г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А56-45036/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Куклиной Ю.И.
при участии:
от истца: Алексеева Д.К. доверенность от 10.01.2013 г. N 17/31, удостоверение
от ответчика: Всеволодова Н.И. доверенность от 15.11.2012 г., удостоверение
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24275/2012) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2012 г. по делу N А56-45036/2012 (судья Бойко А.Е.), принятое
по иску Администрации Гатчинского муниципального района
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
о взыскании 466 017 руб.
установил:
Администрация Гатчинского муниципального района, место нахождения: 188309, Ленинградская Область, Гатчина Город, К.Маркса Улица, 44, ОГРН: 1054701273351 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург Город, Гороховая Улица, 2/6, А, ОГРН: 1097847215135 (далее - Территориальное управление в Ленинградской области, Управление) в бюджет Гатчинского муниципального района денежные средства в размере 466 017 руб.
Решением суда от 16.10.2012 г. с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области взыскано 466 017 руб. убытков.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение от 16.10.2012 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Администрации в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя истца, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
В обоснование исковых требований Администрация ссылается на следующие обстоятельства.
На территории Гатчинского муниципального района, на реке Оредеж, располагаются гидротехнические сооружения федеральной собственности.
11 января 2011 г. в Администрацию Гатчинского муниципального района поступило обращение от управляющего директора ЗАО "Норд Гидро" с информацией о том, что 24.12.2010 г. расторгнуты договоры с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на объекты гидротехнических сооружений.
20 января 2011 г. Администрация Гатчинского муниципального района направила обращение руководителю Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области с просьбой принять меры по обеспечению безопасности эксплуатации пяти гидротехнических сооружений на реке Орежеж (Чикинское, Рождественское, Сиверское, Белогорское, Вырицкое) и платину МГЭС на реке Ижоре в п. Лукаши.
На вышеуказанное обращение Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (исх. от 02.03.2011 г. N 514/31) подтвердило, что в реестре федеральной собственности имущества, ведение которого осуществляет Управление, зарегистрированы гидротехнические сооружения, составляющие казну Российской Федерации, расположенные в Гатчинском районе Ленинградской области. Управлением была проведена проверка состояния и фактического использования гидротехнических сооружений, в результате которой установлено, что объекты находятся в неудовлетворительном состоянии, и требуют проведения ремонтно-восстановительных работ с целью эксплуатации в установленном законодательством порядке. Управление также информировало, что планируется проведение торгов на право заключения договоров аренды указанных гидротехнических сооружений.
10.06.2011 г. и 04.08.2011 г. Администрация Гатчинского муниципального района в очередной раз обратилась в Управление с просьбой принять меры по обеспечению безопасной эксплуатации потенциально опасных гидротехнических сооружений и приступить к ремонтным работам. На Вырецком ГТС отсутствует возможность маневрировать шандорами по причине обрыва крепления всех лебедок, поднимающих и опускающих донные затворы.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Гатчинского муниципального района 23 августа 2011 г. пришла к выводу, что Вырицкая ГТС представляет потенциальную опасность для проживающего по берегам реки Оредеж населения и хозяйственных объектов. При неблагоприятных обстоятельствах, особенно в период осеннего паводка, ГТС могут быть разрушены, что приведет к затоплению территории и населенных пунктов, значительному экономическому ущербу, возможны человеческие жертвы (Протокол N 11 заседания КЧС и ПБ администрации Гатчинского муниципального района от 23.08.2011 г.).
Во избежание возникновения неблагоприятных последствий, администрацией было принято решение организовать аварийно-восстановительные работы по ремонту подъемных устройств на Вырицком ГТС. На основании договора N 2 от 05.09.2011 г. данные работы были выполнены ООО "Чикино". Сметная стоимость работ составила 266 017 руб. Выполненные работы были приняты по Акту N 2 от 17.10.2011 г. и оплачены ООО "Чикино" (платежное поручение 71863 от 03.11.2011 г.)
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Гатчинского муниципального района 31 октября 2011 г. пришла к выводу, что гидротехнические сооружения на реке Оредеж представляют потенциальную опасность для проживающего по берегам реки населения и хозяйственных объектов. При неблагоприятных обстоятельствах, особенно в периоды весеннего половодья и осенне-зимнего паводка, ГТС могут быть разрушены, что приведет к затоплению территорий и населенных пунктов, значительному экономическому ущербу (более 25 млн. рублей), возможны человеческие жертвы (Протокол N 14 заседания КЧС и ПБ администрации Гатчинского муниципального района от 31.10.2011 г.).
Во избежание сложившейся ситуации Администрация Гатчинского муниципального района заключила договор с ООО "Чикино" N 3 от 31.10.2011 г. года на проведение аварийно-восстановительных работ по восстановлению функционирования ГТС "Даймищенское", "Рождественское", "Сиверское", "Белогорское" и "Вырицкое". Сметная стоимость работ составила 207 300 руб. Акт приемки выполненных аварийно-восстановительных работ был подписан 23 декабря 2011 г. и оплачены платежным поручением 12720 от 06.03.2012 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков.
В материалы дела представлены ответы, поступившие из Прокуратуры Ленинградской области (от 21.02.2011 г.) и Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры (от 21.02.2011 г.), из которых следует, что органами прокуратуры выявлены нарушения требования Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Установлено, что собственник и эксплуатирующая организация бездействуют. Прокуратурой подготовлены предписания в адрес ТУ Росимущества и ЗАО "Норд Гидро".
Факт понесения Администрацией расходов на проведение аварийно-восстановительных работ в сумме 466 017 руб. подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества должен нести собственник имущества. Статья 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ) установила обязанности собственника гидротехнических сооружений. В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 117-ФЗ собственник обязан в том числе: организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 г. N 64, Управление является органом управления объектами недвижимого имущества, расположенного на территории Ленинградской области, находящегося в собственности Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бремя содержания спорного имущества должен нести собственник имущества в лице Управления, которое не обеспечило надлежащего содержания спорного имущества, в связи с чем не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что спорные затраты следует отнести на ГУ МЧС России по Ленинградской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрацией не доказан факт необходимости проведения аварийно-восстановительных работ, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства, дав им надлежащую оценку, суд первой инстанции правильно установил наличие необходимости проведения соответствующих работ в отношении спорных объектов.
Таким образом, исковые требования Администрации о взыскании расходов в сумме 466 017 руб. в соответствии со статьями 987, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд первой инстанции взыскал убытки в сумме 466 017 руб. с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, в то время как указанная сумма подлежит взысканию не с государственного органа, а публично-правового образования (Российской Федерации), интересы которого в суде представляет, как указано выше апелляционным судом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области.
С учетом вышеизложенного решение суда от 16.10.2012 г. подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 октября 2012 года по делу N А56-45036/2012 изменить, изложив в следующей редакции.
Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны в бюджет Гатчинского муниципального района денежные средства в размере 466 017 руб.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45036/2012
Истец: Администрация Гатчинского муниципального района
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области