г. Вологда |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А13-11460/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарём судебного заседания Завьяловой М.Л.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Стрекаловой Л.Н. от 03.10.2012 N 93, от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Колпакова В.В. по доверенности от 19.07.2012 N 5343-16-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 декабря 2012 года по делу N А13-11460/2012 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - ГУ МЧС России по Вологодской области, Главное управление) о признании незаконным распоряжения (приказа) от 12.07.2012 N 595 о проведении внеплановой выездной проверки.
Заявление принято к производству, делу присвоен номер А13-11460/2012.
Управление Росреестра также обратилось в суд с заявлением к ГУ МЧС России во Вологодской области о признании незаконным предписания от 24.07.2012 N 595/1/191 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А13-11462/2012.
Определением суда от 29 октября 2012 года названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А13-11460/2012.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 декабря 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Управление Росреестра в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылаются на отсутствие оснований для проведения проверки, и как следствие на незаконность предписания.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 06.07.2012 в прокуратуру города Череповца поступило обращение гражданки Виноградовой Л.И. (от 02.07.2012 N 3305ж/2012), в котором указано о фактах нарушения требований пожарной безопасности в помещении, занимаемом филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области, расположенном по адресу: город Череповец, ул. Набережная, д. 27.
В частности, Виноградова Л.И. указала, что при посещении помещения филиала в апреле 2012 года обнаружен ряд нарушений правил пожарной безопасности, которые, по её мнению, создают угрозу возникновения несчастных случаев. Так, в коридоре названного здания произошло задымление, которое затем прошло, окна в помещении закрыты металлическими решётками, отсутствует запасной выход, тамбур выполнен их сгораемого материала, имеются множественныу скрутки электропроводки у светильников и др. При повторном посещении указанного здания в июле того же года ситуация не изменилась.
Заместитель прокурора города Череповца направил в адрес Отдела надзорной деятельности по городу Череповцу Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России во Вологодской области требование от 10.07.2012 N 3305ж/2012 о проведении проверки соблюдения правил пожарной безопасности вышеуказанным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестр" по Вологодской области.
Во исполнение требования от 10.07.2012 N 3305ж/2012 заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору города Череповца вынес распоряжение (приказ) от 12.07.2012 N 595 о проведении внеплановой выездной проверки отдела по г. Череповцу и Череповецкому району Управления Росреестра по Вологодской области.
В ходе проверки, проведенной в период с 17.07.2012 по 24.07.2012, выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума; на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности; помещение не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода; класс пожарной опасности материала, примененного для отделки пола на путях эвакуации выше, чем КМ4; класс пожарной опасности материала, примененного для отделки стен и потолка на путях эвакуации (тамбур эвакуационного выхода) выше, чем КМ3.
Тем самым Управление Росреестра нарушило требования статьи 4 и таблицы 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пунктов 3, 33, 34 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; пункта 38 таблицы 3, пункта 5 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. НПБ 110-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645; пункта 15 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях". НПБ 104-03, утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323; пункта 4.3.2 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. СП 1.13130.2009", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171.
По результатам проверки оформлен акт от 24.07.2012 N 595.
Заявителю выдано предписание от 24.07.2012 N 595/1/191 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 15.12.2012.
Управление Росреестра не согласилось с названными распоряжением и предписанием и обжаловало их в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) федеральный государственный пожарный надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со статьёй 6.1 Закона N 69-ФЗ к числу оснований для проведения внеплановой проверки относятся, в частности: - поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно положениям пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202 - 1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 1 статьи 22 данного Закона установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517 (далее - Административный регламент) определяет последовательность и сроки действий (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности.
На основании пункта 53 Административного регламента проверка проводится на основании распоряжения органа государственного пожарного надзора (далее - ГПН) установленной формы о проведении плановой (внеплановой) проверки.
Распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.
В рассматриваемом случае спорное распоряжение вынесено на основании требования прокуратуры г. Череповца от 10.07.2012 N 3305ж/2012 в связи с поступившим обращением о нарушении требований пожарной безопасности в соответствии с нормами, установленными Законом N 69-ФЗ.
Поступившее в органы прокуратуры обращение гражданина содержит информацию о фактах нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты, расположенного по адресу: город Череповец, ул. Набережная, 27, а также информацию о несоответствии данного объекта защиты требованиям пожарной безопасности, сведения о том, что указанные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Информация, полученная прокуратурой г. Череповца из обращения гражданина послужила основанием для указания прокуратурой в требовании от 10.07.2012 N 3305ж/2012 о проведении незамедлительно проверки объекта защиты, расположенного по адресу: город Череповец, ул. Набережная, 27.
С учетом изложенного отсутствуют основания для вывода о несоответствии оспариваемого распоряжения положениям пункта 46 Административного регламента N 517.
В соответствии с пунктом 52 Административного регламента проверка осуществлена ответчиком по адресу, указанному в обращении.
В ходе проверки выявлены факты нарушения обязательных требований пожарной безопасности в помещениях, эксплуатируемых структурным подразделением Управления Росреестра - отделом по г. Череповцу и Череповецкому району по указанному адресу. Факт нарушений подтверждён материалами дела.
Использование Управлением Росреестра помещений по месту нахождения его структурного подразделения: г. Череповец, ул. Набережная, 27, следует из договора безвозмездного пользования от 04.04.2008, акта приема-передачи от 04.04.2008, приложения N 1 к приказу Управления Росреестра от 17.07.2012 N 132.
Ошибочное указание в требовании прокуратуры г. Череповца от 10.07.2012 N 3305ж/2012 о проведении проверки в отношении филиала Управления Росреестра, как лица, эксплуатирующего объект защиты, расположенный по адресу: город Череповец, ул. Набережная, 27 (вместо Управления Росреестра), при правильном указании места нахождения данного объекта не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Оспариваемое предписание выдано в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки.
По существу изложенных в предписании от 24.07.2012 N 595/1/191 нарушений, которые следует устранить заявителю, податель жалобы каких-либо аргументированных доводов не приводит.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые распоряжение от 12.07.2012 N 595 и предписание от 24.07.2012 N 595/1/191 соответствует действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Управления Росреестра.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 декабря 2012 года по делу N А13-11460/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11460/2012
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Ответчик: Главное управление МЧС России по Вологодской области в лице отдела надзорной деятельности по г. Череповцу Управления надзорной деятельности
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2978/13
23.05.2013 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-11460/12
18.02.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-152/13
24.12.2012 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-11460/12
29.10.2012 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-11460/12