г. Чита |
|
01 июля 2010 г. |
дело N А78-9020/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 июля 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Клочковой Н.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белокриницкой А.С.,
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 апреля 2010 года по делу N А78-9020/2009 по иску Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" о понуждении заключить договор аренды земельного участка в редакции, предложенной истцом, и взыскании 7 763 633,98 руб. (суд первой инстанции: судья Малышев Л.В.),
с участием в судебном заседании:
от ответчика - Кирьяновой Ю.А., представителя по доверенности N 113 от 11.01.2010,
установил:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Читинской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ОАО "ТГК-14", ответчик) с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о понуждении к заключению договора аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, Черновский административный район, проезд Энергостоителей,1 кадастровый N 75:32:040515:65, площадью 394 723 кв.м, на условиях, предложенных истцом, и взыскании 7 715 438,91 руб. за фактическое пользование земельным участком за период с 01.01.2009 по 15.09.2009, 48 195,07 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 17.08.2009 по 15.09.2009.
Решением от 16.04.2010 арбитражный суд требования истца удовлетворил частично: взыскал с ОАО "ТГК-14" в пользу Департамента проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 30 523, 54 руб., в остальной части иска отказал.
Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции в части взыскания денежных средств и обратился с апелляционной жалобой. Находя решение арбитражного суда в указанной части принятым по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела, основанным на выводах, не соответствующих обстоятельствам дела, просил отменить и в удовлетворении этих требований отказать.
Заявитель мотивировал жалобу тем, что суд первой инстанции не проверил полномочий Департамента в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Читы; не оценил правомерности применения Департаментом кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 773 664 117, 12 руб. при определении размера арендных платежей за пользование земельным участком. Кроме того, ответчик полагал, что Департамент неправомочен изменять установленный вид разрешенного использования земельного участка, что привело к необоснованному завышению размера арендной платы.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции повторил позицию, изложенную в обоснование апелляционной жалобы.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Истец о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещен надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направил. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителя истца не препятствовала рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17 июня 2010 года был объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 24 июня 2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе суда с участием представителя ответчика.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием возражений истца законность и обоснованность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке проверены только в обжалованной ответчиком части.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы, апелляционный суд нашел жалобу ОАО "ТГК-14" подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 1 Закона Читинской области N 1046-ЗЧО от 21.11.2007 "Об установлении полномочия администрации Читинской области по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена", действовавшего с 01.02.2008, полномочия по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, были отнесены к полномочиям Администрации Читинской области.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1, части 2 статьи 2 Закона Забайкальского края N 152-ЗЗК от 01.04.2009 "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, право требования по договорам аренды земельных участков, заключенным органами местного самоуправления городского округа "Город Чита", является полномочием высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края. Высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края вправе возложить исполнение названных полномочий на уполномоченные органы.
На основании Закона Забайкальского края от 26.09.2008 N 46-ЗЗК "Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края" Департаменту предоставлены полномочия исполнительного органа государственной власти по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена. Департамент действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30.09.2008 N 39.
Как следует из материалов дела, 21.05.2009 ОАО "ТГК-14" обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, общей площадью 394 723 кв.м, кадастровый N 75:32:040515:65, расположенного по адресу: г. Чита, Черновский административный район, проезд Строителей, 1, на котором расположен энергетический производственно-технологический комплекс (ЭПТК) "Читинская ТЭЦ-1", имеющий производственное назначение. ОАО "ТГК-14" предоставило кадастровый паспорт указанного земельного участка от 18.03.2009 N 7532/201/09-2790 с кадастровой стоимостью 396 404 519,98 руб., в котором отсутствовало указание на вид разрешенного использования земельного участка.
28.08.2009 Департамент направил ОАО "ТГК-14" проект договора аренды земельного участка от 17.08.2009 с приложением к нему кадастрового паспорта 05.08.2009 N 7532/201/09-10898 на указанный земельный участок. В представленном паспорте кадастровая стоимость земельного участка указана в размере 1 773 664 117,12 руб. Из этой кадастровой стоимости земельного участка истец рассчитал размер арендной платы в сумме 10 287 251,88 руб. в год.
Ответчик не согласился с указанным размером арендной платы и за пользование названным земельным участком в период с 01.01.2009 по 15.09.2009 уплатил 1 530 664, 47 руб., исходя из его кадастровой стоимости 396 404 519,98 руб., указанной в кадастровом паспорте от 18.03.2009 N 7532/201/09-2790. 07.09.2009 ОАО "ТГК-14" направило Департаменту Соглашение об оплате платежа за фактическое использование земельным участком за названный период времени. Это соглашение истцом не было подписано.
Отсутствие урегулированных между сторонами отношений в связи с использованием ответчиком земельного участка с кадастровым N 75:32:040515:65 послужило основанием для обращения Департамента с иском в суд.
Удовлетворения исковые требования в части взыскания с ОАО "ТГК-14" процентов за пользование денежными средствами, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик фактически пользуется земельным участком с кадастровым N 75:32:040515:65 и за пользование этим земельным участком обязан уплачивать плату, рассчитанную по кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 773 664 117,12 руб. Проценты за пользование земельным участком суд начислил с 28.08.2009 - даты, когда ответчик получил от истца проект договора аренды и узнал о размере арендной платы.
Однако с выводами суда первой инстанции в указанной части суд апелляционной инстанции не согласился по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым N 75:32:040515:65 сформирован как объект государственного кадастрового учета, с назначением использования под промышленное производство. Постановлением мэра города Читы N 1690 от 23.10.2000 "О предоставлении земельных участков в аренду ОАО "Читаэнерго" с изменениями, внесенными распоряжением главы Администрации города N 383-Р от 13.02.2004, названный земельный участок площадью 397 884 кв.м был предоставлен открытому акционерному обществу (ОАО) "Читаэнеро" под ЭПТК "Читинская ТЭЦ-1" по договору аренды N 3189а/03 от 28.04.2002, этому земельному участку определено разрешенное использование - для промышленного производства. Указанные сведения о назначения земельного участка отражены в кадастровом плане земельного участка от 17.04.2006 N 75106-2297.
В результате реорганизации ОАО "Читаэнерго" собственником ЭПТК "Читинская ТЭЦ-1" стало ОАО "ТГК-14", что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 01.11.2006 серия 75 АБ N 190027.
В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Распоряжением N 2570/р от 17.06.2009 Департамент определил предоставить ОАО "ТГК-14" земельный участок с кадастровым N75:32:040515:65 площадью 394 723 кв.м для обслуживания и использования ЭПТК "Читинская ТЭЦ N1". На основании этого распоряжения Департамент обратился в Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Читинской области с заявлением об изменении объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Между тем, у истца нет соответствующих полномочий на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительном кодексе Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом публичных слушаний. До принятия в установленном данным Кодексом порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принимается главой местной администрации. В случае, если до введения в действие Кодекса один вид разрешенного использования был изменен на другой вид такого использования, решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой принимается без проведения публичных слушаний.
Из приведенных норм права следует, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах применительно к каждой территориальной зоне и могут быть изменены в соответствии с этими регламентами.
Пунктом 3 статьи 17 решения Думы городского округа "Город Чита" N 7 от 22.01.2004 "О принятии правил землепользования и застройки городского округа "Город Чита", действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что выбор типа разрешенного использования недвижимости для соответствующих территориальных зон (подзон), осуществляется владельцами недвижимости посредством обращения в уполномоченные органы городского самоуправления.
Истец не подтвердил, что утвержденный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 75:32:040515:65 - для промышленного производства в установленном законом порядке был изменен на другой вид разрешенного использования - для использования энергетического производственно-технического комплекса "Читинская ТЭЦ N 1", отраженный в кадастровом паспорте 05.08.2009 N 7532/201/09-10898.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, одна из форм платы - арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49 (с последующими изменениями), утвержден Порядок определения размера арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края, по которому кадастровая стоимость земельного участка - одна из составляющих определения размера годовой арендной платы за земельные участки.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление кадастровой стоимости земельных участков посредством проведения кадастровой оценки земель в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные, действующие на территории Российской Федерации. В соответствии с этими Правилами постановлением Правительства Забайкальского края от 16.12.2008 N 116 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 75:32:040515:65 установлена в размере 396 404 519,98 руб., рассчитана из сведений об участке, содержащихся в Государственном земельном кадастре по состоянию на 01 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, отражена в кадастровом паспорте земельного участка от 18.03.2009 N 7532/201/09-2790. Эта кадастровая стоимость соответствует результатам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.12.2008 N 116.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не было правовым оснований не принять при расчете платежей за использование земельным участком под ЭПТК "Читинская ТЭЦ N 1" кадастровую стоимость земельного участка 396 404 519,98 руб. Применение сторонами коэффициента 0,0058 при расчете платы за земельный участок под названым объектом не является безусловным основанием для вывода об изменении разрешенного вида использования земельного участка, поскольку такой коэффициент подлежит применению при расчете арендной платы исходя из фактического назначения спорного земельного участка.
Поскольку в период с 01.01.2009 по 15.09.2009 ОАО "ТГК-14" пользовалось земельным участком, то оно получило материальную выгоду, которая по своей правовой природе представляет неосновательное обогащение, предусмотренное статьями 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик, действуя добросовестно, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 396 404 519,98 руб., применив коэффициент 0,0058, самостоятельно рассчитал причитающую истцу плату. Сумма платежа составила 2 299 146,22 руб. в год. Не имея перед Департаментом никаких платежных обязательств, кроме как за пользование спорным земельным участком, ОАО "ТГК-14" платежными поручениями N 8369 от 15.09.2009, N 9999 от 24.11.2009 и N 10845 от 15.12.2009 уплатило всего 10 287 251,88 руб., из них причитающий платеж за 2009 год и 7 988 106,66 руб. в счет будущих платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 названного Кодекса) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Из документов в деле не усматривается, что Департамент предлагал ответчику уплатить за фактическое пользование земельным участком определенную денежную сумму и в определенный срок. Предложенные ОАО "ТГК-14" соглашения об оплате за период фактического использования занятых земельных участков истцом не были приняты.
При таких данных, учитывая то, что по действующему законодательству плата за землю рассчитывается за один календарный год, у суда первой инстанции не было оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Таким образом, решение арбитражного суда по делу в обжалованной части как принятое при неправильном применении норм материального права подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной ответчиком при обращении в суд с иском, подлежат возмещению истцом.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 апреля 2010 года по делу N А78-9020/2009 в обжалованной части - в части взыскания 30 523,54 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 1 220,94 руб. государственной пошлины отменить и принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований о взыскании 30 523,54 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" 2 000 руб. возмещения расходов на государственную пошлину за апелляционную жалобу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Капустина |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9020/2009
Истец: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Ответчик: ОАО "ТГК N 14", ОАО "ТГК-14", ОАО "Территориальная генерирующая компания N 14"
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18391/10
28.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18391/10
15.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А78-9020/2009
01.07.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2164/10