г. Челябинск |
|
20 февраля 2013 г. |
Дело N А47-13510/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14 декабря 2012 г. по делу N А47-13510/2012 (судья Лазебная Г.Н.).
В заседании приняли участие представители:
Акционерного коммерческого банка "Форштадт" (Закрытое акционерное общество) - Гвоздева Т.В. (доверенность от 12.01.2012 б/н);
Главного управления Банка России по Оренбургской области - Терехов К.В. (доверенность от 13.12.2012 N 8); Дружинин В.А. (доверенность от 17.12.2012 N 9).
Акционерный коммерческий банк "Форштадт" (Закрытое акционерное общество) (далее - заявитель, АКБ "Форштадт", банк) обратился к Центральному Банку Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Центральный банк, Банк России) о признании недействительным предписания от 14.09.2012 N 05-1-11/6345ДСП в части требования уплаты штрафа в размере 270 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.12.2012 заявленные требования удовлетворены. Оспоренное предписание Центрального банка от 14.09.2012 N 05-1-11/6345ДСП признано недействительным в части применения к банку воздействия в виде штрафа в размере 270 000 рублей.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы Центральный банк указывает, что сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации правила разрешения коллизий в отношении федеральных законов, как актов одинаковой юридической силы, признают приоритет применения в целях осуществления банковского надзора положений статьи 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Центральном банке). В вопросах применения мер надзорного воздействия и привлечения к административной ответственности Закон о Центральном банке и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) действуют параллельно, не заменяя друг друга. Законодатель делегировал Банку России как надзорному органу право самостоятельно определять принимаемые меры воздействия. Удовлетворяя требование заявителя об уменьшении штрафа, суд фактически разрешил вопрос о привлечении АКБ "Форштадт" к административной ответственности, что не относится к его подведомственности согласно КоАП РФ.
До судебного заседания АКБ "Форштадт" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
На основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание арбитражного апелляционного суда проводится с использованием систем видеоконференц-связи. Cудом, организующим видеоконференц-связь, является Арбитражный суд Оренбургской области.
Приняв участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Центральный банк поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; АКБ "Форштадт" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании поручения от 07.06.2012 N ПТ-13/39 и дополнения к поручению Центральным банком в отношении АКБ "Форштадт" проведена тематическая проверка деятельности банка за период с 01.07.2010 по 30.06.2012.
В ходе проведения проверки в деятельности банка выявлены нарушения и недостатки, о чем Центральным банком составлен акт проверки от 27.07.2012 N АТ1-13/75дсп, а также вынесено предписание от 14.09.2012 N 05-1-11/6345ДСП (далее - Предписание), в соответствии с которым на основании статьи 74 Закона о Центральном банке, Инструкции Банка России от 31.03.1997 г. N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности" (далее - Инструкция Банка России N59) АКБ "Форштадт" в том числе предписано уплатить штраф в размере 0,1 процента минимального размера уставного капитала в сумме 300 000 рублей за неоднократные нарушения в оценке кредитного риска, выявленные в банке по результатам инспекционных проверок.
Полагая, что указанное предписание в части установления размера штрафа в сумме 300 000 рублей является незаконным, нарушает права и законные интересы, АКБ "Форштадт" обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о несоответствии предписания в оспариваемой части действующему законодательству и нарушении прав банка.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям Закона о Центральном банке Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
В соответствии со статьей 73 Закона Центральном банке для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные данным Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
В статье 74 Закона о Центральном банке предусмотрено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В соответствии с Инструкцией Банка России N 59 конкретный состав применяемых мер воздействия может сочетать меры воздействия разных типов (предупредительные либо принудительные), при этом основной задачей, решаемой надзорным органом при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России (п. 1.2, 1.3).
В силу Приложения 1 к названной Инструкции предписание - это документ, направляемый кредитной организации, в котором надзорный орган со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов Банка России констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации. Предписание может включать требование о перечислении штрафа с указанием суммы и срока, а также предупреждение о том, что в случае не перечисления штрафа в установленные срок он будет взыскан в судебном порядке.
Допущенное АКБ "Форштадт" нарушение состоит в несоблюдении установленных Банком России обязательных требований и формально подпадает как под действие статьи 74 Закона о Центральном банке, так и части 2 статьи 15.26 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, описанного в статье 15.26 КоАП РФ, идентична статье 74 Закона о Центральном банке.
Часть 2 статьи 15.26 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, в частности, ответственность за несоблюдение обязательных нормативов в виде предупреждения или штрафа в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
Состав статьи 74 Закона о Центральном банке предусматривает случаи: нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев, в то время как состав статьи 15.26 КоАП РФ предусматривает случаи нарушения кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что состав статьи 15.26 КоАП РФ поглощает состав статьи 74 Закона о Центральном банке. В статье 74 Закона о Центральном банке предусмотрена ответственность за нарушение указанных выше требований Банка России, что в свою очередь является нарушением иных обязательных требований Банка России в соответствии с положением статьи 15.26 КоАП РФ. Таким образом, статья 15.26 КоАП РФ предусматривает все возможные "иные требования Банка России", которые могут быть нарушены кредитной организацией.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные вводным Законом, подлежат применению после 30 июня 2002 г. в части, не противоречащей КоАП РФ.
Признавая факт нарушения банковского законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что применение мер административной ответственности за нарушение банковского законодательства не может превышать установленный частью 2 статьи 15.26 КоАП РФ размер - предупреждение или штраф в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Поэтому суд верно признал недействительным предписание Центрального Банка в части требования уплатить АКБ "Форштадт" штраф в размере 270 000 рублей.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании выше указанных норм права и не опровергают выводы суда, изложенные в решении.
Доводы Центрального банка о применении в данном случае правил разрешения коллизий в отношении федеральных законов, как актов одинаковой юридической силы, не принимаются, поскольку нельзя говорить, что Закон о Центральном банке и КоАП РФ регулируют одни и те же общественные отношения. В тоже время Закон о Центральном банке не является специальным по отношению к КоАП РФ.
Вывод заинтересованного лица о том, что суд первой инстанции фактически разрешил вопрос о привлечении АКБ "Форштадт" к административной ответственности, ошибочен.
Предметом рассмотрения по делу является правомерность предписания Центрального банка в части установленного размера штрафа. Суд удовлетворил требования заявителя, признав оспариваемый ненормативный акт недействительным в части.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Центральный банк освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14 декабря 2012 г. по делу N А47-13510/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13510/2012
Истец: Акционерный коммерческий банк "Форштадт" (Закрытое акционерное общество)
Ответчик: Главное управление Банка России по Оренбургской области, Центральный банк Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11325/13
28.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3920/13
22.05.2013 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13510/12
20.02.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-409/13
14.02.2013 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13510/12
14.12.2012 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13510/12
15.11.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10860/12