г. Москва |
|
20 февраля 2013 г. |
Дело N А41-24395/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Анашкин Р.А., доверенность от 02.04.2012, Кутелева М.А., доверенность от 31.12.2012,
от заинтересованных лиц:
от Администрации городского округа Щербинка - Захарян А.М., доверенность N 205 от 13.08.2012,
от Департамента земельных ресурсов города Москвы - Ефимов К.П., доверенность N 33-и-7654/12 от 24.12.2012.
общества с ограниченной ответственностью "ЗЕМАН" на решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2012 по делу N А41-18350/12, принятое судьёй Л.В.Федуловой, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗЕМАН" (ОГРН 1065074063108; ИНН 5051009314) к Администрации городского округа Щербинка (ОГРН 1025007512859; ИНН 5051002044), Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423; ИНН 7705031674), о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЗЕМАН" (далее - ООО "ЗЕМАН", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Щербинка (далее - Администрация), Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент, заинтересованное лицо) со следующими требованиями, с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ:
- признать решение Администрации N 161 от 31 января 2012 г. об отказе в разрешении на выкуп земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010124:23 незаконным;
- признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявлению ООО "ЗЕМАН" о разрешении на выкуп земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010124:19;
- обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы предоставить в собственность земельный участок площадью 700 кв.м с кадастровым номером 50:61:0010124:19 и земельный участок площадью 20 кв.м с кадастровым номером 50:61:0010124:23, путем заключения договоров купли-продажи;
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.10.2012 по делу N А41-18350/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЗЕМАН" является собственником административного здания, общей площадью 499,9 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г.Щербинка, ш.Симферопольское, д.6/10, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 12.01.2012 N 61/009/2001-79 (т.1, л.д. 25).
Здание расположено в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами 50:61:0010124:19 и 50:61:0010124:23 площадью 700 кв.м и 20 кв.м соответственно, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство административного здания, находящиеся по адресу: Московская обл., г.Щербинка, примерно в 60-м / 65 м по направлению на восток / северо-восток от ориентира - дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г.Щербинка, ул.Первомайская д.10 (далее - Земельные участки) (т.1, л.д. 19, 27, 43).
Между Администрацией г. Щербинка Московской области и ООО "ЗЕМАН" были заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010124:19 N 97/2007 от 04.12.2007 г. (т.1, л.д.7-10), а также договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010124:23N 23/2010 от 11.08.2010 (т.1, л.д.30-34).
18 января 2012 года ООО "ЗЕМАН" обратилось в Администрацию г. Щербинка Московской области с заявлением о предоставлении в собственность Земельных участков (т. 1, л.д. 18, 42).
В письме N 161 от 31.01.2012 г. Администрацией было отказано в выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010124:23 в связи с реконструкцией Симферопольского шоссе" (т.1, л.д. 49).
Относительно земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010124:19 ответ не был дан.
Считая отказ Администрации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010124:23 в собственность и бездействие относительно земельного участка с кадастровым номером 50:61:0010124:19 незаконными, ООО "ЗЕМАН" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что поскольку земельные участки расположены в границах красных линий территории проектируемой автомагистрали, то они не подлежат приватизации в силу положений статьи 28 Закона о приватизации от 21.12.2001 N 178-ФЗ как находящиеся в границах земель общего пользования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По ходатайству Департамента апелляционным судом в материалы дела приобщен акт обследования испрашиваемых в собственность земельных участков с фотоматериалом от 07.02.2013.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
При этом Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28).
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2012 "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) не подлежат отчуждению.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации планируемые и существующие границы территории общего пользования относятся к красным линиям и на основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города (п. п. "а" п. 1 ч. 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. ч. 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В материалы дела представлен фрагмент Схемы транспортного обслуживания и проект установления красных линий в качестве материалов по обоснованию документации по планировке территории, прилегающей к автомобильной дороге "Москва-Серпухов" на участке от пересечения с автомобильной дорогой "Щербинка-М-2 Крым" до границы г.о.Щербинка с г.Москвы в городском округе Щербинка Московской области, утв. Постановлением Администрации г/о Щербинка от 12.05.2011 N 306, а также пояснительные записки (л.д.75-77, 90).
Как следует из пояснительных записок, при наложении границ земельных участков площадью 700 кв.м и 20 кв.м, представленных под строительство административного здания, на "Схему транспортного обслуживания и проект установления красных линий в качестве материалов по обоснованию документации по планировке территории в городском округе Щербинка", установлено, что уже на момент обращения ООО "Земан" с заявлением о приобретении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 50:61:0010124:23 и 50:61:0010124:19 разработаны и утверждены границы красных линий территории, предусмотренной под реконструкцию Варшавского (Симферопольского) шоссе с расширением до 6 полос.
Схема транспортного обслуживания и проект установления красных линий в качестве материалов по обоснованию документации по планировке территории, прилегающей к автомобильной дороге "Москва-Серпухов" на участке от пересечения с автомобильной дорогой "Щербинка N 2 "Крым" до границы городского округа Щербинка с городом Москва в городском округе Щербинка (далее - Схема) утверждены Постановлением Администрации городского округа Щербинка от 12.05.2011 г. N 306 (л.д.90).
Согласно преамбуле Постановления N 306 от 12.05.2011, Схема утверждена на основании "Схемы территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 г. N 517/23.
Апелляционным судом отклоняется довод заявителя о том, что в отсутствие решения о резервировании земель, администрация обязана предоставить в собственность земельный участок, поскольку основанием для отказа в приватизации в данном конкретном случае являются положения пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, согласно которым не подлежат приватизации земельные участки в составе земель общего пользования. При этом к красным линиям относятся планируемые и существующие границы территории общего пользования (п. 11 ст. 1 ГрК РФ) и на основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации. Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории городского округа, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (п/п. "а" п. 1 ч. 3 статьи 42, ч.4,5 ст. 23 ГрК РФ).
Проект установления красных линий и схема транспортного обслуживания в качестве материалов по обоснованию документации по планировке территории, прилегающей к автодороге "Москва - Серпухов" утвержден постановлением Главы Администрации городского округа Щербинка 12 мая 2011 года N 306, тогда как с заявлением о выкупе земельных участков общество обратилось в 2012 году, то есть после утверждения красных линий.
В материалы дела Администрацией представлена заверенная копия картографической схемы расположения здания и испрашиваемых земельных участков согласно проекту установления красных линий (т. 1, л.д. 87); разбивочный чертеж-акт установления красных линий (т.1,л.д.75-76).
Из указанных документов также видно, что испрашиваемые в собственность земельные участки находятся в границах красных линий согласно проекту их установления.
Представители общества пояснили суду, что представленные схемы не отражают реального местоположения земельных участков и здания, которые фактически находятся в удалении от полотна дороги шоссе и не могут в будущем попадать в границы красных линий.
Однако, как следует из акта обследования земельного участка и фотоматериала, представленного апелляционному суду Депртаментом, здание общества в настоящее время находится в непосредственной близости к дорожному полотну имеющегося шоссе, что согласуется с содержанием вышеуказанных схем по утвержденному проекту установления красных линий.
Суд апелляционной инстанции считает также не доказанным факт нарушения прав и законных интересов общества, поскольку приобретение земельного участка в собственность является не единственным видом землевладения для собственника расположенного на земельном участке объекта недвижимости.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Иные доводы, приведенные ООО "Земан" в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2012 по делу N А41-18350/12 оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24395/2012
Истец: ООО "Росгосстрах"
Ответчик: ООО "Агролес"