г. Пермь |
N 17АП-887/2013-АКу |
20 февраля 2013 г. |
Дело N А60-42300/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (закрытое акционерное общество "Олипс М") (ОГРН 1076674033380, ИНН 6674239847): не явились;
от заинтересованного лица (Региональная энергетическая комиссия Свердловской области) (ОГРН 1026605237944, ИНН 6671113500): Безбородов А.В., представитель по доверенности от 09.01.2013, предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 декабря 2012 года по делу N А60-42300/2012, принятое судьей Италмасовой Е.Г., при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Закрытого акционерного общества "Олипс М"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Закрытое акционерное общество "Олипс М" (далее - ЗАО "Олипс М", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, административный орган) от 28.09.2012 N 527, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, РЭК Свердловской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на соблюдение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Общество по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представители заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в судебном заседании не принимали, что в порядке ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 18.07.2012 РЭК Свердловской области в отношении ЗАО "Олипс М" вынесено предписание N 176, в соответствии с которым ЗАО "Олипс М" обязано представить в РЭК Свердловской области через систему "ЕИАС Мониторинг" ежеквартальный шаблон раскрытия информации JKH.OPEN.INFO.QUARTER.WARM, утвержденный постановлением РЭК Свердловской области от 19.10.2011 N 159-ПК.
Пунктом 2 указанного предписания заинтересованное лицо обязало заявителя сообщить об исполнении предписания в письменной форме в РЭК Свердловской области не позднее тридцати календарных дней со дня получения предписания (л.д.27).
Предписание направлено почтой по адресу: г.Екатеринбург, ул.Студенческая, 1 и вручено 09.08.2012 согласно отметке на почтовом уведомлении о вручении (л.д.29).
Таким образом, срок обязательного уведомления РЭК Свердловской области об исполнении предписания истек 10.09.2012 года.
По состоянию на 09 час. 00 мин. 11.09.2012 предписание РЭК Свердловской области от 18.07.2012 N 176 ЗАО "Олипс И" не исполнено.
Ввиду неисполнения предписания в установленные РЭК Свердловской области сроки в отношении общества 14.09.2012 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.9-10).
28.09.2012 административным органом вынесено постановление N 527, которым заявитель подвергнут административному штрафу в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.11-14).
Считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением.
При рассмотрении дела судом первой инстанции сделан вывод о доказанности состава административного правонарушения, основанием для удовлетворения заявленных обществом требований послужили выводы суда о допущенных административным органом нарушениях процедуры привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
На основании пунктов 7, 21 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140, п. 5 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 N 764, регулируемые организации сообщают в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и(или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.
Положением о РЭК Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ, установлено, что контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями на территории Свердловской области возложен на РЭК Свердловской области.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом 18.07.2012 вынесено предписание N 176, срок исполнения которого составил 30 календарных дней с момента получения предписания обществом.
Согласно отметке на почтовом уведомлении указанное предписание было получено заявителем 09.08.2012, следовательно, предписание подлежало исполнению в срок до 10.09.2012 включительно.
Поскольку по истечении установленного РЭК Свердловской области срока предписание от 18.07.2012 N 176 обществом не было исполнено, ежеквартальный шаблон раскрытия информации, утвержденный Постановлением РЭК Свердловской области от 19.10.2011 N 159-ПК, не представлен, событие вменяемого заявителю правонарушения является доказанным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отражена в оспариваемом постановлении и заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение предписания административного органа. Объективных причин, препятствующих исполнению предписания, обществом не приведено.
Таким образом, заинтересованное лицо пришло к верному выводу о виновности общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
На основании вышеизложенного наличие состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким нарушением может являться ненадлежащее уведомление административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Из материалов дела следует, что административный орган при составлении протокола об административном правонарушении от 14.09.2012 исходил из того, что ЗАО "Олипс М" уведомлено о времени и месте составления протокола письмом от 12.09.2012 N 06-08/5358, содержание которого позволяет сделать вывод о том, что общество приглашено в РЭК Свердловской области 14.09.2012 в 14-00 час. на составление протокола об административном правонарушении по факту неисполнения в установленный срок предписания от 18.07.2012 N 176 (л.д.31).
Представленная в материалы дела факсимильная копия указанного письма подтверждает факт получения обществом уведомления 12.09.2012, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции общества за N 45 от 12.09.2012, а также сведения об отправке данного письма обществу по факсу "сен. 12 2012 16:38" (л.д.30).
Письмо РЭК СО от 12.09.2012 с отметкой ЗАО "Олипс М" о его получении 12.09.2012 направлено заявителем административному органу по факсимильной связи в подтверждение получения данного письма, которое и было представлено РЭК Свердловской области в материалы дела, нечитабельность двух строк которого привело к ошибочному выводу суда первой инстанции.
В подтверждение надлежащего уведомления административным органом для обозрения суду апелляционной инстанции представлено письмо от 12.09.2012 N 06-08/5358 с отметкой о получении подтверждения по факсу в 16-46 час. 12.09.2012.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может расценить письмо от 12.09.2012 N 06-08/5358, содержащее сведения об уведомлении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и направленное в адрес общества ненадлежащим доказательством, свидетельствующим о нарушении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Штраф назначен административным органом в минимальном размере санкции ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, неправильный вывод суда о наличии существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не повлек принятия неправильного решения по существу спора в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Принимая во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в пунктах 17, 18, 18.1 Постановления от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать вменяемое обществу административное правонарушение малозначительным.
Наложение на общество значительного штрафа в размере 100 000 руб., с учетом конкретных обстоятельств дела, в частности, поведения общества и отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания; устное же замечание как мера воздействия за формальное совершение вменяемого правонарушения является для общества достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, наступление негативных последствий административным органом в материалы дела не представлено.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со ст. 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела и роли правонарушителя в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 декабря 2012 года по делу N А60-42300/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-42300/2012
Истец: ЗАО "Олипс М"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области