г. Киров |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А28-7106/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Зайкова Н.И., действующего на основании доверенности от 28.06.2012,
представителей ответчика - Головиной Г.Ш., Никоновой М.Л., действующих на основании доверенностей от 09.01.2013,
представителей третьего лица - Лихачёва Д.М., Шулятьевой Е.Н., действующих на основании доверенностей от 09.10.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 по делу N А28-7106/2012, принятое судом в составе судьи Волковой С.С.
по заявлению открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (ОГРН 1084345012454, Кировская область, г. Киров, ул. Водопроводная, 21)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ОГРН 1034316517652, Кировская область, г. Киров, ул. К. Либкнехта, д. 55),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Мой дом" (ОГРН 1104345008371, Кировская область, г. Киров, ул. Орловская, д. 23),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Кировские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС по Кировской области) о признании недействительными решения от 03.07.2012 N 07/02-12 и предписания от 03.07.2012 N 07/02-12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Мой дом" (далее - третье лицо, ООО "Инвестиционная компания "Мой дом") (том 1, л.д. 1-3).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Кировские коммунальные системы" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что вопрос о согласовании или несогласовании проектной документации не может повлиять на интересы ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом", так как размер потребляемой нагрузки указывается в заявке на заключение договора о подключении, а не в проектной документации; жилой дом с 2 машино-местами не может относиться к категории жилья "массовое".
УФАС по Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения
ООО "Инвестиционная компания "Мой дом" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.04.2012 УФАС по Кировской области возбуждено дело N 07/02-12 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Кировские коммунальные системы" (далее - ОАО "ККС") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг по сбору и очитке воды, распределению воды среди потребителей, сбору и обработке сточных вод в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей, составной частью которого являются услуги по технологическому подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по водоснабжению и водоотведению, путем уклонения от согласования проектной документации на объект капитального строительства "Жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: г. Киров, Октябрьский проезд, 18" (том 2, л.д. 54-71), что имеет своим результатом ущемление интересов ООО "Инвестиционная компания "Мой дом" (том 1, л.д. 30-31).
22.06.2012 УФАС по Кировской области вынесено решение по делу N 07/02-12 (изготовлено в полном объеме 03.07.2012) (далее - решение от 03.07.2012) (том 2, л.д. 13-21), которым ОАО "ККС" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции в части обязания ООО "Инвестиционная компания "Мой дом" произвести расчет объема присоединяемой нагрузки (ВВ - внутреннего водоснабжения), исходя из норматива жилищной обеспеченности 23 кв.м./чел., не предусмотренного действующими нормативными актами, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов заявителя в виде затягивания сроков согласования проектной документации и невозможности выполнения монтажа инженерных сетей водоснабжения и водоотведения в установленный графиком производства работ срок, а также в виде увеличения платы за технологическое подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из указанного решения следует, что на основании договора аренды земельного участка от 18.06.2010 ООО "Инвестиционная компания "Мой дом" является владельцем на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 43:40:000266:0006, расположенного по адресу г. Киров, Октябрьский проезд, д. 18. Пунктом 1.3 указанного договора предусмотрено, что данный участок предоставлен для строительства жилого дома.
В разрешении на строительство от 24.12.2010 N RU43306000-291, выданном администрацией муниципального образования "город Киров" указано, что жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения имеет этажность 21 (20 жилых этажей и верхний технический этаж), площадь квартир - 11970 кв.м., площадь встроенных помещений - 232,1 кв.м, количество квартир - 182 шт.
В целях подключения указанного объекта к сетям водоснабжения и водоотведения ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" обратилось в ОАО "ККС" с запросом о предоставлении технических условий (письмо от 20.10.2010 N 03/03-19) (том 2, л.д. 77). ОАО "Кировские коммунальные системы" выдало ООО "Инвестиционная Компания "Мой Дом" технические условия от 22.10.2010 N 250 (том 2 л.д. 78-79) на подключение к инженерным сетям водопровода и канализации, в которых определена максимальная нагрузка ресурса - 182 куб.м./сут. В пункте 1 раздела "Технические требования к объекту капитального строительства" технических условий от 22.10.2010 N 250 предусмотрено: "Проект на строительство объекта должен быть разработан проектной организацией, имеющей допуск на выполнение данных работ, и согласован с ПТО ОАО "ККС".
ООО "Инвестиционная компания "Мой дом" разработана проектная документация на строительство жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: г. Киров, Октябрьский проезд, д.18 (40-53), в отношении которой получено положительное заключение государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы" от 24.12.2010 N 43-1-4-0629-10 (том 2, л.д. 54-71) (проектная документация соответствует требованиям нормативных документов и результатам инженерных изысканий). Из пункта 1.1.1 раздела 1 пояснительной записки N 04-01.03-10-ПЗ (том 3, л.д. 89-104) к проекту следует, что объект имеет следующие характеристики: общая площадь квартир жилой части - 11970,0 кв.м; общая площадь встроенных административных помещений- 231,1 кв.м; число квартир - 182 шт.; этажность здания - 21 эт.; расход холодной воды - 5,43 куб.м./час; расход горячей воды -7,95 куб.м./час; объем стоков-12,6 куб.м./час. В разделе V рабочей документации "НВК" указаны основные показатели по чертежам НВК, в частности предусмотрен расчетный расход хозяйственно-питьевого водопровода и хозяйственно-бытовой канализации в объемах: 136,208 м/сут. или 12,60 куб.м./час или 5,04 л/с. С учетом указанных требований ООО "Инвестиционная Компания "Мой Дом" определило размер необходимой нагрузки в пределах предоставленных технических условий, которая составила 144 куб.м./сут., и разработало проектную документацию с учетом данной нагрузки.
В июне 2011 года ООО "Инвестиционная Компания "Мой Дом" передало проектную документацию в ПТО ОАО "Кировские коммунальные системы".
07.07.2011 ОАО "ККС" за подписью исполнителя Кондратовой С.А. выдало третьему лицу замечания по проекту, в пункте 1 которых указано: "Представить расчет ВВ (внутреннего водоснабжения): норму жилищной обеспеченности принять 23 кв.м/чел., норму на потребителя 0,4 куб.м./сут. (дом свыше 12 эт.)".
После устранения всех замечаний, за исключением указанных в пункте 1, откорректированная проектная документация ООО "Инвестиционная Компания "Мой Дом" была повторно направлена в ОАО "Кировские коммунальные системы" для согласования. Корректировка осуществлялась путем внесения исправлений непосредственно в тексте проектной документации, находящейся в ПТО ОАО "ККС".
Не получив согласованную проектную документацию, ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" письмом от 15.08.2011 N 03/03-115 (том 2, л.д. 72) сообщило ОАО "ККС" о том, что в ПТО организации находится на согласовании проектная документация части НВК по объекту "Жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: г. Киров, Октябрьский проезд, 18". В пункте 1 указанного письма ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" указано, что норма жилищной обеспеченности принята в проектной документации 25 кв.м/чел. (вместо требуемой ОАО "ККС" 23 кв.м/чел.) в соответствии с требованиями п. 2.3.3.10 таблицы 2 Региональных нормативов градостроительного проектирования Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 14.10.2008 N 149/418 (далее - Региональные нормативы градостроительного проектирования Кировской области), которыми установлена расчетная норма общей площади при массовом строительстве 25-40 кв.м/чел., а норма на потребителя принята 300 л/сут. в соответствии с приложением 3 СНиП 2.04.01-85* (вместо требуемой ОАО "ККС" 400 л/сут.).
Письмом от 23.08.2011 N 02-1857 ОАО "Кировские коммунальные системы" отказало в согласовании проектной документации до устранения всех замечаний (том 2, л.д. 73).
Не получив от ОАО "ККС" согласования проектной документации по жилому дому, строящемуся по адресу: г. Киров, Октябрьский проезд, 18, третье лицо обратилось с жалобой на действия ОАО "ККС" в Прокуратуру Кировской области. В письме от 09.12.2011 N 03/03-23 (том 2, л.д. 34-36), обосновывая причину несогласия с предложенной ОАО "ККС" методикой подсчета размера подключаемой нагрузки, третье лицо сообщает, что ОАО "ККС" требует занизить норму жилищной обеспеченности по отношению к нормативной и искусственно приблизить к социальной, а норму водопотребления искусственно завысить по отношению к нормативной и сделать ее как для жилья с повышенной комфортностью. Это дает ОАО "ККС" возможность определить расход воды 182 куб.м./сут, вместо подлежащей расчету в соответствии с требованиями нормативных актов в размере 144 куб.м./сут. В данном письме третье лицо указывает, что увеличение размера подключаемой нагрузки позволяет ОАО "ККС" завысить размер платы за подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, упомянутой в разделе "Информация о плате за подключение" технических условий от 22.10.2010 N 250, на 2619328 рублей 60 копеек, поскольку плата за подключение исчисляется в зависимости от подключаемой нагрузки. Прокуратура Кировской области направила жалобу ООО "Инвестиционная компания "Мой дом" в УФАС по Кировской области для рассмотрения по существу.
Усмотрев в действиях ОАО "ККС" признаки нарушения, предусмотренного пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, антимонопольный орган направил ОАО "ККС" предупреждение от 02.03.2012 N 4 (том 2, л.д. 23-25), в котором Обществу предложено прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем согласования проектной документации, представленной заказчиком.
Письмом от 04.04.2012 N 08-593 (том 2, л.д. 28) ОАО "ККС" сообщило УФАС по Кировской области о том, что не имеет возможности выполнить действия, указанные в предупреждении, поскольку в ОАО "ККС" отсутствует проектная документация по объекту капитального строительства, расположенного по адресу: г. Киров, Октябрьский проезд, 18.
ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" письмом от 09.04.2012 N 03/03-14 повторно направило в ОАО "ККС" на согласование проектную документацию по указанному объекту (том 2, л.д. 29).
ОАО "ККС" сформулированы новые замечания к проекту, датированные 17.04.2012, состоящие из 7 пунктов.
ОАО "ККС" и ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" представили в УФАС по Кировской области подписанный обеими сторонами протокол от 21.06.2012 (том 1, л.д. 42) о том, что все замечания, указанные в письмах от 07.07.2011 и от 17.04.2012, третьим лицом устранены, за исключением замечания N 1 от 07.07.2011.
Дополнительным пояснением по делу от 22.06.2012 (том 1, л.д. 43) ОАО "ККС" сообщило Управлению о том, что третьим лицом не представлены документы, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, что объект капитального строительства относится к категории массового жилья, исходя из положений и критериев Региональных нормативов. При этом представитель ОАО "ККС" дополнил собственноручно письмо от 22.06.2012 указанием на то, что замечания п.п. 2 п. 1 от 07.07.2011 сняты, то есть согласился с доводами третьего лица о правомерности применения нормы на потребителя 300 л/сут.
УФАС по Кировской области пришло к выводу о том, что ОАО "ККС" отказалось согласовать представленную ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" проектную документацию на объект: "жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: г. Киров, Октябрьский проезд, 18" в связи с тем, что расчет указанной в проекте нагрузки произведен исходя из нормы жилищной обеспеченности 25 кв.м/чел., а не 23 кв.м/чел. Указанный вывод сделан антимонопольным органом, в том числе на основании письма ОАО "ККС" от 19.04.2012, из которого следует, что третье лицо при расчете размера потребляемой нагрузки исходило из отнесения строящегося объекта к категории "массовое жилье".
22.06.2012 антимонопольным органом выдано предписание N 07/02-12 (изготовлено в полном объеме 03.07.2012) (далее - предписание от 03.07.2012) (том 2, л.д. 22), которым на ОАО "ККС" возложена обязанность прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции в части обязания ООО "Инвестиционная компания "Мой дом" произвести расчет объема присоединяемой нагрузки (ВВ - внутреннего водоснабжения), исходя из норматива жилищной обеспеченности 23 кв.м./чел., не предусмотренного действующими нормативными актами, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов заявителя в виде затягивания сроков согласования проектной документации и невозможности выполнения монтажа инженерных сетей водоснабжения и водоотведения в установленный графиком производства работ срок, а также в виде увеличения платы за технологическое подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно в 14-дневный срок с момента получения предписания согласовать представленную ООО "Инвестиционная компания "Мой дом" проектную документацию с шифром 04-01.03-10 на объект: "Жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: г. Киров, Октябрьский проезд, 18", определив подключаемую нагрузку по внутреннему водоснабжению и водоотведению, исходя из норматива жилищной обеспеченности 25 кв.м/чел.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по Кировской области от 03.07.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемые решение и предписание не противоречат законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).
По смыслу указанной нормы для установления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Как указано в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Материалами дела подтверждено, что ОАО "ККС" занимает доминирующее положение на рынке сбора и очистки воды, распределения воды среди потребителей и сбора и обработки сточных вод в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей, приказом УФАС по Кировской области от 13.03.2009 N 37 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 %.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон о естественных монополиях) деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В рассматриваемой ситуации деятельность по выдаче технических условий на подключение к инженерным сетям (водопровод, канализация) объекта капитального строительства не образует самостоятельного товарного рынка, так как по своей сути является частью товарного рынка по водоснабжению и водоотведению, на котором ОАО "ККС" занимает доминирующее положение.
Согласно частям 1, 2, 7, 8, 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент подготовки проектной документации, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт) (часть 1). Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2). Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий (часть 7). Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка (часть 8). В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются разделы, в том числе пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями (часть 12).
Из пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно пунктам 2, 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правил определения и предоставления технических условий) подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов (пункт 2). Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 9).
Из пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - пункт 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию) следует, что раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать в текстовой части в том числе реквизиты технических условий, предусмотренных частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.
Пунктом 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения) предусмотрено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает в себя заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек.
Из пунктов 2.3.3.10, 4.2.19, примечания к пункту 4.2.19 Региональных нормативов градостроительного проектирования Кировской области следует, что структуру жилого фонда рекомендуется дифференцировать по уровню комфорта согласно таблице 2, согласно которой для уровня комфорта жилья "массовый" установлены: расчетная норма общей площади на 1 чел. - 25-40 кв.м; формула заселения квартиры (дома) k=n, k=n+1, где k - количество комнат в квартире, n - количество членов семьи; доля в общем объеме строительства по области - 25-30% (пункт 2.3.3.10). Расчетное число мест хранения автотранспорта при новой застройке и комплексном освоении территории рекомендуется устанавливать в зависимости от категории комфорта жилого фонда в соответствии с таблицей 15, в которой для типа жилого дома по уровню комфорта "массовый" количество долговременного (постоянного) хранения автотранспорта определено в размере 0,8 машино-мест на квартиру, количество временного хранения автотранспорта - 0,24 машино-мест на квартиру (пункт 4.2.19). Категория жилого фонда устанавливается заданием на проектирование (примечание к пункту 4.2.19).
Из материалов дела следует, что отказывая в согласовании проектной документации ОАО "ККС" сослалось на то, что расчет указанной в проекте нагрузки произведен исходя из нормы жилищной обеспеченности 25 кв.м/чел., а не 23 кв.м/чел. При этом в направленном ответчику письме от 19.04.2012 Общество пояснило, что ООО "Инвестиционная компания "Мой дом" при расчете размера потребляемой нагрузки исходило из отнесения строящегося объекта к категории "массовое жилье". В данном письме ОАО "ККС" указало, что в соответствии с Региональными нормативами градостроительного проектирования Кировской области к такой категории относится объект капитального строительства при условии планирования на одну квартиру 0,8 мест для постоянного хранения автотранспорта и 0,24 для временного хранения. В связи с чем заявитель сделал вывод о том, что поскольку с учетом запроектированного количества квартир количество машино-мест должно составлять 145,6 постоянных и 43,68 временных, а в проекте предусмотрено 2, представленный проект не соответствует категории "массовое жилье"
Между тем, наличие в проектной документации только 2 машино-мест не является основанием для отказа в согласовании проектной документации, поскольку дифференциация жилья по уровню комфорта осуществляется в соответствии с пунктом 2.3.3.10 Региональных нормативов градостроительного проектирования Кировской области исходя из таких критериев, как расчетная норма площади на 1 человека, соотношение количества комнат в квартире и количества членов семьи. ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" в целях оборудования объекта дополнительными парковочными местами намеревалось осуществить строительство подземной автостоянки для нужд жильцов дома N 18 по Октябрьскому проезду, что подтверждено заданием на проектирование, договором купли-продажи земельного участка от 15.05.2012 N 3450, подписанным с Микрюковым А.В., соглашением о передаче земельного участка под строительство двухуровневой автостоянки. Кроме того, в целях строительства указанной подземной автостоянки застройщиком получен градостроительный план соответствующего земельного участка.
На основании анализа положений статей 48, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, пунктов 9, 10 Правил определения и предоставления технических условий, пункта 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование о согласовании проектной документации на строительство с выдавшей технические условия организацией не является обязательным. При этом суд указал, что в данном случае требование о согласовании проектной документации имеется в технических условиях на подключение к инженерным сетям от 22.10.2010 N 250 и стало его частью. Выполнение указанных технических условий, в том числе в части согласования проекта на строительство с ПТО ОАО "ККС" является условием подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Соглашаясь с указанными выводами, суд апелляционной инстанции отмечает, что законодательство не наделяет организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения правом требовать внесения изменений в проектную документацию.
Кроме того, согласно пункту 8 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения отступление от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при подготовке проектной документации была выявлена необходимость отступления от условий подключения к сетям водоснабжения и согласование такого отступления с ОАО "ККС".
При таких обстоятельствах, отказ в согласовании проектной документации, изложенный в пункте 1 замечаний от 07.07.2011, также как и выдвинутое ОАО "ККС" требование о необходимости дополнительного обоснования приведенной в проектной документации нормы жилищной обеспеченности, противоречат положениям названных выше нормативных правовых актов.
Материалами дела подтверждено, что возложение на ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" обязанности произвести расчет объема присоединяемой нагрузки (ВВ - внутреннего водоснабжения), исходя из норматива жилищной обеспеченности 23 кв.м./чел может привести к ущемлению интересов данного юридического лица, поскольку повлечет увеличение платы за технологическое подключение указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктами 10.1.1, 10.2.2 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров", утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 установлено, что все проекты производства земляных работ, топографические планы места проведения работ и условия производства земляных работ подлежат обязательному согласованию с эксплуатационными организациями, землепользователями, землевладельцами, собственниками и арендаторами земельных участков, на которых предполагается производство работ, в части планово-высотного положения подземных сооружений, наличия инженерных коммуникаций и методов производства работ, обеспечивающих сохранность зданий, сооружений, инженерных сетей, расположенных в непосредственной близости от мест раскопок (пункт 10.1.1). Для получения ордера в территориальное управление по району, на территории которого будет производиться раскопка, производителем работ должны быть представлены документы, в том числе проект производства работ или топографический план места проведения работ, согласованные в соответствии с пунктом 10.1 настоящих Правил (пункт 10.2.2).
При этом Правилами внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" не определены ни форма проекта производства работ, ни форма топографического плана места проведения работ.
Из пояснений ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" следует, что в силу сложившегося обычая в качестве проекта производства работ (или топографического плана) в целях получения ордера на производство земляных работ в территориальное управление администрации города Кирова представляется раздел согласованной проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка".
В рассматриваемой ситуации отказ в согласовании проектной документации повлек невозможность получения ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" ордера на производство земляных работ, что не позволило третьему лицу своевременно выполнить работы по монтажу наружных инженерных сетей.
Следовательно, необоснованный отказ в согласовании проектной документации ущемляет интересы третьего лица и свидетельствует о нарушении заявителем части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований. Суд первой инстанции обоснованно признал обжалуемые решение и предписание УФАС по Кировской области соответствующими положениям части 1 статьи 5, части 1 статьи 10, части 1 статьи 50 Федерального закона о защите конкуренции, пункту 1 статьи 4 Федерального закона о естественных монополиях, статьи 48, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, пунктов 9, 10 Правил определения и предоставления технических условий, пункта 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопрос о согласовании или несогласовании проектной документации не может повлиять на интересы ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом", так как размер потребляемой нагрузки указывается в заявке на заключение договора о подключении, а не в проектной документации, были исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и обоснованно им отклонены, оснований для переоценки соответствующих выводов суда из материалов дела не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом с 2 машино-местами не может относиться к категории жилья "массовое", не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку дифференциация жилья по уровню комфорта осуществляется в соответствии с пунктом 2.3.3.10 Региональных нормативов градостроительного проектирования Кировской области исходя из различных критериев, а именно, расчетной нормы площади на 1 человека, соотношения количества комнат в квартире и количества членов семьи, а не только из количества машино-мест. Однако, отнесение жилого дома к категории "массовое" по данным критериям не осуществлялось. Кроме того, из материалов дела следует, что ООО "Инвестиционная компания "Мой Дом" предпринимает действия, необходимые для осуществления строительства подземной автостоянки для нужд жильцов дома. При этом жилой дом и автостоянка будут вводиться в эксплуатацию одновременно.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2012 по делу N А28-7106/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7106/2012
Истец: ОАО "Кировские коммунальные системы"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
Третье лицо: ООО "Инвестиционная компания "Мой дом"