г. Москва |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А40-39778/12-9-375 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола помощником судьи Марновой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ЗАО "Новая Управляющая компания"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.10.2012
по делу N А40-39778/12-9-375, принятое судьей Иевлевым П. А.
по заявлению ЗАО "Новая Управляющая компания"
(ОГРН 1047796423322, 123022, г.Москва, ул. Б. Декабрьская, дом 3, стр.1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: Двуреченский А.А. по дов. от 28.12.2012;
от ответчика: Данилова О.В. по дов. от 24.12.2012.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2012 отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Новая Управляющая компания" (далее - заявитель) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г. Москвы) в предоставлении в собственность (оформлении договора купли-продажи) земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:22, площадью 4 461 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротера, вл. 2, стр.1, выраженного в письме от 08.11.2011 N 33-5Т2-785/11-(0)-0; об обязании ответчика подготовить и направить в адрес истца проект распорядительного документа и договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:22, площадью 4 425 +/- 23 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротера, вл.2, стр.1, из расчета цены выкупа - 20 % кадастровой стоимости земельного участка в размере 15 843 241 руб. 50 коп.
Заявитель не согласился с принятым решением и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование этого указывается, что отсутствие в приложении к заявлению кадастрового паспорта, не могло являться правовым основанием для отказа заявителю в предоставлении в собственность (оформлении договора купли-продажи) земельного участка. При этом ссылается на абз. 2 п. 2.6. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса", согласно которой отказ в выдаче кадастрового паспорта земельного участка и предоставление кадастровой выписки о земельном участке на основании и в порядке, которые установлены частями 12 и 13 статьи 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не является основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка и заключении договора купли-продажи в отношении такого земельного участка".
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что между Москомземом (правопреемником которого является Департамент земельных ресурсов г. Москвы) и ОАО "МОССПЕЦАТОМЭНЕРГОМОНТАЖ" заключен договор N М-02-014526 от 10.11.1999 долгосрочной аренды земельного участка общей площадью 4 461 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0013006:22, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротерта, вл. 2, стр. 1, для целей использования территории под эксплуатацию административного здания, сроком на 15 лет. Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке 10.03.2000 за N 77-01/00-07/2000-15049.
Между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, ОАО "МОССПЕЦАТОМЭНЕРГОМОНТАЖ" и ООО "Блэк Ойл" заключено дополнительное соглашение от 28.12.2007 к договору аренды, в соответствии с которым права и обязанности по договору аренды земельного участка N М-02-014526 от 10.11.1999 в полном объеме переходят от ОАО "МОССПЕЦАТОМЭНЕРГОМОНТАЖ" к ООО "Блэк Ойл".
Между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, ООО "Блэк Ойл" и ЗАО "Управляющая компания ЦНИТИ" заключено дополнительное соглашение от 10.09.2009 к спорному договору аренды, в соответствии с которым права и обязанности по договору аренды земельного участка N М-02-014526 от 10.11.1999 в полном объеме переходят от ООО "Блэк Ойл" к ЗАО "Управляющая компания ЦНИТИ".
Наименование ЗАО "Управляющая компания ЦНИТИ" изменено на ЗАО "Новая Управляющая компания", что подтверждается уставом заявителя в редакции от 16.05.2011, протоколом собрания акционеров ЗАО "УК ЦНИТИ" от 16.05.2011, свидетельством 77 N 012605490 о внесении записи в ЕГРЮЛ от 07.06.2011, свидетельством 77 N 012605491 о постановке на налоговый учет с ОГРН 1047796423322 от 15.06.2004, выпиской из ЕГРЮЛ N43418В/2012 от 28.02.2012.
ЗАО "Новая Управляющая компания" является собственником объекта недвижимости (нежилого здания) площадью 952,5 кв.м. расположенного на спорном земельном участке, что подтверждается свидетельством 77-АН N 115289 от 11.08.2011, выпиской из ЕГРП N19/113/2011-1633 от 27.10.2011 (запись в ЕГРП N 77-77-02/047/2009-664 от 29.04.2009).
ЗАО "Новая Управляющая компания" обратилось в ДЗР Москвы с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка.
Письмом от 08.11.2011 N 33-5Т2-785/11-(0)-0 ДЗР г.Москвы отказал заявителю в предоставлении в собственность (оформлении договора купли-продажи) земельного участка с кадастровым номером 77:02:0013006:22, площадью 4 461 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротера, вл. 2, стр.1, мотивировав тем, что в нарушение приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 заявителем не предоставлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, который должен быть выдан не позднее, чем за три месяца до дня подачи заявления в службу "Одного окна".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявлением.
Вопреки доводам, приведенным в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Необходимость предоставления кадастрового паспорта земельного участка, либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него, установлена п. 6 Приказа N 475.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что отсутствие в приложении к заявлению кадастрового паспорта, не могло являться правовым основанием для отказа заявителю в предоставлении в собственность (оформлении договора купли-продажи) земельного участка. При этом ссылается на абз. 2 п. 2.6. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса", согласно которой отказ в выдаче кадастрового паспорта земельного участка и предоставление кадастровой выписки о земельном участке на основании и в порядке, которые установлены частями 12 и 13 статьи 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не является основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка и заключении договора купли-продажи в отношении такого земельного участка".
Вместе с тем, данные доводы являются ошибочными, исходя из следующего.
Согласно пункту 12 статьи 45 Федерального закона от 24.08.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: 1) отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; 2) одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
В случае принятия решения об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в соответствии с частью 12 настоящей статьи орган кадастрового учета не позднее установленного частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срока выдает (направляет) вместо кадастрового паспорта соответствующего земельного участка такое решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке. Такое решение должно содержать обязательную ссылку на соответствующие положения части 12 настоящей статьи. При этом в таком решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин. Решение об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 13 статьи 45 Закона о кадастре).
Суд первой инстанции, проанализировав положения п. 2.6. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса" и Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая выписка может быть использована вместо кадастрового паспорта земельного участка только в случае с целью переоформления прав на земельный участок, который ранее принадлежал лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Поскольку заявление истца о приобретении земельного участка не было подано с целью переоформления прав на него, суд правомерно указал, что кадастровая выписка не может являться документом на основании которого может быть осуществлено приобретение земельного участка в собственность.
Заявитель также, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 47 Закона о кадастре, считает, что для оформления прав на земельный участок им были поданы иные документы которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В качестве такого документа заявитель указывает договор аренды земельного участка N М-02-014526 от 10.11.1999, приложением к которому является план земельного участка с указанием его кадастрового номера и содержащий описание границ земельного участка.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 47 Закона о кадастре установлено, что к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу, если иное не установлено настоящей главой. Заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, поданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости (пункт 2 статьи 47 Закона о кадастре).
Судебная коллегия считает, что совокупный анализ положений пункта 1 и пункта 2 статьи 47 Закона о кадастре, свидетельствует о том, что пункт 2 указанной нормы следует применять к отношениям возникшим до вступления в силу Закона о кадастре, в связи с чем, именно поэтому в пункте 6 Приказа N 475 указано на необходимость предоставления кадастрового паспорта земельного участка и отсутствует указание на возможность представления вместо кадастрового паспорта иных документов. В настоящем случае отношения по приобретению земельного участка в собственность возникли после вступления в силу Закона о кадастре, в связи с чем на них в полной мере распространяются положения этого Закона с учетом требований, изложенных в приказе N 475 относительно документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Из объяснений представителей сторон, оспариваемого письма ответчика следует, что к заявлению о приобретении земельного участка истцом не был приложен кадастровый паспорт земельного участка.
Учитывая, что заявителем не предоставлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не представлены необходимые документы, отвечающие требованиям действующего законодательства, в связи с чем оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
Более того, как усматривается из пояснений сторон и материалов дела, кадастровый паспорт земельного участка выдан заявителю 28.06.2012, то есть после принятия иска к производству суда первой инстанции и назначения предварительного судебного заседания. При этом заявитель не лишен права обратиться к ответчику с повторным заявлением о приобретении земельного участка с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным. Что касается иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе, то они на правильность решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя не влияют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2012 по делу N А40-39778/12-9-375 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39778/2012
Истец: ЗАО "Новая Управляющая компания"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы