г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А26-7770/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Казымов М.К. - руководитель на основании приказа от 26.01.2012 N 2-К
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-236/2013) Управления по недропользованию по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2012 по делу N А26-7770/2012 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ГУП РК "Сортавальское дорожное ремонтно-строительное управление", место нахождения: 186792, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Дорожная, д. 13, ОГРН 1021000942753
к Управлению по недропользованию по Республике Карелия
3-е лицо: Беломорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным решением
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Сортавальское дорожное ремонтно-строительное управление", 186792, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Дорожная, д. 13, ОГРН 1021000942753 (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Управления по недропользованию по Республике Карелия (далее - Управление, ответчик) о возвращении без рассмотрения и согласования "Технического проекта расширения карьера на месторождении песка "Пригородное" в Лахденнохском районе Республики Карелия" ввиду отсутствия заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, оформленного письмом от 14.06.2012 N ЛГ/03-592.
Определением суда от 10.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Беломорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Решением суда от 15.11.2012 заявление предприятия удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 15.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, для целей согласования "Технического проекта расширения карьера на месторождении песка "Пригородное" в Лахденнохском районе Республики Карелия" предприятие в силу положений статьи 2 и приложения N 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ) и статьями 6, 48.1, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязано было приложить к нему заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
К судебному заседанию от третьего лица в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу Управления, согласно которому Ростехнадзор поддерживает доводы ответчика в полном объеме, от Управления в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель предприятия позицию ответчика и третьего лица не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения.
При отсутствии возражений заявителя апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частями 2 и 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей ответчика и третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, предприятие имеет лицензию на право пользования недрами от 17.01.2007 серии ПТЗ N 01432 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча песка на месторождении "Пригородное" в Лахденнохском районе Республики Карелия с целью содержания автомобильных дорог.
09.06.2012 предприятие обратилось в Управление с заявлением о согласовании проектно-технической документации на разработку карьера на месторождении "Пригородное" в Лахденпохском районе Республики Карелия, в составе проектной документации заявителем представлено заключение экспертизы промышленной безопасности от 30.09.2011, утвержденное Беломорским управлением Ростехнадзора 09.11.2011 и зарегистрированное за номером 24-ПД-01116-2011.
Письмом от 14.06.2012 N ЛГ/03-592 Управление без согласования возвратило предприятию "Технический проект расширения карьера на месторождении песка "Пригородное" в Лахденпохском районе Республики Карелия", ссылаясь на отсутствие заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусмотренного пунктом 16 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118.
Полагая, что решение Управления, оформленное письмом от 14.06.2012 N ЛГ/03-592, незаконно, предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что добыча полезных ископаемых в карьере запроектирована только открытым способом, без строительства и эксплуатации подземных, либо надземных сооружений, являющихся объектами капитального строительства, в связи с чем проектная документация, представленная заявителем в Управление, не может являться объектом государственной экспертизы.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя и оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для ее удовлетворения и отмены принятого решения ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Анализ положений частей 1, 2, 3 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) свидетельствует о том, что пользование недрами осуществляется в соответствии с техническими проектами, подготовленными, согласованными и утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N118).
Согласно подпункту "в" пункта 16 Положения N 118 в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к заявлению пользователя недр о согласовании проектной документации прилагаются копии заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В силу статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту.
Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства обязательно за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В силу пункта 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Проанализировав положения части 5.1 статьи 6 "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности", статьи 48.1 "Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты" и статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено получение разрешения на строительство при добыче полезных ископаемых в карьере при отсутствии на нем объектов капитального строительства, у ответчика не имелось законных оснований требовать от предприятия заключения государственной экспертизы.
Отсутствие на карьере по добыче песка объектов капитального строительства подтверждается материалами дела и пояснениями представителя заявителя, данными в суде первой инстанции, согласно которым на карьере не имеется каких-либо строений и сооружений капитального характера, добыча песка на месторождении запроектирована только открытым способом.
Доказательств обратного ответчиком вопреки положениям части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, правильно применив положения приведенных выше норм, Арбитражный суд Республики Карелия пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку добыча полезных ископаемых в карьере запроектирована только открытым способом, без строительства и эксплуатации подземных, либо надземных сооружений, являющихся объектами капитального строительства, проектная документация, представленная заявителем в Управление, не может являться объектом государственной экспертизы.
Правомерно отклонены судом первой инстанции и доводы Управления о том, что спорный карьер является объектом капитального строительства.
Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В рассматриваемом случае техническим проектом расширения карьера не предусмотрено возведение несущих, ограждающих строительных конструкций при разработке карьера открытым способом, а потому карьер не является сооружением в соответствии с понятием названной нормы. Как указано выше, каких либо зданий, строений, объектов незавершенного строительства, на карьере не находится.
Доводы Управления о необходимости предоставления предприятием спорного заключения государственной экспертизы со ссылкой на то, что в соответствии со статьей 2 и приложением N 1 Закона N 116-ФЗ месторождение признается опасным объектом, на котором ведутся горные работы, также отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку, как верно отмечено судом первой инстанции, указанные обстоятельства не порождает у хозяйствующего субъекта безусловной обязанности на проведение означенной экспертизы соответствующего проекта, а лишь свидетельствует о необходимости получения заключения органа промышленной безопасности по объекту.
Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности от 30.09.2011, представленному предприятием в Управление при обращении с заявлением о согласовании проектно-технической документации, состав и содержание рабочего проекта соответствует требованиям действующих стандартов, норм и правил в области промышленной безопасности и охраны недр.
На основании изложенного, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводам о том, что решение Управления, оформленное письмом от 14.06.2012 N ЛГ/03-592, не соответствует положениям статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы предприятия в сфере осуществления им предпринимательской и экономической деятельности, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правомерно удовлетворил требования заявителя.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта Арбитражным судом Республики Карелия также не допущено, а потому у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15 ноября 2012 года по делу N А26-7770/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по недропользованию по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7770/2012
Истец: ГУП Республики Карелия "Сортавальское дорожное ремонтно-строительное управление"
Ответчик: Управление по недропользованию по Республике Карелия (Карелнедра)
Третье лицо: Беломорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору