Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2013 г. N 12АП-10554/12
г. Саратов |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А06-5133/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИЧ+" (ОГРН 1053000618120 ИНН 3016045556 г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 28.09.2012 по делу N А06-5133/2012 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИЧ+" (ОГРН 1053000618120 ИНН 3016045556 г. Астрахань)
к Управлению земельными ресурсами Администрации г. Астрахани (ОГРН 1103015001561 ИНН 3015090933 г. Астрахань),
администрации города Астрахани (ОГРН 1033000821809 ИНН 3015009178 г.Астрахань)
о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в собственность земельного участка; обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
третье лицо:
Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани (ОГРН 1063015048821 ИНН 3015074956 г. Астрахань),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "РИЧ+" - Воронин С.А. по доверенности от 11.08.2012,
от Управления земельными ресурсами Администрации г. Астрахани - Рясов Д.В. по доверенности от 24.07.2012,
от Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани - Антонова О.А. по доверенности от 09.01.2013,
в отсутствие представителя администрации города Астрахани, извещенной надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РИЧ+" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконными действий Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани (далее - Управление земельными ресурсами) по отказу в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 30:12:030845:214, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул.Боевая, 53, площадь 57 кв.м., для эксплуатации общественного туалета, принадлежащего ему на праве собственности, обязании администрации города Астрахани (далее - Администрация) принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 28.09.2012 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации (далее - Управление по строительству, архитектуре и градостроительству), Управление земельными ресурсами просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителя Администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей общества, Управления земельными ресурсами и Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.06.2010 между Комитетом имущественных отношений г. Астрахани (в настоящее время - Управление муниципального имущества Администрации и Управление земельными ресурсами) и обществом был заключен договор купли - продажи объекта недвижимости, согласно которому общество приобретает в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159 -ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нежилое помещение (общественный туалет) по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 53 "Ж", общей площадью 52 кв.м.
Право собственности общества на нежилое помещение (общественный туалет) подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.11.2010 N 30-АА 536431.
При заключении договора купли-продажи судьба земельного участка, находящегося под зданием сторонами договора решена не была.
Схема расположения земельного участка утверждена постановлением Администрации от 21.09.2011 N 8675.
29.02.2012 земельный участок общей площадью 52 кв.м. по адресу: г.Астрахань, ул. Боевая, 53 "Ж" поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 30:12:030845:214.
25.05.2012 общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Письмом от 05.07.2012 Управление земельными ресурсами сообщило обществу, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с частью 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Ответ обществу был дан на основании письма Управления по строительству, архитектуре и градостроительству от 28.06.2012 N 1389 которым сообщено, что в соответствии с Генеральным планом города земельный участок входит в состав земель общего пользования и предназначен для использования в публичных (общественных) интересах.
Общество не согласилось с отказом и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что указанный земельный участок относится к категории земель общего пользования в связи с чем приватизации не подлежит.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 ЗК РФ.
На основании части 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с частью 4 статьи 28 ЗК РФ допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
На основании части 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N178-ФЗ) отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат в том числе земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом N 178-ФЗ.
Федеральным законом N 159-ФЗ не урегулированы отношения по выкупу земельных участков, на которых находятся арендуемые объекты недвижимого имущества, применению подлежит часть 1 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ, согласно которому приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Согласно части 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из материалов дела усматривается, что указанный земельный участок входит в состав земель общего пользования (Генеральный план развития г.Астрахани до 2025 утвержден Решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 19.07.2007 N 82).
Так как земельный участок относится к категории земель общего пользования, то в соответствии с частью 4 статьи 28 и частью 12 статьи 85 ЗК РФ приватизации он не подлежит.
Факт нахождения земельного участка в составе земель общего пользования подтверждается и топографо-геодезической съемкой в масштабе 1:500, находящейся в материалах дела.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, Генеральный план развития г.Астрахани, топографо-геодезическая съемка в масштабе 1:500 и другие материалы дела свидетельствуют о том, что земельный участок расположен за пределами красных линий и не подлежит приватизации в силу прямого указания закона.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у Управления земельными ресурсами отсутствовали основания для предоставления в собственность спорного земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 28 сентября 2012 года по делу N А06-5133/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.