г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2013 г. |
Дело N А56-32958/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от истца: Шестакова С.П. по доверенности от 09.10.2012; Радул М.В. по доверенности от 19.03.2012 N 1; Александрова С.Е. (генеральный директор) на основании решения от 11.03.2011 N 3
от ответчика: Романова Ю.А. (директор) на основании приказа от 10.06.2008 N 385-К
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22881/2012) Общества с ограниченной ответственностью "ДОЛ Березка-Курорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2012 по делу А56-32958/2012 (судья Балакир М.В.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "ДОЛ Березка-Курорт"
к Государственному бюджетному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальному (коррекционному) детскому дому N 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья Красногвардейского района Санкт-Петербурга
о признании недействительным размещения государственного заказа, взыскании суммы неосновательного обогащения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДОЛ Березка-Курорт" (197729, Россия, Санкт-Петербург,п.Смолячково, Приморское ш.,д.673; ОГРН:1057810151563; далее - истец, Общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом N 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья Красногвардейского района Санкт-Петербурга (195067, Россия, Санкт-Петербург, ул.Маршала Блюхера,д.51,корп.2, лит А; ОГРН:1037816028887; далее - Учреждение, ответчик) о признании недействительными размещения государственного заказа на оказание услуг по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в 2011 году и заключенного по его результатам государственного контракта от 05 июля 2011 г. N 2/ОО, а также о взыскании с Учреждения неосновательного обогащения в размере 390 918,86 руб. (с учетом уменьшения размера иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 08.10.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом не учтено, что согласно извещению об аукционе предмет торгов классифицирован по коду 8514116 ОКДП - "проживание в летних (сезонных) лагерях. Услуги по означенному коду не включены в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Следовательно, торги должны быть проведены в форме конкурса.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Учреждения их отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что Учреждением размещено извещение N 03722001404110000012 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта, предметом которого являлась организация летнего отдыха и оздоровления детей и подростков ГОУ Детский дом N 2 в 2011 году.
На участие в аукционе поданы две заявки. Истец принимал участие в аукционе и согласно протоколу подведения итогов аукциона от 23.06.2011 N 0372200140411000012/3 был признан его победителем.
Обществом и Учреждением 05.07.2011 заключен государственный контракт N 2/ОО, который исполнен в соответствии с содержащимися в нем условиями.
Полагая, что при размещении государственного заказа ответчиком нарушены требования Федерального закона N 94-ФЗ и Закона Санкт-Петербурга от 15.11.2006 N 530-86 "Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Кроме того, ссылаясь на статьи 1102, 1103 ГК РФ, истец просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение, образовавшееся, по его мнению, в виде разницы в стоимости путевок, определенной правовым актом и стоимостью, предложенной истцом, как победителем аукциона.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, правомерно руководствуясь следующим.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По смыслу этой правовой нормы признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск.
В целях признания торгов недействительными доказыванию подлежит наличие совокупности таких элементов, как: нарушение положений действующего законодательства при проведении торгов и нарушение прав и законных интересов лица, их оспаривающего. Под существенными нарушениями правил организации и проведения торгов (конкурса, аукциона) понимается необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах (конкурсе, аукционе), из числа участников конкурса (аукциона), а также такие нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), которые могли привести к неправильному определению победителя торгов.
Иными словами, основанием для признания торгов недействительными выступают такие нарушения проведения торгов, которые привели бы к иным результатам в случае совершения действий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируется положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Статья 10 Закона N 94-ФЗ регулируя вопросы способа размещения государственного и муниципального заказа, относит определение формы торгов к полномочиям заказчика либо уполномоченного государственного органа, за исключением товаров, работ и услуг, размещение заказов в отношении которых осуществляется путем проведения аукциона в соответствии с перечнем таких товаров, работ и услуг, установленным Правительством Российской Федерации.
Утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставку (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень), состоит из кодов соответствующих товаров, работ и услуг по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Согласно части 4 статьи 10 Закона N 94-ФЗ в случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи.
В силу части 4.2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В извещении о проведении торгов заказчик классифицировал предмет торгов по коду 8514116 ОКДП - проживание в летних (сезонных) детских лагерях. Поскольку означенный код, действительно, не включен в Перечень, размещение заказа, в силу частей 4 и 4.2 статьи 10 закона N 94-ФЗ, осуществлено путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Вместе с тем, анализ содержания аукционной документации показал, что предмет контракта не ограничен оказанием услуг по проживанию в детских сезонных лагерях. Согласно Приложению N 2 к тому 2 "Требования к оказываемым услугам", исполнитель обязан обеспечить проживание, доставку к месту отдыха и обратно, питание, круглосуточную охрану на территории ДОЛ, отдых, питьевой режим, организацию физического воспитания, медицинский контроль и т.д.
Таким образом, следует признать, что предмету торгов соответствует код 5510091 "Услуги детских и студенческих лагерей на время каникул" по разделу ОКДП 5500000. Поскольку данный код включен в Перечень, суд первой инстанции, правильно применив приведенные выше положения Закона N 94-ФЗ, обоснованно отклонил доводы истца, указав, что выбор формы проведения торгов был осуществлен ответчиком в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционным судом отклоняются доводы подателя жалобы о том, что предметом торгов являлись услуги, стоимость которых определена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2011 N 292 "О стоимости и квотах предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге на 2011 год и январь 2012 года".
Пунктом 1 названного Постановления утверждены стоимость и квоты предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге на 2011 год и январь 2012 года с указанием исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ответственных за организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2008 N 260 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге" согласно приложению.
Утвержденная данным постановлением цена указана заказчиком в качестве начальной (максимальной) цены контракта (приложение N 1 к тому 2 документации об аукционе), понижение которой произошло в результате проведения аукциона.
Ссылка подателя жалобы на пункт 9 утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2008 N 260 Положения о порядке и условиях предоставления, оплаты части или полной стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, а также порядке подбора указанных организаций, предусматривающий выбор таких организаций на конкурсной основе, также отклоняется судом, ибо приведенное положение указывает не на форму проведения торгов, а на необходимость соблюдения принципа состязательности для обеспечения эффективного расходования бюджетных средств.
Ссылку Общества на статью 3 Закона Санкт-Петербурга "Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге" от 15.11.2006 N 530-86 апелляционный суд находит ошибочной. Указанной нормой Закона Санкт-Петербурга предусмотрены меры социальной поддержки в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге путем оплаты части или полной стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи указанным в статье категориям детей и молодежи. Оплата же услуг организаций осуществляется в соответствии с условиями договоров, заключенных с ними в установленном законом порядке.
Исследовав и оценив доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что организаторами торгов не допущено нарушений порядка проведения конкурса, которые привели к неправильному определению победителя торгов.
Как правильно указал суд первой инстанции, лицо, которое обращается с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Реализация права на оспаривание торгов должна повлечь восстановление нарушенных прав истца.
Оснований полагать, что результаты торгов, проведенных в форме конкурса, были бы аналогичны результатам оспариваемых торгов, ни у суда, ни у лиц, участвующих в деле, не имеется. Данное обстоятельство исключает вывод о том, что удовлетворение иска о признании недействительными торгов восстановит нарушенные права истца.
Доводы истца о неосновательном обогащении ответчика путем присвоения средств, образовавшихся, по мнению заявителя, в результате проведения аукциона, признаны судом необоснованными.
Отсутствие оснований для признания недействительным заключенного и исполненного сторонами контракта, влечет отказ в применении последствий, о которых заявлял истец.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине в размере 2000 рублей, уплаченной при подаче апелляционной жалобы, подлежат отнесению на подателя жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "ДОЛ Березка-Курорт".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2012 по делу N А56-32958/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДОЛ Березка-Курорт"- без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32958/2012
Истец: ООО "ДОЛ Березка-Курорт"
Ответчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,специальный (коррекционный) детсикй дом N2 для детей с ограниченными возможностями здоровья Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1506/13
15.02.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22881/12
08.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-32958/12