г. Владивосток |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А51-18066/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Г.М. Грачёва, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Каспиан ДВ"
апелляционное производство N 05АП-11049/2012
на решение от 24.10.2012 года
судьи Ю.С. Турсуновой по делу N А51-18066/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каспиан ДВ" (ИНН 2538148713, ОГРН 1112538008813, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 08.07.2011) к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица -12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 20.05.2009) о признании незаконным решения
при участии:
от ООО "Каспиан ДВ": Григорьев А.В., представитель по доверенности от 28.08.2012, сроком действия один год; паспорт;
от администрации г. Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3768, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3602, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каспиан ДВ" (далее - "заявитель", "общество", "ООО "Каспиан ДВ"") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока (далее - "Администрация г. Владивостока") от 19.07.2012 N 8749Д "О возврате документов" и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Станционная, 1, для целей, не связанных со строительством, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: "размещение торгового павильона" и об обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее - "УГА г. Владивостока") утвердить и выдать схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 кв.м. расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Станционная, 1, на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: "размещение торгового павильона".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции при установлении законности или незаконности вынесенного Администрацией г. Владивостока обжалуемого ненормативного правового акта вышел за пределы предмета оснований его обжалования.
Полагает, что выводы суда основаны только на устных предположениях представителя администрации г. Владивостока о наличии либо отсутствии прав третьих лиц, на объекты, отображенные на схеме. Письменных доказательств, свидетельствующих о том, что указанные объекты не свободны от прав третьих лиц, администрацией г. Владивостока не представлено. В свою очередь, объекты, отображенные на схеме, имеют статус незаконных, то есть не создают никаких юридических последствий для их возможных правообладателей, в соответствии со ст. 209 ГК РФ. Считает, что факт нахождения на испрашиваемом земельном участке павильонов при отсутствии доказательств наличия исключительных зарегистрированных прав их владельцев на приобретение земельного участка под ними и сведений о правоустанавливающих документах третьих лиц на спорный земельный участок, не препятствует утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества представил суду апелляционной инстанции уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю от 24.01.2012 N 01/003/2013-150, 01/003/2012-151, об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений. Указанные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока и администрации г.Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 13.04.2012 ООО "Каспиан ДВ" обратился в Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением вх. N 29-11315 о предоставлении земельного участка в районе ул. Станционная, 1, г. Владивостока ориентировочной площадью 100 кв.м в аренду сроком на 3 года для целей, не связанных со строительством, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: "размещение торгового павильона".
05.06.2012 Департаментом в адрес Администрации г. Владивостока в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ направлено обращение с исх.N 29/06/02-13/11638 с просьбой в месячный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, для целей не связанных со строительством "размещение торгового павильона".
Заявлением от 08.06.2012 ООО "Каспиан ДВ" в дополнение к ранее поданному заявлению в адрес Администрации г. Владивостока направлены оригиналы - схема расположения земельного участка и топографическая съемка.
Письмом от 19.07.2012 N 8749Д Администрация г. Владивостока отказала обществу в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и возвратила комплект документов.
В качестве невозможности утверждения схемы расположения земельного участка Администрация г. Владивостока указала на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок не свободен от прав третьих лиц, так как в границах формируемого земельного участка включены объекты, обозначенные как "Н павильон".
Администрация также пояснила, что при формировании границ земельного участка могут быть нарушены права третьих лиц, которые в силу ст. 36 ЗК РФ имеют преимущественное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в границах формируемого земельного участка находятся объекты, обозначенные как "Н павильон", то испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц. Кроме того, суд первой инстанции указал на несоответствие площади испрашиваемого заявителем земельного участка Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 кодекса.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Так в соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 2.8 Административного регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 27.12.2010 N 1596, основанием для отказа в предоставлении услуги является: в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Из материалов дела видно, что заявлением от 13.04.2012 Общество реализовало свое право, гарантированное ему статьей 34 ЗК РФ, обратившись с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.
По тексту указанного заявления Общество определило цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, то есть заявление Общества содержало всю необходимую информацию, а сам заявитель выполнил условия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Основанием для принятия оспариваемого обществом отказа администрации г. Владивостока в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, выраженного в письме N 8749Д от 19.07.2012 явилось то, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц, так как в границах формируемого земельного участка включены объекты, обозначенные как "Н павильон". В связи с чем, при формировании границ земельного участка могут быть нарушены права третьих лиц, которые в силу статьи 36 ЗК РФ имею преимущественное право на приобретение в собственность или аренду земельного участка.
Таким образом, в рассматриваемом случае, учитывая предмет заявленных требований, оценке подлежат только основания, изложенные в оспариваемом обществом отказе органа местного самоуправления.
Действительно, из материалов дела следует, что согласно проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на испрашиваемом заявителем земельном участке расположены объекты, обозначенные как "Н павильон".
Между тем, доказательств государственной регистрации указанных объектов в установленном законом порядке и соответствия их признакам недвижимого имущества ответчиком в материалы дела не представлено, сведения о правоустанавливающих документах третьих лиц на земельный участок отсутствуют. Тем самым, с учетом положений статей 25, 36 Земельного кодекса РФ, администрация не доказала наличие исключительных зарегистрированных прав владельцев объектов на приобретение земельного участка под ними.
Уведомлениями от 24.01.2012 N 01/003/2013-150, 01/003/2012-151 Федеральная службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю сообщила об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок сведений о зарегистрированных правах на земельный участок в районе ул. Станционная, 1, в г. Владивостоке, площадью 100 кв.м., а также на объект - нежилое помещение по указанному адресу, площадь. 100 кв.м.
Доводы администрации г. Владивостока о том, что права на данные объекты могли быть не зарегистрированы, поскольку государственная регистрация прав, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", производится по желанию правообладателя, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ администрацией не доказано, что права на объекты ("Н павильон") возникли до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не представлены документы, подтверждающие существование данных прав.
Оценивая довод администрации г. Владивостока о несоответствии площади испрашиваемого земельного участка Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, суд первой инстанции не учел положения ст. 34 Земельного кодекса РФ, об ориентировочном указании в заявлении площади испрашиваемого земельного. Кроме того, данные обстоятельства не были положены в основу оспариваемого Обществом отказа, в связи с чем, суд, дав им оценку, вышел за переделы заявленных обществом требований.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд считает, что факт нахождения на спорном земельном участке объектов, обозначенных на схеме как "Н павильон" при отсутствии доказательств наличия исключительных зарегистрированных прав их владельцев на приобретение земельного участка под ними и сведений о правоустанавливающих документах третьих лиц на спорный земельный участок, не препятствует утверждению и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, администрацией необоснованно отказано заявителю в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте территории, чем нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку созданы препятствия к оформлению прав на земельный участок, необходимый для ведения предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции удовлетворяет требования заявителя и признает решение администрации г. Владивостока от 19.07.2012 N 8749Д "о возврате документов" и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Станционная, 1 для целей не связанных со строительством "размещение торгового павильона", незаконным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд в резолютивной части решения об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, отказа в совершении действий, принятии решений указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку оспариваемый отказ признан судом незаконным, наличие каких-либо иных препятствий к утверждению и выдаче схемы судом не установлено, требование об обязании утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка подлежит удовлетворению.
Исполнение данной обязанности суд возлагает на орган, обладающий соответствующими полномочиями, - управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в соответствии с пунктом 4.24 Положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного решением Думы города Владивостока от 03.04.2009 г. N 259. Суд считает достаточным установить месячный срок для исполнения данной обязанности с даты вынесения настоящего постановления.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, учитывая результаты рассмотрения спора, понесенные ООО "Каспиан ДВ" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2000 рублей и апелляционной жалобе в размере 1000 рублей подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.10.2012 года по делу N А51-18066/2012 отменить.
Признать незаконным решение Администрации г. Владивостока от 19.07.2012 N 8749Д "о возврате документов" и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Станционная, 1 для целей не связанных со строительством "размещение торгового павильона", как несоответствующее Земельному кодексу РФ.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вынесения настоящего постановления утвердить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "Каспиан ДВ" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ориентировочной площадью 100 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Станционная, 1 для целей не связанных со строительством "размещение торгового павильона".
Взыскать с Администрации г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каспиан ДВ" 2000 (две тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и 1000 (одна тысяча) рублей расходов по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Г.М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18066/2012
Истец: ООО "Каспиан ДВ"
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, филиал Федерального государственного бюджетного учрждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Приморскому краю