г. Владивосток |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А24-3076/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу унитарного муниципального предприятия "Новоавачинское",
апелляционное производство N 05АП-11834/2012
на решение от 06.11.2012 года
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3076/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению унитарного муниципального предприятия "Новоавачинское" (ИНН 4105000693, ОГРН 1024101215797)
об оспаривании постановления Правительства Камчатского края (ИНН 4101121231, ОГРН 1084101000081) от 15.11.2011 N 495-П
третьи лица: Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Глава Елизовского муниципального района, Глава администрации Новоавачинского сельского поселения
при участии:
от унитарного муниципального предприятия "Новоавачинское": Дутов А.И., управляющий, действующий на основании определения о продлении конкурсного производства от 04.10.2012 по делу N А24-3647/2006 Арбитражного суда Камчатского края; паспорт;
Правительство Камчатского края, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Глава Елизовского муниципального района, Глава администрации Новоавачинского сельского поселения не явились.
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий унитарного муниципального предприятия "Новоавачинское" (далее по тексту - заявитель, УМП "Новоавачинское", предприятие, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Камчатского края от 15.11.2011 N 495-П "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Елизовским муниципальным районом и Новоавачинским сельским поселением".
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 04.09.2012 в соответствии со статьёй 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Глава Елизовского муниципального района, Глава Новоавачинского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 06.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 06.11.2012, УМП "Новоавачинское" в лице конкурсного управляющего просит его отменить как незаконное и необоснованное, и признать постановление Правительства Камчатского края от 15.11.2011 N 495-П недействительным в силу следующего. Со ссылкой Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.04.2009 N 129 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами положений абзаца второго пункта 1 статьи 66 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", абзац 8 пункта 1 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заявитель считает, что отчуждение оспариваемым постановлением Правительства Камчатского края от 15.11.2011 N 495-П имущества, находящегося в хозяйственном ведении УМП "Новоавачинское" и включённого в конкурсную массу предприятия-банкрота, произведено незаконно. Предприятие указывает на то, что в июне 2007 года Управление финансов и имущественных отношений Елизовского муниципального района осуществило фактический возврат имущественного комплекса УМП "Новоавачинское" арбитражному управляющему согласно акту приема-передачи имущества от 19.06.2007, сопроводительному письму от 19.06.2007 N 1409, заявлению от 02.11.2012 N 135-12. По мнению заявителя, суд проигнорировал представленные документы и не дал оценку материалам дела N А24-3647/2006 о банкротстве, в котором перечисленные документы были исследованы.
Правительство Камчатского края, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Глава Елизовского муниципального района, Глава администрации Новоавачинского сельского поселения в судебное заседание не явились, извещёны надлежащим образом.
Правительство Камчатского края заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Представитель УМП "Новоавачинское" против удовлетворения заявленного ходатайства не возражал.
Заявленное Правительством Камчатского края ходатайство рассмотрено коллегией и удовлетворено.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей Правительства Камчатского края, Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края, Главф Елизовского муниципального района, Главфадминистрации Новоавачинского сельского поселения.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель УМП "Новоавачинское" поддержал доводы апелляционной жалобы.
УМП "Новоавачинское" было заявлено ходатайство об истребовании у Правительства Камчатского края удостоверенного экземпляра постановления от 15.11.2012 N 495-П, истребовании у администрации Новоачинского сельского поселения Камчатского края документов по принятию имущества на основании постановления от 15.11.2012 N 495-П, в том числе акта от 06.12.2011 N 03, истребовании у администрации Елизовского муниципального района документов по приему-передачи имущества на основании постановления от 15.11.2011 N 495П.
Заявленное ходатайство рассмотрено судебной коллегией и отклонено, поскольку заявителем в суде первой инстанции соответствующее ходатайство не заявлялось.
Администрация Елизовского муниципального района в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласна, оспариваемое постановление считает принятым в соответствии с федеральным законодательством и законами Камчатского края. Права и законные интересы заявителя считает ненарушенными, поскольку в указанном перечне имущества отсутствует имущество, принадлежащее предприятию на праве хозяйственного ведения.
Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, с доводами апелляционной жалобы также не согласно, поскольку порядок принятия оспариваемого постановления не нарушен, и документов, подтверждающих наличие у предприятия зарегистрированного права хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество, указанное в оспариваемом постановлении, заявителем не представлено.
Правительство Камчатского края в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, решение Арбитражного суда Камчатского края от 06.11.2012 просит оставить без изменения, апелляционную жалобу предприятия - без удовлетворения, считает, что судом первой инстанции исследованы полностью и всесторонне все доказательства, представленные по делу, и сделан обоснованный вывод о неправомерности заявленных требований конкурсного управляющего УМП "Новоавачинское".
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
15.11.2011 Правительством Камчатского края принято Постановление N 495-П "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Елизовским муниципальным районом и Новоавачинским сельским поселением" и утвержден перечень имущества, передаваемого Елизовским муниципальным районом в муниципальную собственность Новоавачинского сельского поселения в порядке разграничения муниципального имущества согласно приложению.
Согласно приложению к названному постановлению в перечень передаваемого имущества включено следующее имущество: "Здание котельной N 1", "Здание котельной N 2", "Здание котельной N 3", "Здание старой котельной (склад)", "Здание бойлерной", "Сооружение Водозабор "Нагорный" (скважина N К 2078, N 16152), "Сооружение Водозабор "Новый" (скважина N 180), "Сооружение скважина водозаборная N 3", "Сооружение Водоподъемный участок", "Электроснабжение водозаборных сооружений", "Сооружение Водоснабжение 5585,0 м.", "Сооружение Водоснабжение 3051 м.", "Сооружение Канализационные сети 2898,0 м.", "Сооружение Канализационные сети 2079 м.". "Сооружение Теплотрасса 2200,5 м.", "Сооружение Теплотрасса 3644,0 м.", "Сооружение Дороги гравийные 3100 м.", "Сооружение Дороги подъездные 2900 м.", "Сооружение Мостовой переход", "Реконструкция холодного водоснабжения в пос. Нагорный Елизовского района. Первая очередь строительства. Водоснабжение частного сектора".
Конкурсный арбитражный МУП "Новоавачинское", полагая, что вышеуказанное имущество, передаваемое Елизовским муниципальным районом в муниципальную собственность Новоавачинского сельского поселения, принадлежит предприятию и находилось в конкурсной массе, обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзывах на жалобу, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу заявителя - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Закона Камчатского края от 25.03.2008 N 28 "О Порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями в Камчатском крае" (далее по тексту - Закон Камчатского края N 28) направление органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований предложений о разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями в Камчатском крае (далее - муниципальные образования) Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Министерство) и согласование перечня имущества, подлежащего передаче в связи с разграничением муниципального имущества между муниципальными образованиями, осуществляются в порядке согласно приложению 1 к названному Закону.
В приложении 1 к Закону Камчатского края N 28 определен Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче в связи с разграничением муниципального имущества между муниципальными образованиями в Камчатском крае, а также направления согласованных ими предложений о разграничении муниципального имущества (далее - Порядок согласования перечня имущества), согласно которому основаниями для подготовки предложений о разграничении муниципального имущества являются целевое назначение муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и соответствие муниципального имущества требованиям, установленным статьей 50 указанного Федерального закона, к имуществу, которое может находиться в собственности муниципального образования.
Согласно пункту 3 Порядка согласования перечня имущества органы местного самоуправления муниципальных образований формируют свои предложения о разграничении имущества между муниципальными образованиями отдельно по каждому муниципальному образованию на основе реестров муниципального имущества, в том числе муниципальных унитарных предприятий и муниципальных по форме согласно приложению 1 к названному Порядку.
В пункте 5 Порядка согласования перечня имущества установлено, что органами местного самоуправления муниципальных образований направляются в Министерство: соответствующие реестры имущества; сформированные предложения о разграничении имущества между муниципальными образованиями на бумажном и магнитном носителях; дела, сформированные органами местного самоуправления муниципальных образований на каждый объект муниципального имущества, внесенный в предложения о разграничении имущества между муниципальными образованиями, и содержащие документы, необходимые для принятия решения о разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями согласно пунктам 2 - 9 приложения 2 к названному Закону, на бумажном носителе.
Статьёй 2 Закона Камчатского края N 28 определено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями, осуществляется постановлением Правительства Камчатского края.
В соответствии с положениями пунктов 7-10 Порядка согласования перечня имущества Проекты перечней имущества в течение 5 рабочих дней со дня их формирования направляются Министерствам главам соответствующих муниципальных образований, которые в течение 10 рабочих дней со дня получения проектов перечней имущества должны представить согласования либо отказ в согласовании указанных проектов в Министерство. Согласования проектов перечней имущества удостоверяются подписями глав соответствующих муниципальных образований и заверяются печатями. Министерство в течение 15 рабочих дней со дня получения согласований проектов перечней имущества, представленных главами соответствующих муниципальных образований, подготавливает проект постановления Правительства Камчатского края о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Не разрешенные в процессе согласования разногласия разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела коллегией установлено, что Министерством в Правительство Камчатского края был представлен проект перечня имущества, находящегося в собственности Елизовского муниципального района, передаваемого в муниципальную собственность Новоавачинского сельского поселения. Указанный перечень имущества был согласован главами Елизовского муниципального района и Новоавачинского сельского поселения.
Нахождение согласованного к передаче спорного имущества в муниципальной собственности Елизовского муниципального района подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из реестра объектов муниципальной собственности.
Перечень муниципального имущества, находящегося в собственности Елизовского муниципального района Камчатского края и предлагаемого к безвозмездной передаче в собственность Новоавачинского сельского поселения, также был предварительно согласован решениями Думы Елизовского муниципального района от 06.04.2011 N 58 и от 04.10.2011 N 137, которые имеются в материалах дела.
Таким образом, постановление Правительства Камчатского от 15.11.2011 N 495-П "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Елизовским муниципальным районом и Новоавачиснким сельским поселением" и порядок его принятия соответствовали положениям Закона Камчатского края N 28.
Соответственно, оснований для отказа Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края в разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями у Правительства Камчатского края в рассматриваемом случае не имелось.
Довод заявителя о нарушении оспариваемым постановлением Правительства Камчатского от 15.11.2011 N 495-П статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обоснованно отклонён судом первой инстанции.
Действительно, в соответствии с абзацем 8 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества.
Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2009 N 129 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами положений абзаца второго пункта 1 статьи 66 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ничтожными являются, в частности сделки нарушающие запрет, установленный абзацем восьмым пункта 1 статьи 63 Закона, сделки, направленные на изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, спорное имущество оспариваемым постановлением Правительства Камчатского края у Предприятия не изымалось, данным постановлением лишь утвержден перечень имущества, передаваемого Новоавачинскому сельскому поселению в порядке разграничения муниципального имущества. На дату принятия оспариваемого постановления спорное имущество уже находилось в муниципальной собственности Елизовского муниципального района.
Кроме того, коллегией учтено следующее.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (статья 131 ГК РФ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника.
В соответствии со статьей 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с 31.01.1998). В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Между тем, доказательства принадлежности имущества, указанного в оспариваемом постановлении, УМП "Новоавачинское" на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в материалах дела отсутствуют, соответствующие обстоятельства заявителем не подтверждены, в том числе материалами дела о банкротстве УМП "Новоавачинское".
В связи с этим подлежит отклонению и довод заявителя апелляционной жалобы, что суд дал оценку материалам дела N А24-3647/2006 о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
Отсутствие у предприятия прав хозяйственного ведения на спорное имущество подтверждается также ранее вынесенными и вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Камчатского края по делам N N А24-5028/2009, А24-2906/2010, А24-2907/2010, А24-3292/2010, А24-3293/2010.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в июне 2007 года Управление финансов и имущественных отношений Елизовского муниципального района осуществило фактический возврат имущественного комплекса УМП "Новоавачинское" арбитражному управляющему согласно акту приема-передачи имущества от 19.06.2007, сопроводительному письму от 19.06.2007 N 1409, заявлению от 02.11.2012 N 135-12, предприятием документально в силу статьи 65 АПК РФ не подтверждён. В удовлетворении ходатайства УМП "Новоавачинское" об истребовании у Правительства Камчатского края акта от 06.12.2011 N 03, истребовании у администрации Елизовского муниципального района документов по приёму-передаче имущества на основании постановления от 15.11.2011 N 495П судебной коллегией отказано, поскольку заявителем в суде первой инстанции соответствующее ходатайство не заявлялось.
Таким образом, учитывая, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии изложен с Законом Камчатского края N 28 и не нарушает прав и законных интересов предприятия, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных конкурсным управляющим требований.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Излишне уплаченная УМП "Новоавачинское" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 65 от 26.11.2012 на сумму 2000 рублей госпошлина в сумме 1000 рублей в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 06.11.2012 года по делу N А24-3076/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить унитарному муниципальному предприятию "Новоавачинское" излишне уплаченную государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 65 от 26.11.2012 в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3076/2012
Истец: унитарное муниципальное предприятие "Новоавачинское"
Ответчик: Правительство Камчатского края
Третье лицо: Глава Елизовского Муниципального района, Глава Новоавачинского сельского поселения, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1966/13
12.02.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11834/12
06.11.2012 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3076/12
06.08.2012 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3076/12