г. Ессентуки |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А61-1373/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю. Б.,
судей: Марченко О. В., Сулейманова З. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х. А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия - Алания
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.09.2012 по делу N А61-1373/2012 (под председательством судьи Бекоевой С. Х.),
по заявлению Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426, 362005, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, проспект Мира, 25)
к администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1509000622, ОНРН 1021500002193, 363600, Республика Северная Осетия - Алания, с. Эльхотово, ул. Зортова, 20),
заинтересованное лицо - Республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие совхоз "Карджинский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1509000291, ОГРН 1021500904655, 363602, Республика Северная Осетия - Алания, Кировский район, с. Карджин, ул. Ленина, 3),
третье лицо: Озиев Алан Георгиевич,
о признании недействительными постановлений,
с участием в заседании от Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания представителя Кануковой В. А. на основании доверенности от 25.09.2012 N 1264, от администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная представителей Уртаева А. И. на основании доверенности N 2 от 09.01.2013 и Гогаева М. Т. на основании доверенности N 3 от 09.01.2013,
УСТАНОВИЛ:
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация), Республиканскому государственному сельскохозяйственному предприятию совхоз "Карджинский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания (далее - совхоз), в котором просило признать недействительными постановления администрации:
- от 12.12.2006 N 226 "О передаче земельных участков, принадлежащих совхозу "Карджинский", в районный фонд перераспределения земель";
- от 28.07.2011 N 179 "Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного 540-м севернее с. Кар-джин";
- от 16.11.2011 N 268 "Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного 430-м севернее с. Кар-джин";
- от 18.01.2012 N 14 "О предоставлении Озиеву А. Г. в аренду земельного участка в с. Карджин";
- от 18.01.2012 N 15 "О предоставлении Озиеву А. Г. в аренду земельного участка в с. Карджин".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Озиев Алан Георгиевич.
Требования со ссылкой на нормы Федерального закона N 53-ФЗ от 07.04.2006 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), Закона Республики Северная Осетия - Алания N 17-РЗ от 14.05.2004 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия - Алания" мотивированы отсутствием у администрации полномочий по распоряжению земельными участками, относящимися к собственности Республики Северная Осетия - Алания.
Решением суда от 05.09.2012 требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что земельные участки в силу закона являются собственностью Республики Северная Осетия - Алания и администрация не вправе была распоряжаться ими, в том числе путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Суд также установил, что прекращение права постоянного (бессрочного) пользования совхоза земельным участком, осуществлено с нарушением статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку согласие министерства (учредителя совхоза) на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком отсутствует.
Не согласившись с решением, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению заявителя, суд первой инстанции не учел положения пункта 10 статьи 3 Вводного закона, согласно которым до разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления, в черте границ которых находятся земельные участки, и необоснованно сослался на нарушение статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, так как указанная статья на момент отказа совхоза от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком действовала в иной редакции, не предусматривающей необходимость получения согласия учредителя на такой отказ. Поэтому вывод суда о недействительности постановлений по мотиву распоряжения администрацией земельным участком, относящимся к федеральной собственности, неправомерен. Кроме того, администрация в дополнении к апелляционной жалобе указала на неполное исследование судом обстоятельств дела и неправильное применение норм процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство отклонило доводы жалобы, указало на законность и обоснованность обжалуемого решения, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители администрации просили решение суда от 05.09.2012 отменить, представитель министерства настаивал законности и обоснованности обжалуемого решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения 17.10.2012 информации о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru) в суд полномочных представителей не направили, причину неявки суду не сообщили, что в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Выслушав в судебном заседании представителей администрации и министерства, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как видно из материалов дела, письмом от 02.11.2006 совхоз обратился к администрации с просьбой о прекращении прав на все земельные участки, находящиеся в пользовании совхоза, и передаче их в районный фонд перераспределения земель, в том числе: пашни - 912 га, сенокосы - 400 га, пастбища - 543 га, в связи с тем, что производственная деятельность совхоза практически прекращена (т. 1, л. д. 65).
Постановлением администрации N 226 от 12.12.2006 "О передаче земельных участков, принадлежащих совхозу "Карджинский", в районный фонд перераспределения земель" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования совхоза земельным участком, расположенным в Кировском районе Республики Северная Осетия - Алания общей площадью 1855 га, в том числе пашни - 912 га, сенокосы - 400 га, пастбища - 543; земельный участок включен в районный фонд перераспределения земель (т. 1, л. д. 10).
Постановлением администрации N 179 от 28.07.2011 "Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного 540-м севернее с. Карджин" организовано проведение торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 169,9567 га с кадастровым номером 15:02:030201:164, расположенного в Кировском районе, 540-м севернее с. Карджин (т. 1, л. д. 21).
По результатам проведения указанных торгов администрацией принято постановление N 14 от 18.01.2012 "О предоставлении Озиеву А. Г. в аренду земельного участка в с. Карджин", согласно которому земельный участок общей площадью 169,9567 га с кадастровым номером 15:02:030201:164, расположенный в Кировском районе, 540-м севернее с. Карджин, предоставлен Озиеву А. Г. в аренду сроком на 5 лет (т. 1, л. д. 23 - 24).
Постановлением администрации N 268 от 16.11.2011 "Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного 430-м севернее с. Карджин" организовано проведение торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 136,3037 га с кадастровым номером 15:02:030201:163, расположенного в Кировском районе, 430-м севернее с. Карджин (т. 1, л. д. 22).
По результатам проведения указанных торгов администрацией принято постановление N 15 от 18.01.2012 "О предоставлении Озиеву А. Г. в аренду земельного участка в с. Карджин", согласно которому земельный участок общей площадью 136,3037 га с кадастровым номером 15:02:030201:163, расположенный в Кировском районе, 430-м севернее с. Карджин, предоставлен Озиеву А. Г. в аренду сроком на 5 лет (т. 1, л. д. 15 - 16).
Полагая, что администрация незаконно распорядилась земельными участками, относящимися к собственности Республики Северная Осетия - Алания, министерство обратилось в суд с требованием о признании упомянутых постановлений недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм права, положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", обязательным условием для признания ненормативного правового акта органа муниципальной власти недействительным является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие такого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявление министерства, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации помимо прочего находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации помимо прочего относятся земельные участки, предоставленные казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется субъектами Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 15:02:030201:163 и 15:02:030201:164 - это земельные участки совхоза, предоставленные его правопреемнику в постоянное (бессрочное) пользование (т. 1, л. д. 131 - 136, 139 - 146), с просьбой о прекращении права пользования которыми и о передаче в районный фонд перераспределения земель совхоз обратился упомянутым выше письмом.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что ныне прекративший свою деятельность и исключенный 15.09.2011 из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" совхоз относился к государственным унитарным предприятиям, созданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания (т. 1, л. д. 89 - 100).
Принимая во внимание приведенные нормы земельного законодательства и учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент отказа совхоза от права постоянного (бессрочного) пользования спорными землями и принятия оспариваемых постановлений земельные участки с кадастровыми номерами 15:02:030201:163 и 15:02:030201:164 в силу закона (статья 3.1 Вводного закона в редакции Федерального закона N 53-ФЗ от 17.04.2006 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") относились к собственности Республики Северная Осетия - Алания, в связи с чем у администрации отсутствовало право распоряжаться ими.
Оценив повторно представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд находит указанный вывод суда первой инстанции обоснованным. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что факт реорганизации совхоза путем присоединения к государственному унитарному предприятию "Бесланское хлебоприемное предприятие" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания не подтвержден надлежащими доказательствами; доказательства, свидетельствующие об исполнении постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания N 271 от 11.09.2009 "О реорганизации государственных унитарных предприятий агропромышленного комплекса" (т. 1, л. д. 137 - 139), суду не представлены.
Суд апелляционной инстанции установил, что спорные земельные участки переданы министерством в аренду Хуриеву Р. Т. на основании зарегистрированного в установленном законом порядке договора аренды земельных участков от 19.10.2012 (т. 2, л. д. 86 - 92); доказательства заключения договоров аренды спорных земельных участков с Озиевым А. Г. и передачи участков во владение последнего в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает избранный министерством способ защиты своих нарушенных прав (оспаривание упомянутых постановлений администрации) надлежащим.
Довод администрации о неправильном применении судом первой инстанции при разрешении спора норм материального права, а именно применении норм статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 01.01.2007 (то есть после принятия постановления администрации N 226 от 12.12.2006 "О передаче земельных участков, принадлежащих совхозу "Карджинский", в районный фонд перераспределения земель"), судебная коллегия находит обоснованным. Вместе с тем апелляционный суд учитывает, что данное обстоятельство не порочит вывода суда первой инстанции об отсутствии у администрации права распоряжаться спорными земельными участками, в том числе путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ими.
Ссылка администрации на пункт 10 статьи 3 Вводного закона, предусматривающий, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, обоснованно отклонена судом первой инстанции, так как государственная собственность на спорные земельные участки разграничена.
Довод администрации о том, что государственная собственность на спорные земельные участки возникла у муниципального образования на основании постановления Совета Министров Северо-Осетинской ССР N 87 от 30.07.1993 "О передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность Кировского района", отклоняется судебной коллегией в связи с тем, что из содержания указанного постановления невозможно установить, какие именно земли и природные ресурсы подлежали передаче в муниципальную собственность.
Поскольку администрацией в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о пропуске министерством срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отклонил довод администрации о пропуске министерством указанного срока.
Довод администрации о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ее ходатайства об отложении судебного заседания по делу, отклоняется судебной коллегией как необоснованный.
При изложенных обстоятельствах принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, вынесенным на основании полного, всестороннего исследования всех фактических обстоятельств и материалов дела.
При разрешении спора суд первой инстанции предоставил равные процессуальные возможности лицам, участвующим в деле, в связи с чем не допустил нарушения принципа равноправия сторон, установленного статьей 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.09.2012 по делу N А61-1373/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд республики Северная Осетия - Алания.
Председательствующий |
Ю. Б. Луговая |
Судьи |
О. В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1373/2012
Истец: Министерство государственного имущества и земельных отношений Республика Северная Осетия-Алания, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания
Ответчик: Администрация местного самоуправления Кировского района, АМС Кировского района
Третье лицо: Будзиев (представитель Озиева А. г.) Р. А., Озиев Алан Георгиевич, РГСХП "Карджинский", Республиканское государственное сельскохозяйственное предприятие "Карджинский"