г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А26-8580/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Л.В. Зотеева
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Манцырев С.С. - доверенность N 3.1-11/5 от 16.07.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-54/2013) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2012 по делу N А26-8580/2012 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановлении N 571/12л от 10.09.2012
установил:
открытое акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1021000921314) (далее - заявитель, общество, ОАО "Сегежский ЦБК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления N 571/12л от 10.09.2012 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 28.11.2012 заявленное обществом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - административный орган, Министерство) просит решение суда от 28.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы административный орган ссылается на то, что вопрос о сроках проведения ежегодных противопожарных мероприятий урегулирован в пунктом 4.4.15 договора аренды N 55-з от 19.12.2008, которым предусмотрена обязанность арендатора выполнять на переданном в аренду лесном участке работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные проектом освоения лесов и приложением N 6 к договору. В свою очередь, в Приложении N 6 на 2012 год к договору аренды N 55-з от 19.12.2008 указано, что устройство противопожарных минерализованных полос длиной 6 км и уход за такими полосами на протяжении 12 км должен быть осуществлен во 2-м квартале 2012 года, а именно до 20.06.2012. Таким образом, по мнению подателя жалобы, неисполнение обществом обязанности по осуществлению противопожарных мероприятий образует событие административного правонарушения, предусматривающего ответственность по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
ОАО "Сегежский ЦБК", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между ОАО "Сегежский ЦБК" и Министерством лесного комплекса Республики Карелия, правопреемником которого является Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, заключен договор N 55-з от 19.12.2008 аренды лесного участка площадью 53028 га, расположенного в Медвежьегорском районе Республики Карелия на территории Медвежьегорского центрального лесничества, сроком действия до 31.12.2053 (л.д.61-70). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 30.04.2009.
Согласно пункту 1.4 договора лесной участок передается для использования в целях заготовки древесины.
ОАО "Сегежский ЦБК" разработан Проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном ему в аренду в Медвежьегорском лесничестве на 2009 - 2018 г.г. (л.д.72-85), в таблице 5.1.2 которого предусмотрены виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов. Так, пунктами 2.1 и 2.2 таблицы предусмотрены работы по устройству минполос с ежегодным объемом 6 км и работы по уходу за минполосами с ежегодным объемом 12 км.
Пунктом 4.4.10 договора аренды лесного участка N 55-з от 19.12.2008 установлена обязанность арендатора в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации, предоставлять арендодателю отчеты об охране и защите лесов; пунктом 4.4.14 - обязанность арендатора соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек и противопожарных разрывов, создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных Проектом освоения лесов; пунктом 4.4.15 - обязанность арендатора выполнять на переданном в аренду лесном участке работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и Приложением N6 к настоящему Договору, которое заключается ежегодно и не подлежит государственной регистрации.
Приложением N 6 к договору аренды, определяющему объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке в 2012 году, подписанным сторонами без возражений, в качестве мер обеспечения пожарной безопасности в лесах запланировано устройство противопожарных минерализованных полос в объеме 6 км и уход за минерализованными полосами в объеме 12 км во 2 квартале 2012. Согласно примечанию выполнение данных мероприятий предусмотрено до 20.06.2012 (л.д.71).
При подведении итогов выполненных за 2 квартал 2012 года работ ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество" установило, что фактически общество не произвело работы по устройству минполос и по уходу за минполосами в установленные в Приложении N 6 к договору N 55-з от 19.12.2008 сроки (справка от 06.07.2012 N1431, л.д. 60; протокол по выполнению условий договора аренды за 2 квартал 2012 года, л.д. 56).
По факту выявленного нарушения (невыполнения работ, предусмотренных Приложением N 6 к договору аренды N 55-з от 19.12.2008) заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Кириковой В.В. 19.07.2012 в отношении общества составлен протокол N10/12 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
10.09.2012 заместителем министра по природопользованию и экологии Республики Карелия - главным государственным лесным инспектором в Республике Карелия Павловым А.Н вынесено постановление N 571/12л о назначении административного наказания, которым ОАО "Сегежский ЦБК" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 35000 руб. Указанным постановлением обществу вменено нарушение пунктов 3 "а" и 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив ошибочность квалификации административным органом вмененного обществу правонарушения, признал незаконным и отменил постановление Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия N 571/12л от 10.09.2012. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего
Согласно части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Как правомерно указал суд первой инстанции, данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, то есть, решая вопрос о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежит проверить установленные административным органом нарушения законодательства в области пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. При этом пунктом 3 части 2 указанной статьи устройство противопожарных минерализованных полос отнесено к мерам противопожарного обустройства лесов, а в части 3 указанной статьи предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 417 от 30.06.2007 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Подпунктом "а" пункта 3 и пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах (нарушение которых вменено обществу оспариваемым постановлением), также как и в Лесном кодексе Российской Федерации предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, меры по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, вышеуказанными нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Правил пожарной безопасности в лесах установлена обязанность арендаторов лесных участков проводить мероприятия по противопожарному обустройству лесов.
Как следует из оспариваемого постановления N 571/12л от 10.09.2012, основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный административным органом факт нарушения обществом срока выполнения работ по устройству минерализованных полос и уходу за ними, предусмотренного в Приложении N6 к договору аренды N 55-з от 19.12.2008.
Факт нарушения срока проведения указанных работ, согласованного сторонами в Приложении N 6 к договору аренды, установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела (справка ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество" от 06.07.2012 N 1431, протокол по выполнению условий договора аренды за 2 квартал 2012 года) и обществом не оспаривается.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Для квалификации допущенного обществом нарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ административный орган должен доказать факт нарушения общеобязательных требований пожарной безопасности в лесах, установленных нормативными правовыми актами.
В Лесном кодексе Российской Федерации и в Правилах пожарной безопасности в лесах не установлены конкретные сроки проведения противопожарных мероприятий (мероприятий по противопожарному обустройству лесов). Не определены эти сроки также в разработанном обществом Проекте освоения лесов. В соответствии с приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" в проекте освоения лесов указываются виды и ежегодные объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, определение конкретных сроков выполнения данных мероприятий в проекте освоения лесов не предусмотрено.
В соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Республики Карелия ежегодно утверждается план мероприятий по охране лесов от пожаров на территории Республики Карелия. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.04.2012 N 302р-П утвержден План мероприятий по охране лесов от пожаров на территории Республики Карелия на 2012 год (л.д. 30-34). Пунктом 5 указанного плана предусмотрено выполнение лицами, использующими лесные участки, в том числе по договорам аренды, мероприятий по противопожарному обустройству лесов, включая устройство минерализованных полос и уход за ними, в течение пожароопасного сезона.
Приказом Министерства от 10.05.2012 N 666 началом пожароопасного сезона в 2012 году определено 10.05.2012 (л.д. 98). При этом, сведениями относительно завершения пожароопасного сезона на дату окончания второго квартала 2012 года суд не располагает (административным органом указанные сведения суду не представлены, в оспариваемом постановлении не отражены).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции признал обоснованными доводы заявителя относительно установленного действующим законодательством срока выполнения работ по противопожарному обустройству лесов в 2012 году до конца пожароопасного сезона.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и выразившегося в нарушении правил пожарной безопасности в лесах по сроку выполнения работ по противопожарному обустройству лесов в 2012 году, может быть установлено административным органом только по окончании пожароопасного сезона или по окончании 2012 года.
Нарушение арендатором добровольно принятых на себя и согласованных в договоре аренды повышенных обязательств (срока проведения отдельных мероприятий по противопожарному обустройству лесов) не свидетельствует о нарушении им обязательных для исполнения требований пожарной безопасности, установленных действующим законодательством, и не может быть квалифицировано по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Правила пожарной безопасности в лесах являются обязательными для применения всеми субъектами лесных отношений и не могут устанавливаться в договоре аренды.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об ошибочной квалификации вмененного обществу правонарушения (невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов, включая устройство минерализованных полос и уход за ними, в срок установленный договором аренды) по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела и доводы сторон, изложенные в заявлении и письменном отзыве на заявление, и дал им надлежащую оценку. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Ссылки подателя жалобы на то, что суд первой инстанции отклонил ходатайство Министерства о переходе к рассмотрению дела по общим правилами искового производства, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, определены в части 5 статьи 227 АПК РФ. В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства придет к выводу о том, что это не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство административного органа, пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства. Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда от 28.11.2012 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 ноября 2012 года по делу N А26-8580/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8580/2012
Истец: ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия