18 ноября 2011 г. |
А79-1990/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.07.2011
по делу N А79-1990/2011,
принятое судьей Бойко О.И.
по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики
о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республики - Чувашии от 13.10.2010 N Ф01/10-6867,
при участии:
от заместителя прокурора Чувашской Республики - Рыгалова Е.В. на основании удостоверения N 067720;
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" - Александровой Н.Н. по доверенности от 20.07.2011 N 16;
от общества с ограниченной ответственности "Цетан" - Дубанова В.В. по доверенности от 14.11.2011;
от Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики - Сливина А.В. по доверенности от 15.02.2011 N 04/35-546,
и установил:
заместитель прокурора Чувашской Республики (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республики - Чувашии (далее - Учреждение) от 13.10.2010 N Ф01/10-6867.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены администрация г. Чебоксары (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Цетан" (далее - ООО "Цетан"), Государственный Совет Чувашской Республики (далее - Государственный Совет), Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра).
Решением от 01.07.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Прокурор не согласился с принятым решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и принять новый судебный акт.
Со ссылкой на статью 8 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пункт 2 статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Чувашской Республики от 24.11.2004 N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" и Закон Чувашской Республики от 19.10.2009 N 63 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" заявитель апелляционной жалобы считает, что земельный участок общей площадью 4977 кв.м с кадастровым номером 21:21:076202:32, ранее находившийся в границах Чебоксарского муниципального района, вошел в черту Чебоксарского городского округа и приобрел статус земель городского поселения "Город Чебоксары", наделенных статусом городского округа.
По мнению прокурора, земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, автоматически подлежат отнесению к землям населенных пунктов и перевод земельных участков в категорию земель населенных пунктов производится путем изменения границ соответствующих поселений законом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании Прокурор поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Цетан" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании поддержали позицию прокурора и просили отменить решение суда первой инстанции.
Представители Учреждения и Министерства в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Государственный Совет в отзыве на апелляционную жалобу поддержал позицию Учреждения и суда первой инстанции и просил отказать прокурору в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Учреждения указал на изменение наименования на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата", о чем в материалы дела представлены копии приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 N П/200 и устава в новой редакции.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.07.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.08.2010 ООО "Цетан" обратилось в Управление Росреестра с заявлением N 2101/102/10-2828 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка площадью 4977 кв.м с кадастровым номером 21:21:076202:0032, принадлежащего ему на праве собственности и относящегося к землям сельскохозяйственного назначения. В частности, ООО "Цетан" просило зарегистрировать изменение категории земельного участка и вида разрешенного использования с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, предназначенные для строительства малоэтажных жилых домов.
К заявлению ООО "Цетан" приложило в том числе копию постановления администрации от 17.08.2010 N 151 "Об изменении разрешенного вида использования земельных участков", из которого следует, что в связи с вхождением земельного участка с кадастровым номером 21:21:076202:0032 в границы г. Чебоксары изменяется разрешенный вид использования данного участка - с земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, на земли населенных пунктов, предназначенные для строительства малоэтажных жилых домов.
Решением от 30.08.2010 N 01-10/3176 Управление Росреестра на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" приостановило учет изменений объекта недвижимости, установив противоречия между представленными ООО "Цетан" документами и кадастровыми сведениями: по данным кадастра спорный земельный участок расположен по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, сельское поселение Синьяльское, и не был переведен в границы г. Чебоксары.
В указанном решении Управление Росреестра сообщило ООО "Цетан", что кадастровый учет земельного участка осуществляется по месту его нахождения в кадастровом округе, для подачи о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости заявителю рекомендовано обратиться в офис приема-выдачи сведений Учреждения по Чебоксарскому району.
Кроме того, ООО "Цетан" разъяснено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также при изменении границ населенных пунктов. Поскольку границы г. Чебоксары изменены не были, Управление Росреестра не сочло постановление администрации от 17.08.2010 N 151 основанием для перевода земельного участка в категорию "земли населенных пунктов".
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15.09.2010 Учреждение наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости на территории Чувашской Республики.
Поскольку ООО "Цетан" не были устранены причины, вызвавшие приостановление государственного учета изменений объекта недвижимости, решением от 13.10.2010 N Ф01/10-6867 Учреждение отказало ООО "Цетан" в учете изменений объекта недвижимости, указав, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границе г. Чебоксары (имеются лишь сведения о границе Чебоксарского городского округа), а постановление администрации от 17.08.2010 N 151 не является основанием для перевода земельного участка из одной категории в другую; для перевода земельного участка в земли населенных пунктов ООО "Цетан" необходимо представить соответствующее постановление Кабинета Министров Чувашской Республики либо в Учреждение должны поступить документы об изменении границ населенного пункта со списком земельных участков, вошедших в городскую черту.
ООО "Цетан" обратилось в прокуратуру Чувашской Республики с просьбой проверить обоснованность приостановления и отказа в государственном учете изменений объекта недвижимости.
По итогам проведенной проверки прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого решения недействительным заявителю необходимо доказать в совокупности два обстоятельства: несоответствие этого решения требованиям закона и нарушение им прав и законных интересов субъектов права.
В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 24.11.2004 N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" муниципальное образование - город Чебоксары с входящими в его состав населенными пунктами: поселками городского типа Новые Лапсары, Сосновка, поселком Северный, деревней Чандрово, наделено статусом городского поселения и установлены его границы.
Законом Чувашской Республики от 19.10.2009 N 63 внесены изменения в Закон Чувашской Республики от 24.11.2004 N 37, в том числе в части картографического описания границ Чебоксарского городского округа.
В частности, земельный участок, принадлежащий ООО "Цетан", вошел в границы Чебоксарского городского округа, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Рассмотрев довод заявителя и ООО "Цетан" о том, что включение земельного участка в границы городского округа влечет перевод земель любой категории, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель населенных пунктов, суд признал его необоснованным.
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов из земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, для перевода земельного участка какой-либо категории в категорию "земли населенных пунктов" должна быть изменена граница населенного пункта.
Суд установил, что в границы муниципального образования Чебоксарский городской округ входят 5 населенных пунктов: г. Чебоксары, пгт. Новые Лапсары, п. Сосновка, п. Северный, д. Чандрово. При этом п. Сосновка и п. Северный находятся на левом берегу реки Волга, а г. Чебоксары, пгт. Новые Лапсары и д.Чандрово - на правом реки Волга.
Городская черта г. Чебоксары утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.1997 N 678 и до настоящего времени не изменялась.
Факт того, что земельный участок, принадлежащий ООО "Цетан" на праве собственности, не входит в границы г. Чебоксары, подтвержден администрацией.
Со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) прокурор считает, что Чебоксарский городской округ является городским поселением, то есть городом.
Вместе с тем, как правомерно отметил суд первой инстанции, указанный Федеральный закон устанавливает только общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а вопросы, связанные с определением правового статуса земель, регулируются земельным и градостроительным законодательством.
Статья 11 Федерального закона N 131-ФЗ определяет требования к установлению и изменению границ муниципальных образований, к которым в частности относится и городской округ.
Так, территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
Из анализа названных положений суд сделал вывод, что в границы городского округа могут входить земли разного целевого назначения, в том числе земли населенных пунктов; граница населенного пункта может не совпадать с границей городского округа, но в то же время граница населенного пункта не должна выходить за границу городского поселения, то есть в границах городского округа могут находиться несколько населенных пунктов.
В соответствии со статьями 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Названные положения Земельного кодекса Российской Федерации также отличают понятие "граница муниципального образования" от понятия "граница населенного пункта".
Суд установил, в границах Чебоксарского городского округа находятся земли разных категорий, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фондов.
Между тем в границах непосредственно населенного пункта не могут находиться земли какой-либо иной категории, кроме земель населенных пунктов (пункт 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" следует, что земельные участки, относящиеся к какой-либо категории, будут считаться землями населенных пунктов только в том случае, если изменится граница непосредственно населенного пункта.
В рассматриваемом случае суд правильно указал, что Закон Чувашской Республики от 19.10.2009 N 63 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" не изменил границы населенного пункта г. Чебоксары, не включил земельный участок ООО "Цетан" в границу г. Чебоксары. Это обстоятельство подтверждено и Государственным Советом - представительным органом власти Чувашской Республики, принявшим названный Закон Чувашской Республики.
Судом первой инстанции установлено, что на момент принятия Учреждением оспариваемого решения действовали Генеральный план города Чебоксары и Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары (вместе с картой зонирования территории города Чебоксары), утвержденные решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов от 08.12.2004 N 1456 и от 14.07.2005 N 1683 соответственно.
Решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26.05.2011 N 204 и N 205 внесены изменения в названные правовые акты. В частности, наименования Генеральный план города Чебоксары, Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары изменены на Генеральный план Чебоксарского городского округа и Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого решения в Чебоксарском городском округе не имелось утвержденного генерального плана, которым могли бы определяться границы населенных пунктов, входящих в состав Чебоксарского городского округа. При этом, как правомерно отметил суд первой инстанции, на момент рассмотрения дела также не имелось сведений об официальном опубликовании решений Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26.05.2011 N 204 и N 205 и, соответственно, о вступлении в законную силу названных нормативных правовых актов.
Кроме того, в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод в другую категорию земель сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в частной собственности, осуществляется исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительным органом власти в Чувашской Республике является Кабинет Министров Чувашской Республики, который, как установил суд, решения о переводе земельного участка, принадлежащего ООО "Цетан", в категорию "земли населенных пунктов" не принимал.
В силу частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, проанализировав приведенные выше нормы законов, в том числе субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Учреждения не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "Цетан", в чьих интересах подано заявление прокурором, в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, опровергающие выводы суда и фактические обстоятельства дела, прокурором не представлены.
При этих условиях суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно отказал прокурору в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба прокурора по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.07.2011 по делу N А79-1990/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя прокурора Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1990/2011
Истец: Прокуратура Чувашской Республики
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Государственный Совет Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, ООО "Цетан", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Администрация города Чебоксары, Управление Федеральной службы госуарственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5101/11