г. Саратов |
|
14 февраля 2013 г. |
Дело N А12-26042/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Пригаровой Н.Н., Цуцковой И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 ноября 2012 года по делу N А12-26042/2012 (судья А.В. Пономарев),
по заявлению ГУ "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат", (ИНН 3445063106),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (ОГРН 10434000495500, ИНН 3446858585),
о признании недействительными решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Государственное учреждение "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" с заявлением в котором просило суд признать незаконным решение МИ ФНС России N 10 по Волгоградской области от об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 26.09.2012 г.
В порядке восстановления нарушенного права обязать МИ ФНС России N 10 по Волгоградской области принять решение о государственной регистрации ликвидации государственного учреждения " Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" и внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации ликвидации государственного учреждения "Издательство районных и городских газет" Пресс-Издат" на основании документов, представленных 19.09.2012 г.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 30 ноября 2012 года заявленные требования учреждения удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции инспекция не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе..
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, Государственное учреждение "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" было создано в соответствии с постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 13 мая 2003 г. N 347 "О реорганизации государственного унитарного предприятия "Полиграфресурсы" путем преобразования в государственное учреждение "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат". Функции учредителя Учреждение осуществляет министерство печати и информации Волгоградской области (далее -Министерство).
Решение о ликвидации Учреждения было принято 26 января 2009 года. (постановление Администрации Волгоградской области от 26 января 2009Хг.11-п "О ликвидации государственного учреждения "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат").
08 июля 2009 г. в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены записи о принятии решения о ликвидации Учреждения и о формировании ликвидационной комиссии (31 октября 2011 г. зарегистрирован факт изменена-, состава ликвидационной комиссии).
29 июля 2009 г. в журнале "Вестник Государственной Регистрации" часть 1 N 29(234) была опубликована информация о ликвидации Учреждения и установлен двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов.
02 декабря 2011 г. Министерством был утвержден промежуточный ликвидационный баланс упраздняемого государственного учреждения "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" (по состоянию на 30 ноября 2011 г.).
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса было направлено Министерством в налоговый орган. Соответствующая запись внесена" в Единый государственный реестр юридических лиц (12.12.2011).
18 сентября 2012 г. состоялось заседание ликвидационной комиссии государственного учреждения "Издательство районных и городских газет "Пресс- Издат", на котором было решено считать ликвидационный баланс составленным по состоянию на 31 августа 2012 г. В этот же день ликвидационной баланс был утвержден Министерством.
19 сентября 2012 г. Учреждением в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Регистрирующий орган) было направлено заявление о государственной регистрации по форме Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, протокол заседания ликвидационной комиссии, что подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган. Позже, в соответствии с поступившим запросом, Учреждением в регистрирующий орган были также представлены: справка к ликвидационному балансу, опись рN 17 от 05.03.2012, товарная накладная N 1 от 05.03.2012, товарная накладная N2 от 05.03.2012, доверенность N 3 от 06.03.2012, письмо N 773 от 15.03.2012, товарная накладная N 3 от 20.03.2012, доверенность N 3 от 16.03.2012, справка МИФНС России N 10 по Волгоградской области N 3168 по состоянию на 20.08.2012, справка ПФР N 044 040 12 CP 0023925 от 22.08.2012, справка ФС N 127 от 21.08.2012.
Решением Регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 26 сентября 2012 г. принято решение об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с решением инспекции учреждение, обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что правовых оснований для отказа во внесении записи о ликвидации учреждения не имелось.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со ст. 20 Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений.
Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен запрет регистрирующему органу требовать представления для государственной регистрации других документов, кроме документов, установленных законом.
Статьей 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации Учреждения явилось признание регистрирующим органом ликвидационного баланса заявителя не представленным, поскольку в нем содержались недостоверные сведения в части задолженности перед бюджетом.
Исследуя расписку в получении документов, предъявленных заявителем в регистрирующий орган, суд установил, что ликвидационный баланс был представлен Учреждением в числе других документов.
Так же суд установил, что сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, являются достоверными, так как ликвидационной комиссией в ликвидационный баланс была включена вся сумма задолженности перед бюджетом, указанная в справках о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей и справках о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (справка к ликвидационному балансу расшифровка показателей строки "кредиторская задолженность" на 31 августа 2012 г.).
Таким образом, Учреждением соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ГК РФ.
Однако, как в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе инспекция в качестве оснований для признания своих действий законными указывает на то, что при наличии задолженности перед бюджетом ликвидация юридического лица возможна только при проведении процедуры банкротства.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Излагая свою правовую позицию, инспекция в апелляционной жалобе указывает на то, что в рассматриваемом случае процедура ликвидации общества должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и подлежат применению положения пунктов 1 и 2 статьи 224 упомянутого закона.
Давая оценку данной правовой позиции, судебная коллегия считает указать на следующее: исключение юридического лица из государственного реестра в административном порядке допускается и в тех случаях, когда данное лицо имеет задолженность по обязательным платежам в бюджеты различных уровней.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 Кодекса определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
При таких обстоятельствах недостоверности отражения учреждением сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, судебными инстанциями не установлено. Кроме того, следует отметить, что налоговой инспекцией не утрачена возможность взыскания оставшейся суммы задолженности с собственника имущества в соответствии с положениями статей 63, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что нарушения процедуры добровольной ликвидации учреждения отсутствуют, и материалами дела подтверждается, что задолженность по платежам в бюджет не погашена в связи с недостаточностью денежных средств, суд обоснованно указал на отсутствие у налоговой инспекции на момент принятия оспариваемого решения причин для отказа в государственной регистрации.
Определением от 15.01.2013 Двенадцатым арбитражным апелляционным судом было удовлетворено ходатайство налоговой инспекции о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2012 до принятия арбитражным судом апелляционной инстанции постановления по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 265.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом апелляционной инстанции постановления по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.
Поскольку апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области рассмотрена, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить приостановление исполнения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 30 ноября 2012 года по делу N А12-26042/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 30 ноября 2012 года по делу N А12-26042/2012, принятое определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2013, отменить.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Н.Н. Пригарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26042/2012
Истец: ГУ "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области
Третье лицо: Министерство печати и информации Волгоградской области, Министерство печати и информации Волгоградской обл.