г. Саратов |
|
15 февраля 2013 г. |
Дело N А12-22492/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волгоградской таможни (ОГРН 1023404244984 ИНН 3446803145 г.Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2012 по делу N А12-22492/2012 (судья Романов С.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕМС" (ОГРН 1113443008337 ИНН 3443111650 г.Волгоград)
к Волгоградской таможне (ОГРН 1023404244984 ИНН 3446803145 г.Волгоград)
об оспаривании ненормативных правовых актов и действий таможенного органа,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЕМС" - Лизунова М.А. по доверенности от 29.08.2012 N 15,
от Астраханской таможни - Соколова Т.В. по доверенности от 10.01.2013 N 07-34/90,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕМС" (далее - ООО "ЕМС", общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением:
- о признании недействительными ненормативных правовых актов Волгоградской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - таможенный орган) - решений о корректировке таможенной стоимости по декларациям N 10312010/280412/0002672, N 10312010/030512/0002742, N 10312010/020512/0002706;
- об обязании таможенного органа устранить допущенное нарушение прав общества путем возврата обществу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10312010/280412/0002672 в размере 17 696, 03 руб.; по ДТ N 10312010/030512/0002742 в размере 51 346, 87 руб.; по ДТ N 10312010/020512/0002706 в размере 22 490, 76 руб.;
- о взыскании с таможенного органа в пользу общества судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.;
- о взыскании с таможенного органа в пользу общества государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 6 000 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2012 признаны недействительными ненормативные правовые акты таможенного органа: решения о корректировке таможенной стоимости по декларациям N 10312010/280412/0002672, N 10312010/030512/0002742, N 10312010/020512/0002706.
Суд обязал таможенный орган устранить допущенное нарушение прав заявителя путем возврата обществу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10312010/280412/0002672 в размере 17 696, 03 рублей; по ДТ N 10312010/030512/0002742 в размере 51 346, 87 рублей; по ДТ N10312010/020512/0002706 в размере 22 490, 76 рублей;
С таможенного органа в пользу общества взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 6 000 рублей.
Таможенный орган не согласился с вынесенным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство Астраханской таможни о замене Волгоградской таможни на правопреемника - Астраханскую таможню.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения контракта от 03.11.2011 N 0311- I, заключенного между ООО "ЕМС" (покупатель) и компанией "HARDI INTERNATIONAL A/S" (продавец), покупатель ввез на территорию Российской Федерации сельскохозяйственное оборудование и его детали, в связи с чем обществом в апреле 2012 года в таможенный орган были представлены ДТ N 10312010/280412/0002672, ДТ N 10312010/030512/0002742, ДТ N 10312010/020512/0002706.
Согласно пункту 2.1 контракта от 03.11.2011 N 0311- I наименование, количество, цена за единицу товара каждого наименования указаны в приложениях к настоящему контракту, являющихся неотъемлемой частью контракта.
При определении таможенной стоимости товара общество в декларации заявило о применении первого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В соответствии с Приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376В целях декларирования, подтверждения сведений по таможенной стоимости, общество представило в таможенный орган копию контракта от 03.11.2011 N 0311-1 с приложениями (спецификациями) к нему, инвойсы, копию договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг N 18/11 от 07.11.2011, транспортные накладные, CMR, заявки на перевозку, экспортные декларации с переводом.
Таможенный орган посчитал заявленные обществом сведения недостоверными в связи с чем принял решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, руководствуясь ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), для подтверждения таможенной стоимости указанного выше товара на основании решений о проведении дополнительных проверок от 04.05.2012, 28.04.2012, 03.05.2012 запросил у декларанта оригинал контракта от 03.11.2011 N 0311-1 с приложениями, ведомость банковского контроля по контракту от 03.11.2011 N 0311-1, бухгалтерские документы о постановке товара на учет, журнал счетов-фактур, прайс-лист производителя товара, оригинал экспортной декларации на товары и заверенный перевод на русский язык, пояснения по условиям продаж: документально подтвержденные данные продавца о затратах на приобретение товара и их продажу на экспорт в РФ.
В целях выпуска товара на общество была возложена обязанность по внесению обеспечительных таможенных платежей.
Согласно таможенным распискам обществом внесены суммы обеспечения, а также заполнены формы корректировки таможенной стоимости КТС-1 N 10312010/280412/0002672, N 10312010/030512/0002742, N 10312010/020512/0002706.
Таможенный орган, рассмотрев представленные документы и посчитав, что заявленные в декларациях сведения могут являться недостоверными (выявлен с использованием СУР риск недостоверного декларирования таможенной стоимости товара, расхождение между величиной заявленной декларантом и проверочной величиной), пришел к выводу, что обществом не был подтвержден избранный метод определения таможенной стоимости. В связи с этим таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости, которыми декларанту предложено в соответствии со ст. 68 ТК ТС самостоятельно скорректировать таможенную стоимость.
В связи с корректировкой стоимости обществу были доначислены таможенные платежи.
Общество не согласилось с решением таможенного органа и обратилось в суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости являются незаконными, как не соответствующие положениям ТК ТС, Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) и нарушающие права и законные интересы общества.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
На основании пункта 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 данной статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей ст. ст. 6 или 7 Соглашения. При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со ст. ст. 6 и 7 Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (ст. 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со ст. 9 Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со ст. 10 Соглашения (п. 1 ст. 2 Соглашения).
Таким образом, таможенная стоимость товаров не может быть определена на основании ст. 4 Соглашения в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Таможенный орган, осуществляя контроль таможенной стоимости, обязан указать, каким образом неточность (расхождение сведений), отсутствие какого-либо запрета влияют на метод определения таможенной стоимости и размер таможенных платежей.
В соответствии с частью 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании части 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
Согласно статье 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
С учетом вышеизложенного при необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях.
На основании пункта 6 раздела 1 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок) при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе, с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций). Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Из решений таможенного органа усматривается, что декларантом не выполнено условие, установленное п. п. 2 п. 1 ст. 4, п. п. 4 п. 1 ст. 5 Соглашения, то есть общество не подтвердило сумму транспортных расходов, обществом не представлены дополнительные документы, истребуемые таможней.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в подтверждение факта достоверности и правильности заявленной стоимости товара общество представило документы, предусмотренные ТК ТС и содержащие достаточную и количественно определенную ценовую информацию о ввезенных товарах.
Контракт от 03.11.2011 N 0311 -I не содержит сведений о каких-либо иных условиях либо обязательствах, влияющих на цену товара, что подтверждается дополнительно представленными обществом документами.
При подаче деклараций обществом представлен договор транспортно-экспедиционного обслуживания от 07.11.2011 N 18/11, заключенный с ООО "Оверсиз Лоджистикс Сервис".
Указанной компанией выставлены счета на оплату, представленные обществом к таможенному оформлению.
По условиям договора ООО "Оверсиз Лоджистикс Сервис" является экспедитором и имеет право привлекать к осуществлению перевозки третьих лиц.
Перевозка осуществлялась по заявкам общества, представленным в материалы дела, силами сторонних организаций, привлеченных экспедитором, что предусмотрено условиями п. 2.1.5 договора транспортно-экспедиционного обслуживания от 07.11.2011 N 18/11.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным довод таможенного органа о недостоверности сведений о цене сделок либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
Судом апелляционной инстанции правомерно не принят довод таможенного органа о непредставлении обществом дополнительно запрошенных документов как основания для корректировки.
В случае, когда декларант не воспользовался своим правом подтвердить заявленную таможенную стоимость посредством представления дополнительно запрошенных документов, таможенный орган, исходя из положений п. п. 9, 11, 21 Порядка, принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки. При этом для принятия решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров у таможни должны быть доказательства, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости являются недостоверными либо должным образом не подтверждены.
В данном случае наличие указанных доказательств таможенный орган не представил.
Декларант, не воспользовавшийся своим правом подтвердить заявленную таможенную стоимость посредством представления дополнительно запрошенных документов, несет риск принятия таможенным органом в отношении его товара решения о корректировке заявленной таможенной стоимости. В то же время это не лишает его права впоследствии обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Таможенный орган не представил доказательств того, что заявленные декларантом сведения о товарах не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что используемая таможней ценовая информация не сопоставима по условиям поставки, по производителям товаров и по иным условиям внешнеторговых контрактов с контрактом общества.
С учетом вышеизложенного таможенный орган неправомерно произвел корректировку таможенной стоимости товара, оформленного по декларациям на товары N 10312010/280412/0002672, N 10312010/030512/0002742, N10312010/020512/0002706 в связи с чем решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости являются незаконными, так как не соответствуют положениям ТК ТС, Соглашения и нарушающие права и законные интересы общества в связи с тем, что возлагают на него обязанность по уплате доначисленных таможенных платежей.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции правомерно возложил на таможенный орган обязанность по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, внесенных в связи с корректировкой таможенной стоимости, что соответствует характеру и предмету спора.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 05 декабря 2012 года по делу N А12-22492/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22492/2012
Истец: ООО "ЕМС"
Ответчик: Волгоградская таможня