г. Пермь |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А50-21890/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.,
при участии:
от заявителя ООО "Генерирующая компания НЫТВА-ЭНЕРГО": Карташова М.В. - представитель по доверенности от 09.01.2013,
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Пермскому краю: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Генерирующая компания НЫТВА-ЭНЕРГО"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 ноября 2012 года
по делу N А50-21890/2012,
принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению ООО "Генерирующая компания НЫТВА-ЭНЕРГО"
(ОГРН 1085916001544, ИНН 5916021640)
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Пермскому краю
(ОГРН 1045901591020, ИНН 5916007050)
о признании частично недействительным решения от 30.06.2012 N 14
установил:
ООО "Генерирующая компания НЫТВА-ЭНЕРГО" (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учётом принятых судом уточнений заявленных требований) о признании недействительным решения, вынесенного Межрайонной ИФНС России N 16 по Пермскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.06.2012 N 14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года в сумме 144 850 руб., соответствующих пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неполное исследование судом имеющихся в материалах дела доказательств, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на отсутствие у него обязанности по исчислению НДС за спорный период с платы за приём сбрасываемых открытым акционерным обществом "Нытва" (далее - ОАО "Нытва") сточных вод с превышением концентрации загрязняющих веществ, поскольку фактически указанная плата является платежом за негативное воздействие на окружающую среду, который носит индивидуально-безвозмездный и компенсационный характер, соответственно, не облагается налогом на добавленную стоимость. Выводы суда первой инстанции о необходимости обложения спорных сумм НДС заявитель считает ошибочными, не соответствующим нормам действующего законодательства.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Инспекция письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направила, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения Инспекцией выездной налоговой проверки заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, оформленной актом от 06.06.2012 N 12, налоговым органом вынесено решение от 30.06.2012 N 14 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислены, в том числе налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года в сумме 144 850 руб., пени в сумме 3 978,55 руб., а так же налогоплательщик привлечён к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 28 970 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю от 23.08.2012 N 18-23/406 указанное решение Инспекции изменено путём отмены в части предъявления штрафов без снижения их размеров в два раза, с учётом смягчающих ответственность обстоятельств. В остальной части решение Инспекции утверждено, а апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа в вышеуказанной части, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.06.2005 N 15378/04, исходил из того, что в данном случае суммы повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ являются платежами за оказываемые услуги, которые подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, участвующего в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В п. 2 ст. 153 Кодекса определено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Для целей исчисления налога на добавленную стоимость момент определения налоговой базы определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ как одна из наиболее ранних дат: дата отгрузки товаров (работ, услуг); дата оплаты товара (работ, услуг)
В силу п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в проверяемом периоде Общество осуществляло деятельность по производству пара и горячей воды, сбор и отчистку воды, удаление и обработку сточных вод, арендовало трубопроводы хозяйственно-фекальной канализации, промышленной канализации, ливневых стоков, производственного водопровода, оборотного водоснабжения на промышленной площадке ОАО "Нытва".
На основании заключенного 27.11.2008 между заявителем (ресурсоснабжающая организация) и ОАО "Нытва" (абонент) договора N 4 на отпуск питьевой воды и приём сточных вод, ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту воду питьевого качества и принимать стоки. В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора при выполнении условий договора стороны руководствуются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждёнными приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 N 168.
Пунктом 6.1 договора от 27.11.2008 N 4 определено, что оплата за питьевую воду, отпущенную абоненту и принятые от него сточные воды производятся по тарифам, утверждаемым решением Думы Нытвенского городского поселения Пермского края.
Тарифы на момент заключения договора составляют: питьевая вода (без транспортировки) - 12,58 руб. (облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов), питьевая вода (с транспортировкой) - 21 руб. (облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов), приём стоков - 4,38 (с транспортировкой) - 21 руб. (облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов).
Согласно пункту 7.4 указанного договора, с учётом дополнительного соглашения, ресурсоснабжающая организация вправе предъявить абоненту дополнительный платёж за сброс стоков в систему коммунальной канализации с превышением установленных Приложением N 2 концентрации загрязняющих веществ или сбросов ливневых стоков. Оплата дополнительного платежа осуществляется на основании дополнительных счетов-фактур, выставляемых ресурсоснабжающей организации по окончании расчётного периода. Сумма по дополнительному платежу за расчётный период определяется путём перемножения количества фактически принятых стоков за указанный период на повышающий коэффициент, рассчитанный согласно пункту 2 дополнительного соглашения. В пункте 2 дополнительного соглашения установлено, что повышающий коэффициент определяется путём деления расчётной величины платежей ресурсоснабжающей организации за негативное воздействие на окружающую среду в части загрязняющих веществ, содержащихся в стоках абонента, на плановое количество отгружаемых стоков абонента в расчётном году (л.д.68-80).
31.12.2011 заявителем в адрес контрагента ОАО "Нытва" выставлена счёт-фактура N 7608 за сброс сточных вод с превышением концентрации загрязняющих веществ на сумму 804 721,59 руб. НДС с указанной суммы не исчислен, по мнению Инспекции, с которым согласился суд первой инстанции, неправомерно.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд считает правильными выводы суда первой инстанции о необходимости включения спорной суммы в налоговую базу по НДС. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, принятым в рамках предоставленных ему полномочий по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия, утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил приём (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одним из существенных условий договора является порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ (абзац седьмой пункта 13 Правил).
Как правомерно указал суд первой инстанции, из пункта 7.4 договора от 27.11.2008 N 4 на отпуск питьевой воды и приём сточных вод, с учётом дополнительного соглашения, следует, что Общество вправе предъявить абоненту дополнительный платёж за сброс стоков в систему коммунальной канализации с превышением установленных Приложением N 2 концентрации загрязняющих веществ или сбросов ливневых стоков.
На основании изложенного суд первой инстанции, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.06.2005 N 15378/04, пришел к правильному выводу о том, что установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ по сути является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, то есть в данном случае суммы повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ являются платежами за оказываемые услуги, которые подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Ссылки заявителя на то, что плата за приём сточных вод с превышением концентрации загрязняющих веществ является платежом за негативное воздействие на окружающую среду, который носит индивидуально-безвозмездный и компенсационный характер, соответственно, не облагается налогом на добавленную стоимость, правомерно отклонены судом первой инстанции, который обоснованно отметил следующее.
Плату, взимаемую заявителем с ОАО "Нытва", следует отличать от платежей за загрязнение окружающей природной среды, в том числе за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, исчисление которой регулируется Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сброс загрязняющих веществ именно в водные объекты, а не в систему канализации.
Коммунально-бытовые стоки сбрасываются в систему канализации населённого пункта на основании договора, заключённого с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Сточные воды подвергаются отчистке и только после этого сбрасываются в водный объект.
Негативное воздействие в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты в данном случае осуществляет заявитель, соответственно, именно на него возлагается обязанность по внесению платы в бюджет. ОАО "Нытва" приобретает и оплачивает услуги по приёму сточных вод.
Таким образом, основания для невключения получаемой Обществом от контрагента платы за приём сточных вод в канализационную систему с превышением концентрации загрязняющих веществ в объект обложения по налогу на добавленную стоимость, отсутствуют, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30 ноября 2012 года по делу N А50-21890/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21890/2012
Истец: ООО "Генерирующая компания НЫТВА-ЭНЕРГО"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 16 по Пермскому краю, Межрайонная ИФНС России N16 по ПК