3102 относится к собственности субъекта Российской Федерации, включено в казну Ямало-Ненецкого автономного округа и передано в безвозмездное пользование региональной общественной организации инвалидов "Надежда", что не противоречит положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2010 N 88-П, Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в следующих сферах деятельности:
- управление, распоряжение, организация учета государственного имущества автономного округа, в том числе земельными участками и объектами государственного жилищного фонда, находящимися в собственности автономного округа и иными объектами гражданских прав автономного округа (в том числе исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность));
- приватизация государственного имущества автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа;
- правовое обеспечение и контроль разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в автономном округе в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, Департамент уполномочен от имени ЯНАО осуществлять права собственника имущества автономного округа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент не наделен правом пользования имуществом казны ЯНАО, а выполняет только исполнительно - распорядительную деятельность в отношении имущества ЯНАО, не состоятельны и опровергаются содержанием пункта 2 статьи 62 Устава Ямало ненецкого автономного округа, пункта 2.6 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2010 N 88-П, согласно которому к государственной функции Департамента относится осуществление от имени автономного округа управление и распоряжение государственным имуществом автономного округа, входящим в состав казны автономного округа.
Таким образом, поскольку Департамент наделен полномочиями собственника имущества ЯНАО, следовательно он вправе в соответствии с правилами статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, передавать его третьим лицам на условиях гражданско - правовых договоров. В рассматриваемом случае распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.01.2012 N 23-РП "О передаче государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа в безвозмездное пользование" (т.1 л.д. 106) спорный автомобиль передан в безвозмездное пользование региональной общественной организации инвалидов "Надежда".
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Учитывая, что Департаментом для регистрации спорного транспортного средства были предоставлены все необходимые документы, в том числе, подтверждающие право собственности ЯНАО на ГАЗ-3102 и его передачу передан в безвозмездное пользование региональной общественной организации инвалидов "Надежда", отказ МРЭО ГИБДД в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля ГАЗ-3102 не соответствует вышеприведенным требованиям Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, а также нарушает права и законные интересы владельца указанного транспортного средства - субъекта РФ в лице Департамента, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Департаментом требований (статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку МРЭО ГИБДД освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2012 по делу N А81-2318/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2318/2012
Истец: Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в лице МРЭО ГИБДД
Третье лицо: Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в лице МРЭО ГИБДД, Государственное казенное учреждение "Дирекция по учету и содержанию казенного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10082/12
19.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10082/12
19.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10082/12
08.10.2012 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2318/12