г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А56-54406/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Кунышева В.В. - по доверенности от 14.11.2011 N 78АА1236255
от заинтересованного лица: Капустин А.С. - по доверенности от 09.01.2013 N 02-000002/13-0-0, Матвеева В.Н. - по доверенности от 29.12.2012 N 02-004419/12-0-0
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24614/2012) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2012 по делу N А56-54406/2012 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад", место нахождения: 188686, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Разметелево, д. 12, ОГРН 1114703005273
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
закрытое акционерное общество "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад", 188686, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Разметелево, д. 12, ОГРН 1114703005273, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет, административный орган) от 31.08.2012 N 009-2012/П-66 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 22.11.2012 заявление Общества удовлетворено, постановление Комитета признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, административный орган направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявления. По мнению Комитета, в материалы дела представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения в действиях Общества, при этом административный орган считает ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости соблюдения положений статьи 27.10 КоАП РФ при составлении протокола отбора проб воды. Кроме того, податель жалобы утверждает об отсутствии существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности, поскольку участие при составлении протокола об административном правонарушении представителя Общества Десятниковой Н.В., действующей по доверенности, оформленной с нарушением требований законодательства, не повлияло на результаты рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Общества позицию административного органа не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу Комитета - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.12.2009 Комитетом принято решение N 211-Р о предоставлении ОАО "Рудас" в пользование части водного объекта (река Красненькая, левый берег, 2 км от устья, три выпуска NN 1,2,3) для осуществления сброса сточных вод.
Решением установлены условия использования водного объекта - реки Красненькой, в соответствии с которыми вода в реке в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям к составу и свойствам воды водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей второй категории.
В связи с реорганизацией ОАО "Рудас" в форме присоединения к ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад", Общество приобрело статус водопользователя и к нему перешли права и обязанности, установленные в решении Комитета от 15.12.2009 N 211-Р.
По результатам анализа проб воды, отобранных административным органом 03.08.2012 из реки Красненькой (протокол отбора проб от 03.08.2012 N 002-2012/Пвн-208, протоколы определения состава и свойств проб природной воды от 09.08.2012 NN 1-1314/12, 1-1314/12), в поверхностных водах реки выявлено превышение установленных Решением от 15.12.2009 показателей содержания взвешенных веществ (при норме до 10,75 мг/дмi содержание составило более 50 (1600)мг/дмi).
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, 28.08.2012 Комитетом составлен протокол об административном правонарушении N 009-2012/Па-66.
Постановлением от 31.08.2012 N 009-2012/П-66 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, заявитель оспорил вышеназванное постановление в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из непредставления Комитетом надлежащих доказательств события административного правонарушения в действиях Общества, а также наличия существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Комитета и отмены принятого решения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 ВК РФ).
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Решением Комитета о предоставлении водного объекта в пользование от 15.12.2009 N 211-Р Обществу установлены условия использования водного объекта - реки Красненькой, в соответствии с которыми вода в реке в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям к составу и свойствам воды водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей второй категории.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 названной статьи установлено, что использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускается.
Статьей 26.5 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
Так, в качестве доказательства наличия в действиях Общества события административного правонарушения Комитетом в материалы дела представлены протокол отбора проб поверхностных природных вод от 03.08.2012 N 002-2012/Пвн-208, протоколы определения состава и свойств проб природной воды от 09.08.2012 NN 1-1314/12, 1-1314/12 и протокол об административном правонарушении от 28.08.2012 N 009-2012/Па-66.
Вместе с тем, как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в нарушение положений статей 26.5, 27.10 КоАП РФ протокол отбора проб поверхностных природных вод от 03.08.2012 составлен без участия двух понятых, то есть с нарушением предусмотренной КоАП РФ процедуры получения соответствующих доказательств.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что в рассматриваемом случае протокол отбора проб поверхностных природных вод от 03.08.2012 N 002-2012/Пвн-208, равно как и протоколы определения состава и свойств проб природной воды от 09.08.2012 NN 1-1314/12, 1-1314/12 не могут являться надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Комитета об отсутствии необходимости соблюдения положений статьи 27.10 КоАП РФ при составлении протокола отбора проб воды как несостоятельные, поскольку часть 3 статьи 26.5 КоАП содержит прямое указание на соответствующую процедуру, неподлежащее двусмысленному толкованию.
Каких-либо иных допустимых доказательств вменяемого Обществу административного правонарушения Комитетом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о недоказанности Комитетом вопреки положениям части 4 статьи 210 АПК РФ в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, что в свою очередь согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, следует признать правомерным.
Кроме того, проверяя в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд первой инстанции сделал также обоснованный вывод о наличии существенных процессуальных нарушений, допущенных Комитетом при привлечении заявителя к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В силу частей 3 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе, указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Как следует из положений статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае неявки законного представителя юридического лица, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается Комитетом, при составлении протокола об административном правонарушении от 28.08.2012 N 009-2012/Па-66 присутствовал представитель Десятникова Н.В. по доверенности от 24.08.2012N 185.
Указанная доверенность выдана в порядке передоверия первым заместителем управляющего Вдовенко С.В. и предусматривает полномочия на представление интересов Общества в Комитете, в том числе с правом участвовать в рассмотрении дел об административных правонарушениях, знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, получать и подписывать протоколы, определения, постановления об административных правонарушениях.
Вместе с тем, доверенность Вдовенко С.В. от 23.01.2012 N 34 не содержит полномочий Вдовенко С.В. на участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях, в том числе на подписание протокола об административном правонарушении, дачу объяснений и осуществление иных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, доверенность от 24.08.2012 N 185 выдана Вдовенко С.В. с превышением полномочий, более того, в нарушение части 3 статьи 187 Гражданского кодекса Российской Федерации она нотариально не удостоверена, а потому является недействительной
Доказательств получения законным представителем Общества - ООО "ЛСР. Управляющая компания" извещения о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, равно как и доказательств направления названного извещения в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о составлении протокола об административном правонарушении без участия законного представителя Общества в отсутствие сведений о его надлежащем извещении судебная коллегия находит правомерным.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы Комитета о правомерном составлении протокола об административном правонарушении от 28.08.2012 N 009-2012/Па-66 в присутствии представителя Десятниковой Н.В. ввиду неоднократного оформления Обществом доверенностей ненадлежащим образом, поскольку указанные обстоятельства не являлись препятствием для направления соответствующего извещения в адрес законного представителя Общества - ООО "ЛСР. Управляющая компания".
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несоблюдение Комитетом положений статей 25.1, 28.2 КоАП РФ с учетом установленных по делу фактических обстоятельств носит существенный характер, поскольку лишило Общество возможности воспользоваться предоставленными правами, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в том числе в части установления вины Общества во вмененном ему административном правонарушении, что является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2012 года по делу N А56-54406/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54406/2012
Истец: ЗАО "ЛСР- Базовые материалы Северо-Запад"
Ответчик: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности